Мир
15:12, 11 апреля 2013

Аризона Джонс В США решили казнить противника Асада

Иван Яковина
Эрик Харрун
Фото: личная страница в Facebook

Don't want to be an American idiot
One nation controlled by the media
Information age of hysteria
It's going out to idiot America
«American Idiot», Green Day

Гражданин США Эрик Харрун, отправившийся в Сирию на войну против Башара Асада, по возвращении на родину предстал перед судом. Американские прокуроры уже не исключили, что ему может грозить смертная казнь за борьбу против режима, о свержении которого в числе многих других мечтает и президент США Барак Обама.

История, в которую попал Эрик Харрун, очень трудно поддается анализу с точки зрения обычной человеческой логики. Больше всего в ней поражают два момента: сверхъестественный идиотизм главного героя и безбрежное лицемерие американских властей. Результатом столкновения и переплетения этих факторов стал весьма неординарный сюжет. Но все по порядку.

Итак, вполне обычный житель Аризоны Эрик Харрун, закончив в 2000 году среднюю школу, нашел себе работу по душе и способностям: он вступил в армию, где стал скромным водителем грузовика на военной базе. Для службы за границей его сочли неподходящим, поэтому ни в Афганистан, ни в Ирак он не попал. Три последующих года Харрун крутил баранку на родине, пока не произошло непредвиденное происшествие.

В 2003 году Харрун попал в серьезную аварию. По некоторым данным, он не справился с управлением грузовиком и врезался в дерево. В результате Харрун получил тяжелую черепно-мозговую травму. Врачи, однако, сумели спасти пациента. Из его головы извлекли осколки кости, установили титановую пластину и спустя некоторое время его выписали.

После этого случая жизнь Харруна пошла наперекосяк. Из армии его, как инвалида, комиссовали. Никаких других навыков, кроме управления военным грузовиком, у него не было, и окружающий мир представлялся ему полным невзгод и неопределенностей. Как позднее отмечал отец Харруна, из госпиталя он вышел «другим человеком» — мрачным и замкнутым.

Последующие годы отставной военный водитель постоянно менял места работы, пытаясь найти дело по душе, но ничего путного у него не выходило. Зато появилось новое увлечение — он стал искать экстремальных приключений, в том числе за границей. За эту страсть друзья Харруна прозвали его «Аризона Джонс» по аналогии с героем знаменитой кинофраншизы. Он специально летал в Европу, чтобы проехаться по автобану на скорости в 200 километров в час, катался пьяным за рулем в Бейруте и занимался черт знает чем еще. Свои «подвиги», обильно их приукрашивая, он подробно описывал на своей странице в фейсбуке.

Однако по-настоящему интересной его жизнь стала в январе 2011 года. Поехав в Египет посмотреть на пирамиды, он случайно оказался посреди восстания против тамошнего президента Хосни Мубарака. В Каире с Харруном, видимо, произошла какая-то темная история, поскольку позднее в фейсбуке появился его пост следующего содержания: «Я в Бейруте, все уже хорошо. 22 часа меня держали под дулом автомата с завязанными глазами и обещали вышибить мне мозги. Это все чертово "демократическое правительство" Мубарака. Иди в задницу, Мубарак вместе со своими гопниками». Из этого текста становится ясно, что бунтующий американец на Тахрире явно кому-то не понравился и ему недвусмысленно дали понять: туристу не следует лезть в чужие дела.

По-видимому, египетская революция вообще и упомянутый эпизод в частности не прошли для Харруна даром. В своем статусе в фейсбуке он изменил религию на «ислам суннитского толка», после чего начал активно ругать Израиль и евреев, проклиная их за все на свете. Причем высказывания его носили довольно радикальный характер. Например, фразу «Хороший сионист — мертвый сионист» вполне можно истолковать как руководство к действию.

В конце 2012 года Харрун собрал вещи и, покинув родной Финикс, вылетел в Стамбул, а затем добрался до турецкого города Килис, расположенного на границе с Сирией. Там он отыскал людей, которые организовали ему такси в недавно захваченный повстанцами сирийский Аззаз, расположенный прямо через границу. Оттуда и начался боевой путь Харруна, приведший его в окружной суд штата Вирджиния, США.

На близлежащей базе повстанцев американского военного-суннита, ненавидящего Израиль, приняли с распростертыми объятиями. После краткой проверки командование бригады «Амр ибн аль-Аас», входящей в Свободную армию Сирии, тут же выдало новобранцу автомат Калашникова и снайперскую винтовку Драгунова и отправило его на фронт.

Возможно, водитель армейского грузовика представился своим новым товарищам бывалым спецназовцем или кем-то в этом духе. Но, как выяснилось, для реального боя он оказался сомнительным приобретением. Во время первой же операции с его участием повстанцы были разбиты и бежали. Американец заблудился, отбился от своих и едва не попал в плен, однако его успели подобрать бойцы «Фронта аль-Нусра», также участвовавшие в нападении на армейский пост. По прибытии на базу исламисты попытались разобраться, кого именно они спасли, и решить, чего делать с этим сокровищем.

Поначалу американец вызвал у них подозрения. Это, в общем, неудивительно: Госдепартамент США за несколько недель до неудачного боя объявил «Фронт аль-Нусра» террористической группировкой. Исламистам было трудно поверить, что внезапно свалившийся на них Харрун — это обычный аризонский неудачник, а не прикидывающийся дурачком агент ЦРУ. Однако после нескольких недель общения с гостем/пленником командование «Фронта» пришло к однозначному выводу: Харрун не может быть шпионом ни при каких обстоятельствах. Ему вернули оружие и даже позвали принять участие в ряде вылазок против правительственных сил. Более того, по словам американца, исламисты предложили ему как носителю английского языка стать их пресс-секретарем, но он отказался.

Из видеозаписей и фотографий, выложенных Харруном в интернете, можно понять, почему его не прельстила серьезная работа, хорошо оплачиваемая из денег саудовских благотворителей. Ему было бы скучно. Американец с заметным удовольствием позировал с гранатометами и пулеметами, обзавелся приятелем-чеченцем, катался на джипе по пустыне, громче всех к месту и не к месту кричал «Такбир!» и «Аллаху Акбар!», выступал с грозными заявлениями в адрес Башара Асада и так далее. Если называть вещи своими именами, то Харруну поездка в Сирию представлялась чем-то средним между африканским сафари и посещением Диснейленда.

Ролик о жизни Харруна среди исламистов. За рулем находится тот самый «чеченец»

Для восстановления паспорта Харрун решил отправиться назад в Турцию. Командиры повстанцев, намереваясь воспользоваться такой оказией, попросили Харруна попробовать добыть там оружие, которое, по их сведениям, вроде как начало поступать из стран Персидского залива при логистическом содействии ЦРУ. Американец согласился помочь, хотя и понятия не имел, к кому обращаться за содействием в этом вопросе.

Тем временем сотрудники израильского сайта Memri, публикующего видеозаписи, сделанные разномастными джихадистами по всему миру, наткнулись на видеотворчество Харруна, предназначенное для просмотра узким кругом друзей и впечатлительных девиц, с которыми он знакомился в интернете. Израильтяне быстро нашли страницу героя роликов в фейсбуке и внимательно ознакомились с его высказываниями. Следом за Memri американцем в рядах повстанцев заинтересовалась официальная сирийская пропаганда. Дамаск даже выпустил пафосное видео о «смерти американской свиньи». При этом пропагандисты Башара Асада то ли попытались обмануть свою аудиторию, то ли просто не сумели разобраться, что к чему, но в их ролике умирает не Харрун, а его товарищ-чеченец.

Когда предполагаемый «мертвец» понял, что вокруг его персоны началась какая-то нехорошая возня, он решил на некоторое время исчезнуть, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Однако было уже поздно. За дело взялась тяжелая артиллерия в лице телеканала Fox News. «Министерство правды» Республиканской партии США не пожалело красок для описания истории «ветерана армии США, принявшего ислам, вступившего в ряды "Аль-Каеды" и ненавидящего евреев». Репортаж, вышедший в эфире телеканала, живо напомнил миллионам зрителей сюжет сверхпопулярного сериала Homeland.

Американские спецслужбы никак не могли пройти мимо столь жирной истории. В США они регулярно отлавливают «террористов» из числа приезжих мусульман, которых законспирированные агенты ФБР активно подбивают совершить теракт. А тут на тебе: белый, да бывший военнослужащий, да принявший ислам, да бывший на ближневосточной войне, да стрелявший по людям! Была, правда, одна загвоздка: этот человек воевал на стороне тех, кого Барак Обама регулярно нахваливает, против того, кого он же регулярно ругает. Но, покопавшись в законах, спецслужбы все-таки нашли способ прицепиться к Харруну. Взвесив все «за» и «против», за разработку американца взялись сразу и ЦРУ, и ФБР.

Сам герой этой истории, посмотрев сюжет телеканала, пришел в ярость. Позднее он говорил, что журналисты приписали ему кучу всего такого, чего он не делал и не говорил, выставив его террористом-фанатиком. Более того, он собрался даже засудить «этих уродов из Fox». По словам Харруна, он с удовольствием ест свинину и вообще не очень соответствует образу исламиста. В одном из интервью он так описал свой внутренний мир: «Я люблю телок и пиво. Молиться по пять раз на день и тому подобная хренота — это не про меня». Ни арабского языка, ни Корана, ни хадисов Харрун не знает. На его странице в фейсбуке нет видеозаписей религиозных проповедей, зато есть ролики с двойниками Элвиса.

Поскольку, находясь в Турции, было сложно добиться от Fox News опровержения и объявить всему миру, что он любит не молитвы с джихадом, а пиво с беконом, то Харрун засобирался на родину. Но для этого ему сначала надо было обзавестись новым паспортом — взамен сгоревшего на севере Сирии. Вполне логично, что он обратился в американское консульство в Стамбуле, где его уже ждали люди из ФБР и ЦРУ. (Для поклонников Homeland будет интересно узнать, что из Лэнгли на встречу приехала женщина.)

Харрун к этому времени стараниями журналистов уже знал, что участвовал в незаконной деятельности, поскольку был замечен в боях за организацию, признанную в США террористической, и что у властей к нему могли возникнуть вопросы. Он очень опасался, что его, как потенциального террориста, не пустят ни в один самолет, и даже рассматривал возможность пробраться в США нелегально — через мексиканскую границу. Поэтому два допроса (шесть и десять часов), устроенных ему в консульстве людьми из ФБР и ЦРУ, его не сильно удивили. Позднее он рассказывал, как поинтересовался у дамы из Лэнгли, где в Турции можно разжиться ПЗРК. «Она не сказала, что этого сделать нельзя. Она дала мне координаты человека, который поставляет повстанцам оружие из Турции», — вспоминал Харрун.

Спецслужбы и сами были заинтересованы в возвращении Харруна на родину и, чтобы не спугнуть добычу, решили поиграть в злого и доброго следователя. Женщина из ЦРУ попыталась его запугать, объявив террористом, которого никогда не пустят домой. А сотрудник ФБР пообещал помочь, если Харрун расскажет, что именно он делал в Сирии. Тот, не чувствуя подвоха, дал показания, что во «Фронте аль-Нусра» был гранатометчиком, несколько раз стрелял по людям и, возможно, кого-то убил. Этого было достаточно. Сотрудник ФБР «обо всем договорился», после чего экс-повстанцу продали билет и выпустили в США.

Перелет в вашингтонский аэропорт Даллеса прошел без приключений, но по прибытии Харруна встречали агенты ФБР. Они попросили Харруна повторить все, что он рассказал их коллеге в Стамбуле, тот повторил — и тотчас был задержан по подозрению в «заговоре с целью использовать оружие массового поражения за пределами США».

Человек, незнакомый с американскими законами, может пребывать в заблуждении, что оружие массового поражения — это что-то типа ядерной бомбы, химической ракеты либо контейнера с бациллами. А все прочее — «обычные вооружения». Однако после терактов 11 сентября 2001 года в США по-тихому приняли несколько очень любопытных актов, расширяющих понятие ОМП. Теперь таковым считается любое оружие, бьющее «по площадям», а также способное поразить не только непосредственную цель, но и людей вокруг. Строго говоря, подожженная канистра с бензином, заброшенная в здание, в США теперь тоже является оружием массового поражения. А уж тем более гранатомет.

Харрун же, по его собственному признанию, коротал время с «телками и пивом», а не со сборниками законодательных актов США и потому, вероятно, был не в курсе последних изменений в этой области. Арест и последующее заключение под стражу без залога наверняка оказались для него полной неожиданностью. Его адвокаты, видимо, будут добиваться признания клиента идиотом (в бытовом, а не медицинском значении слова), но никак не террористом. В принципе, вся история жизни Харруна является железобетонным подтверждением подобной оценки, поэтому некоторые шансы выиграть дело у защиты есть, так как быть дураком, конечно, не почетно, но уж точно не противозаконно.

Но тут всплывает другая сторона этого дела. Американское правительство совершенно не скрывает своей неприязни к Башару Асаду и его режиму. Выходит что о сирийском президенте они говорят одно и то же, хотя и разными словами. То есть, пока Обама отказывал Асаду в легитимности лишь на словах, его менее влиятельный соотечественник делал то же самое, но с оружием в руках. В сущности, можно предположить, что отчасти именно американский президент, известный умением говорить зажигательно и проникновенно, сподвиг Харруна на действия.

Вот, например, одна из рядовых речей, произнесенных американским президентом еще до отъезда Харруна в Сирию: «Каждый из нас, кто видел недавние ужасные кадры из Сирии, считает, что международное сообщество должно сплотиться и направить Асаду ясный сигнал: этому режиму пора уйти, пора остановить убийство сирийцев их же правительством. [...] Мы продолжим наращивать давление и использовать все возможные средства для прекращения убийства невинных людей в Сирии. [...] Просто стоять и смотреть на происходящее мы не будем. Это мое глубокое убеждение».

Если описывать историю Харруна, используя лексикон Обамы, то получится следующее. Насмотревшись на «ужасы», молодой американец не смог «просто стоять и смотреть», а отправился в Сирию. Там он с помощью гранатомета («все возможные средства») направил Асаду «ясный сигнал» о том, что этому режиму пора уйти. Тут уж получается, что либо Обама злостный подстрекатель к противоправным действиям, либо Харрун настоящий патриот, свято уверовавший в правоту всенародно избранного лидера.

Но и это еще не все. ЦРУ, столько сил потратившее на арест Харруна, тем временем обучает в Иордании повстанцев, сотрудничество с которыми ему и ставят в вину. Что еще интереснее, стратегический партнер США на Ближнем Востоке — Саудовская Аравия — при деятельной помощи ЦРУ снабжает «террористов» оружием массового поражения — гранатометами Osa хорватского производства. Несмотря на все заклинания американской администрации о том, что эти вооружения не должны попасть в руки исламистов, те уже ими обзавелись. К примеру, в одном из сюжетов телеканала «Аль-Джазира» отчетливо видно, как боец «Фронта аль-Нусра» целится в невидимого противника именно из хорватского изделия. А поскольку ранее таких гранатометов в регионе не было, приобретение это явно недавнее.

Ситуация получается парадоксальной: американские спецслужбы хитростью выманивают домой очень глупого и тщеславного соотечественника, который по-своему честно следовал внешнеполитическим заветам своего президента. Его обвиняют в том, что при помощи оружия, поставленного при помощи и с ведома США, он воевал против режима, объявленного Бараком Обамой незаконным. При этом прокуратура намерена добиваться для Харруна смертной казни на том основании, что он «террорист, применявший оружие массового поражения».

Очевидно, что суд над Харруном будет проходить в напряженной борьбе. Одолеть ЦРУ, ФБР и министерство юстиции США — задача архисложная. Но с другой стороны, за Харруном стоят его простота, в которую поверили даже лидеры сирийских исламистов, любовь к пиву и развлечениям, ну и, конечно, всепобеждающая глупость.

< Назад в рубрику