Культура
15:17, 9 апреля 2013

Сложен не из кубиков Как Мэттью Макконахи вышел в люди

Кирилл Шамсутдинов
Мэттью Макконахи
Фото: Michael Buckner / AFP

На прошлой неделе стало известно, что американский актер Мэттью Макконахи сыграет главную роль в научно-фантастическом фильме режиссера и продюсера Кристофера Нолана «Межзвездный» («Interstellar»). Актер подтвердил, что принял предложение Нолана, поступившее в конце марта 2013-го. Выход «Межзвездного» на экраны запланирован на 7 ноября 2014 года.

Кристофера Нолана можно упрекать во многих режиссерских грехах, однако бесспорно, что актеры в его картинах всегда подобраны, как слова в стихотворной строчке. Любой актер в любом фильме Нолана не просто на своем месте, а поставлен так, чтобы его грани — сколько бы их ни было — заиграли максимально ярко. В этой связи сам факт главной роли, отданной Мэттью Макконахи, говорит о том, что карьера 43-летнего «золотого мальчика» Голливуда все-таки вырулила на прямую дорогу.

Нет, со славой и деньгами у Макконахи все было в порядке практически с самого начала карьеры. Одно из подтверждений тому — комментарии к любой статье об актере в интернете. Информация и фото Макконахи неизменно сопровождаются многочисленными признаниями в любви от его не менее многочисленных поклонниц: «Красавеццццццццццц!!! Когда вижу его мечтательно вздыхаю, откуда они такие красавцы?», «Мэтью...Мэтью...Я даже была в тебя тайно влюблена...» «Лапулечка!!! Играл бы в каких нибудь „Спасателях Малибу“ — я бы его боготворила» (орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. «Ленты.ру»).

Злопыхатели же из числа синефилов и коллег по цеху именуют красавчика Макконахи «человек-торс»: к середине 2000-х он стал чем-то вроде мужского варианта Рене Зельвегер и казался парнем с обложки дамского романа — безымянным плодом воображения иллюстратора, который захотел потрафить фрустрированным читательницам кубиками нарисованного пресса.

Во всяком случае так было до недавних пор.

Мэтью Макконахи родился 4 ноября 1969 года в Техасе (США). В 1988-м он поступил в университет с намерением стать адвокатом, однако перед одним из последних экзаменов вдруг решил радикально поменять специализацию — и переключился с юриспруденции на кинематограф. В университете Техаса он познакомился с Доном Филлипсом, продюсером и специалистом по кастингу, и тот в 1992 году рекомендовал молодого актера Ричарду Линклейтеру. Режиссер, земляк Макконахи, после своего триумфального дебюта «Халявщик» (1991) тогда подбирал команду для второго фильма, тоже про разгильдяев — «Под кайфом и в смятении» («Dazed and Confused»).

Макконахи еще в старшей школе был признан абсолютным красавцем и, по утверждению его собственной матери, отбоя от женщин не имел уже тогда. Возможно, именно это заставило Линклейтера позвать его на роль великовозрастного хлыща Вудерсона, предпочитающего тусоваться со школьниками — роль небольшую, но прославившуюся фразой «Что я люблю в выпускницах, так это то, что, пока ты стареешь, они каждый год одного и того же возраста».

Картина о старшеклассниках, не успевших к лету цветов 1968 года, дала путевку в жизнь Бену Аффлеку и Милле Йовович — заметили тогда и Макконахи. Правда, пока только кинематографисты, так как фильм Линклейтера в прокате провалился, хоть и стал потом культовым. Но после нескольких небольших ролей в разных фильмах он сыграл вместе с Дрю Бэрримор и Вупи Голдберг в комедийной драме Герберта Росса «Парни побоку» (1995). Роль Макконахи — полицейский Эйб, этакий дядя Степа — сразу пришлась по вкусу зрителям, а в особенности зрительницам, и на актера наконец обратили внимание.

В следующем году Макконахи позвали сниматься в три фильма, в том числе в вестерн «Звезда шерифа» Джона Сэйлза и судебную драму «Время убивать» Джоэла Шумахера, поставленную по книге Джона Гришэма. Первая картина была просто хорошей, что актерской карьере всегда идет впрок, а вторая оказалась для Макконахи настоящим трамплином: во «Времени убивать» его партнерами по съемочной площадке стали Сэмюэль Л. Джексон, Кевин Спейси и Сандра Буллок (к слову, его старинная приятельница). И после того как Макконахи увидел собственное ладно вылепленное лицо на обложке «Vanity Fair», он понял: вот она — слава.

Дальше роли посыпались на актера, как звезды в августе: в том же 1996 году Макконахи снялся в комедии «Больше, чем жизнь» с Биллом Мюрреем, в следующем — в фантастической ленте «Контакт» Роберта Земекиса с Джоди Фостер, а потом вместе с сэром Энтони Хопкинсом и Морганом Фрименом работал у Стивена Спилберга в рабовладельческой драме «Амистад».

На этом этапе актеру нужна была Роль, чтобы пьедестал его золотого трона не зашатался ни при каких разумных обстоятельствах. Макконахи требовался фильм-высота, прорывной хит, благодаря которому он стал бы актером по-настоящему первой величины. Для ровесника Макконахи Юэна Макгрегора таким фильмом стал «На игле» (1996), а для его старшего коллеги Брэда Питта — «Интервью с вампиром» (1994).

В 1990-х в Голливуде появился еще один актер, которого можно было бы сравнить с Макконахи, — Леонардо ди Каприо. Не по дарованию, конечно, но по пройденному пути. Хотя ди Каприо младше на пять лет, стать актером он решил примерно в том же 1988 году, и карьеры развивались у обоих героев-любовников примерно одинаково, разве что типажи отличались — юношеская смазливость ди Каприо была немного декадентской, нервической, в то время как во внешности Макконахи было много телесного эротизма. Так или иначе, к 1997 году нужда в хите назрела у обоих актеров — и для обоих этот год стал поворотным.

По слухам, Джеймс Кэмерон тогда позвал на главную роль в «Титаник» именно Мэттью Макконахи. Возлюбленную бедного художника Джека якобы должна была играть Гвинет Пэлтроу. Сам режиссер не отвечает на вопрос об этой сплетне прямо и не сообщает подробностей, однако намекает, что приглашенные актеры тогда отказались. Причиной будто бы были занятость и недовольство сценарием. Ди Каприо же закрепил успех, который принес ему фильм «Ромео+Джульетта», и стал топовым голливудским артистом.

Макконахи, впрочем, не унывал — он снялся у своего благодетеля Линклейтера в фильме «Братки Ньютоны» вместе с Итаном Хоуком, у Буллок в фильме «Делая сандвичи», основал вместе с ней кинокомпанию J.K. Livin’, снял «Мятежников» — собственный фильм по собственному сценарию. К новому тысячелетию актер подошел с двумя главными ролями в портфеле: в военной драме «U-571» и невоенной «13 разговоров об одном и том же». Возможно, лейтенант-подводник Эндрю Тайлер и адвокат Трой были последними сколь-нибудь интересными образами Макконахи в 2000-х. Потому что с этого времени по неясным причинам вместо Кевина Спейси, Энтони Хопкинса и Билла Мюррея его партнерами стали Дженнифер Лопес, Кейт Хадсон и Сара Джессика Паркер.

«Свадебный переполох», «Призраки бывших подружек», «Маленькие пальчики» «Как потерять парня за 10 дней», «Золото дураков», «Любовь и прочие неприятности» — в эти годы Макконахи играл почти только в мелодрамах про межполовые отношения, исключения составляли разве что слезогонки без романтической линии («Мы — одна команда», 2005) и плохие жанровые фильмы малоизвестных режиссеров. За это время он почти разучился делать что-либо, кроме как улыбаться и снимать рубашку. Это особенно заметно в фильме «Деньги на двоих» 2005 года, с Аль Пачино, где обоим актерам будто лень играть, но у италоамериканца есть класс. Зато в 2005 году журнал People назвал Макконахи самым сексуальным мужчиной.

Непонятно, что это было — не то головокружение от успехов, не то таким Макконахи и видел себя в кино, а может быть, так он осуществлял свой девиз «Просто жить», которому, по собственному признанию, следует. Как бы то ни было, но за то время, пока ди Каприо сыграл в «Пляже», «Бандах Нью-Йорка», «Поймай меня, если сможешь» и «Авиаторе», средний зритель забыл, кто такой Мэттью Макконахи.

Но в 2008 году все это наконец закончилось. Макконахи снялся в пародийном фильме «Солдаты неудачи», где вместе с другими звездами — от Стива Кугана до Тома Круза — искренне и очень убедительно валял дурака, и зритель его вспомнил. Еще через три года он продемонстрировал, каким может быть, в фильме «Линкольн для адвоката» — не с кубиками, а с интонациями, мимикой и вообще с тем, что называется игрой.

А в течение следующего некалендарного года Макконахи вообще сыграл интересных персонажей больше, чем за всю предыдущую карьеру. Это коррумпированный техасский полицейский, подрабатывающий убийцей по контракту, из фильма «Киллер Джо». Это Мад из одноименной картины — мечтающий вернуть жену беглый преступник, который селится в тайном лесном укрытии двух мальчиков. И это репортер Уорд Дженсен из «Газетчика», терпящий поражение в борьбе за правду.

Во все трех фильмах Макконахи выдал на-гора настоящий техасский магический реализм, а его телесность сыграла роль погремушки у змеи. Шаманическое пляшущее тело Юга у Джо, безжалостного демона возмездия; марктвеновская душа Юга у Мада и сломленный дух растерзанной Южной мощи Уорда Дженсена — эти роли вместе оставили неприлично зияющим вопрос, почему Макконахи семь лет играл в мелодрамах. Неясно также, как он умудрялся скрывать свой Техас, которого в нем — как в Дэнни Трехо Мексики.

Мэттью Макконахи стал заметно старше и утратил свою юношескую смазливость (торс у него, впрочем, по-прежнему дай бог каждому). И он чрезвычайно органично-иронично смотрелся в роли стриптизера-ветерана в «Супер Майке» Содерберга с ковбойской шляпой на голове — еще один вывернутый лик Техаса. И наверняка так же будет смотреться в роли ВИЧ-инфицированного электрика в готовящемся к выходу «Клубе покупателей Далласа», ради которой он похудел на 10 килограммов. Снова Техас. А еще Макконахи продолжает сотрудничать с подарившим ему путевку в жизнь Ричардом Линклейтером, уроженцем Хьюстона (последняя совместная работа — фильм «Берни»). Словом, актеру комфортнее всего среди прерий и пустынь.

Макконахи действительно патриот Остина, штата и Юга, здесь он родился, учился, снимался, да и сам он всякий раз в разговоре стремится подчеркнуть, что обладает необъятной техасской душой. Возможно, с мелодрамами он порвал, когда вновь прочувствовал свою малую родину — в 2008 году в Остине родился первый из троих его детей, которые тоже будут техасцами.

А может, все же дело в его физических данных. Если девиз актера «Просто жить», то принцип «Всякому овощу свое время» вполне укладывается в его философскую концепцию. А также «У каждой жизни свой темп»: Макконахи и ди Каприо встретились на съемочной площадке фильма Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», который появится на экранах в 2013 году. Ну и что, что ди Каприо снялся в фантастике Нолана в 2010 году («Начало»), а Макконахи — только сейчас? Это ведь не показатель.

Про героя Макконахи в «Межзвездном» неизвестно почти ничего — кроме того, что его зовут Купером, а в фильме пойдет речь о группе исследователей, путешествующих во времени и измерениях. Учитывая то, как Кристофер Нолан работает с актерами, в сценарии, написанном его братом Джонатаном, наверняка найдется что-то про Юг.

< Назад в рубрику