Бывший СССР
18:09, 25 января 2012

Зашились В киргизских колониях сложилась революционная ситуация

Петр Бологов

Киргизским властям не привыкать к бунтам заключенных пенитенциарных учреждений. В 2005 году в ходе беспорядков в колониях зеками был убит начальник Государственной службы исполнения наказаний республики (ГСИН) и депутат парламента, а новый начальник ГСИН впоследствии также был ранен. В 2008 году бунт в одной из тюрем привел к гибели четырех человек. На этой неделе возникли предпосылки для рецидива - сотни заключенных зашили себе рты в знак протеста против условий содержания. Так, по крайней мере, заявляют сами обитатели колоний и СИЗО. Однако представители правоохранительных органов считают, что за всеми акциями неповиновения стоят шкурные интересы уголовных авторитетов.

Все началось с беспорядков в бишкекском СИЗО 16 января. Недовольство его обитателей, среди которых есть как заключенные, так и подследственные, было вызвано обыском в камерах, хотя по версии ГСИН бунт был затеян "общаком" - группой авторитетных уголовников, которые таким образом протестовали против готовящегося этапирования криминального "авторитета" Дамира Сапарбекова. Последний, в свою очередь, является членом группировки одного из наиболее влиятельных "воров в законе" Киргизии Камчибека Кольбаева (известного также по кличке "Коля-Кыргыз"). В настоящее время Сапарбеков отбывает трехлетнее наказание по статье за вымогательство. По данным киргизских СМИ, после решения перевести "авторитета" из изолятора в колонию находящийся на воле Кольбаев и инициировал беспорядки.

Камчибек Кольбаев. Фото из досье на сайте Интерпола
Lenta.ru

Заключенные подожгли матрасы, устроив пожар, часть из них вскрыла себе вены. Для их подавления в СИЗО был направлен спецназ, пострадали 30 заключенных и пять сотрудников изолятора. Позднее один из пострадавших заключенных скончался, как утверждают правозащитники - от побоев. Правда, у властей другая версия - по их данным, смерть наступила из-за передозировки наркотиков.

После беспорядков в бишкекском СИЗО-1 и смерти пострадавшего уголовника заключенные различных колоний начали объявлять голодовки, а в столице республики, у здания правительства, собрались на акцию протеста родственники сидельцев. Они потребовали отправить в отставку главу ГСИН Шейшенбека Байзакова. "Заключенных систематически избивают. Сейчас они голодают, а Байзаков говорит, что они получают передачи с воли. Но наши передачи до них не доходят, их просто не принимают, говоря, что зеки отказываются от пищи. Уже 18 человек лежат под капельницей", - заявили участники акции. Они же анонсировали намерение заключенных зашить себе рты.

К началу текущей недели из 1300 с лишним человек, находящихся в СИЗО Бишкека, голодали уже больше тысячи человек, более ста из них обратились за медицинской помощью. Тем временем, "отрицательно настроенные заключенные", а именно так их охарактеризовали в ГСИН, дали сокамерникам команду "зашиваться". По мнению Шейшенбека Байзакова, все действия недовольных направлены против реформы пенитенциарной системы, устроенной ГСИН. Служба, в частности, запретила свободное перемещение по СИЗО "положенцев" - "авторитетов", являющихся представителями "воров в законе" на конкретной территории. "Они хотят, как прежде, ходить по этажам, "грузить" заключенных, издеваться над сотрудниками. Такого не будет! Пусть хоть все рты позашивают!" - заявил Байзаков. Он также пообещал, что при необходимости голодающих заключенных будут кормить принудительно.

Утром 24 января зашили рты 300 заключенных бишкекского СИЗО. Позже к ним присоединились обитатели еще семи колоний и двух изоляторов республики. К концу дня участников этой необычной акции насчитывалось уже более тысячи (всего, по официальным данным, в 33 пенитенциарных учреждениях Киргизии находится 15 тысяч человек). При этом из-за голодовки за медпомощью обратились 638 осужденных и следственно-арестованных. Впрочем, как уверяет начальник бишкекского следственного изолятора Марс Жусупбеков, "общак" рты себе не зашивал. По словам чиновника, заключенным - тем, кто слабее - насильно зашивают рты. "Вчера трое выбежали из камер и попросили защитить их от произвола "общака", - цитировало Жусупбекова киргизское информагентство "24.kg".

Шейшенбек Байзаков. Фото K-News
Lenta.ru

"Всю эту шумиху делают авторитеты СИЗО-1. Но Шейшенбек Байзаков не откроет камеру. Хотя бы потому, что сами подследственные боятся, что как только его откроют, опять начнется беспредел, общаки начнут собирать деньги", - пояснил в свою очередь исполняющий обязанности пресс-секретаря ГСИН Александр Никсдорф, дав понять, что власти идти на уступки не собираются.

Между тем родственники осужденных утверждают, что акция по зашиванию ртов стала ответом на высказывание представителя ГСИН, заявившего, что участники голодовки, отказываясь от тюремной пищи, тем временем питаются продуктами из доставленных им передач. По словам родственников, заключенные решили доказать властям, что действительно ничего не едят.

Ситуация в колониях заставила депутатов киргизского парламента вынести на повестку дня вопрос о состоянии дел в системе исполнения наказаний. Ожидается, что в среду в законодательное собрание республики прибудет руководство ГСИН, чтобы предоставить информацию о голодовке заключенных. Власти можно понять - тюремные бунты в истории независимой Киргизии вещь хоть и привычная, но крайне опасная, особенно если учитывать традиционное влияние уголовных "авторитетов" на общественную и политическую жизнь страны.

Череда киргизских революций привела к новому переделу собственности, к которому рьяно подключился и уголовный мир. Да и, собственно, в самих революциях всевозможные "воры в законе" принимали самое активное участие. Достаточно вспомнить Рыспека Акматбаева (убит в 2006 году), Айбека Мирсидикова - "Черного Айбека" (убит в 2010 году) и других представителей криминального мира. Есть еще и один из героев революции 2005 года, "угольный король" Киргизии Нурлан Мотуев, которого тщетно пытались привлечь к уголовной ответственности по целому ряду статей ("самоуправство", "грабеж", "хищение в особо крупных размерах"). "Коля-Кыргыз", конечно, мало похож на революционера, но манипулировать недовольством заключенных ему, похоже, вполне удается.

< Назад в рубрику