Экспертный центр Probok.net договорился с ГИБДД провести в Москве и Белгороде эксперимент, в ходе которого на нескольких улицах автомобилям разрешат поворачивать направо даже на красный сигнал светофора, если при этом они не создают помех другим транспортным средствам и пешеходам. Для этого светофоры дополнят светоотражающим знаком с зеленой стрелкой. Эксперты уверены, что их инициатива поможет сэкономить топливо и разгрузить дороги.
Первыми поворачивать направо под красный сигнал светофора, как принято считать, начали американцы еще в первой половине XX века, и с тех пор такая норма действует на большей части территории США. В конце 1970-х годов такие же правила появились в ФРГ. Сейчас поворачивать направо под «красный», к примеру, можно также в Канаде, Южной Корее, Китае, на Тайване, а с начала XXI века (после серии удачных экспериментов) — и на Украине. В Индии и Пакистане, где движение левостороннее, под запрещающий сигнал светофора разрешен поворот налево.
В 1960 году, пишет журнал «За рулем», поворачивать направо на красный свет разрешили и в СССР. Однако уже через пять лет норма была отменена. С тех пор вновь о ней вспомнили только однажды, в 2000 году, при подготовке новой редакции Правил дорожного движения. Но в итоге от идеи отказались, сославшись на то, что нововведение запутает водителей.
Летом 2011 года о необходимости разрешить в России правый поворот на красный сигнал светофора заявил лидер экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Проект светофора с зеленой светоотражающей стрелкой активист показал на форуме «Селигер» Владимиру Путину (занимавшему тогда пост премьер-министра). Путин предложение одобрил и поручил ГИБДД проработать возможность изменения ПДД. Впоследствии схожую инициативу в Госдуму внесли депутаты от ЛДПР (они предложили отменить штрафы за поворот направо под запрещающий сигнал светофора). Тем не менее, ни в ГИБДД, ни в Госдуме инициатива поддержки не получила. Гаишники свою точку зрения объясняли большим количеством ДТП с участием пешеходов: мол, поворот направо под «красный» ситуацию только усугубит.
Полтора года спустя руководство ГИБДД свою позицию, похоже, смягчило. В ходе совещания по вопросам безопасности дорожного движения 29 марта 2013 года, которое проводил премьер-министр Дмитрий Медведев, начальник Главного управления МВД по обеспечению безопасности дорожного движения Виктор Нилов заявил, что документ, разрешающий поворот направо под красный сигнал светофора, может появиться уже в ближайшее время. По словам Нилова, ему удалось достичь компромисса с Шумским: поворачивать направо под «красный» разрешат только на те улицы, где сразу после перекрестка нет пешеходных переходов. При этом водитель будет обязан уступить дорогу другим участникам движения.
В своем блоге в LiveJournal неделю спустя Шумский написал, что первые правоповоротные светоотражающие стрелки могут появиться на перекрестках в Москве и Белгороде (впрочем, ГИБДД Белгорода, как пишет «Российская газета», ни о каких нововведениях пока не слышала). В столице эксперты Probok.net уже предложили первые шесть правых поворотов для эксперимента: с Новой площади на улицу Ильинка, с Велозаводской на Автозаводскую улицу, с улицы Нагатинская на проспект Андропова в сторону области, с Новокузнецкой улицы на внутреннюю часть Садового кольца, а также с внутренней стороны МКАД на Студеный проезд и с Коктебельской улицы на Варшавское шоссе в сторону области. Еще несколько десятков перекрестков в комментариях к посту Шумского предложили пользователи ЖЖ.
Обсуждение перекрестков, где можно было бы разрешить правый поворот на «красный», в комментариях к посту Шумского органично перетекает в спор о собственно целесообразности нововведения. Одни ставят в пример успешный заграничный опыт: «Живу в Украине, у нас такие стрелки стоят давно и их очень много. Они, действительно, значительно увеличивают пропускную способность. Что очень удобно. Рад, что Россия, наконец, решила их ввести». Другие, наоборот, считают, что поворот на красный ситуацию на дорогах усложнит. «Только не это! Как же достали долбоящеры, которые не могут адекватно оценить скорость и расстояние и в результате вылезающие прямо перед тобой. А теперь это хотят сделать повсеместно», — пишет пользователь luck_cky (орфография и пунктуация авторские, прим. «Ленты.ру»).
Критике также подверглась идея размещать зеленую поворотную стрелку на одном уровне с красным сигналом светофора. По мнению пользователей Сети, это может запутать водителей и привести к затору на повороте. Еще один пользователь поворот направо под «красный» одобрил, но только при наличии поворотного «кармана» (дополнительной полосы движения перед поворотом).
Сам Шумский уверен, что возможность повернуть направо под запрещающий сигнал светофора поможет на 10 процентов сократить потребление автомобилями топлива (за счет того, что машинам не придется жечь лишний бензин в ожидании поворота) и на 15 процентов — заторы. Рассчитать пользу от предложенного нововведения экспертам Probok.net помогли в группе компаний «Эшелон Геолайф» (среди прочего, производит системы для замера движения транспорта). По мнению аналитиков, если правый поворот под «красный» разрешить в Москве, к примеру, с улицы Введенского на улицу Обручева, то в утренние часы пик скорость автомобильного потока на участке вырастет на 24 процента. Если постоянный поворот разрешить с улицы Фонвизина на Огородный проезд, скорость потока вырастет на 12 процентов.
Как отмечает руководитель Probok.net, государству установка на светофор светоотражающей стрелки обойдется в 20 раз дешевле, чем дополнительной светофорной секции для правого поворота (300 рублей против 6000 рублей). Однако в любом случае на согласование изменений схемы движения, по данным Шумского, уходит от двух до шести месяцев. Таким образом, если Шумскому и ГИБДД удалось договориться о начале эксперимента в конце марта, то первые светофоры с зеленой стрелкой могут заработать в Москве и Белгороде уже в июне. Точных сроков ни эксперты Probok.net, ни представители ГИБДД не называют.
На фоне последних ужесточающих инициатив в отношении автомобилистов (взять хотя бы борьбу с промилле или бесконечное повышение штрафов) согласие ГИБДД разрешить правый поворот под красный сигнал светофора выглядит как маленькая, но уверенная победа водителей в борьбе за нормализацию дорожного движения в России. Но безупречным предложение Шумского тоже не назовешь: устанавливать поворотные стрелки можно далеко не на всех перекрестках, а на согласование каждого нового знака может уйти до полугода. Спорным кажется и утверждение, что постоянный правый поворот непременно разгрузит дороги мегаполисов, ведь без отдельной полосы для поворота заторы на перекрестках вряд ли сильно уменьшатся. К тому же светоотражающую стрелку сложнее заметить, чем более дорогую «классическую» поворотную секцию светофора. Впрочем, у экспертов есть все шансы подтвердить эффективность своей теории на практике.