Бывший СССР
09:21, 13 апреля 2013

Табор уходит в Киев Цыган решили превратить в полноценных украинцев

Петр Бологов
Украинские милиционеры задерживают цыганку
Фото: Сергей Супинский / AFP

8 апреля во всем мире отмечался Международный день рома, более известных в России и сопредельных странах как цыгане. Это этническое образование, которое многие склонны считать единым народом, включает на сегодняшний день свыше 80 этнических групп и десятки диалектов. Цыгане никогда не имели собственного государства и на протяжении всей своей истории были изгоями в чужих странах. Не сильно изменился их статус и в наше время. Но если в странах Евросоюза цыгане частично получили права обычных граждан ЕС, то на территории бывшего СССР они так и остались париями. Украинские власти взялись исправить эту ситуацию.

В Международный день рома президент Украины Виктор Янукович утвердил стратегию защиты и интеграции ромского национального меньшинства на Украине в период до 2020 года. По мнению главы государства, стратегия поможет предотвратить дискриминацию цыган, повысить их образовательный уровень и улучшить жилищно-бытовые условия, а также устранить препятствия, связанные с получением документов. В соответствии с президентской стратегией правительству страны было поручено в шестимесячный срок разработать план конкретных мероприятий.

По словам Януковича, рома на Украине имеют те же проблемы, что и представители этого национального меньшинства в других странах Европы — это в том числе низкий уровень образования и высокий уровень безработицы, плохое медицинское обеспечение, а следовательно, высокий уровень заболеваемости. К тому же у большинства цыган до сих пор нет никаких документов.

В Евросоюзе давно обращали внимание официального Киева на большое количество лиц без гражданства, проживающих на украинской территории. Впервые вопрос о соблюдении прав цыган на Украине был поднят на уровне в ООН в 2001 году. Спустя пять лет комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации получил из Европейского центра по правам рома (ЕЦПР) материалы, которые свидетельствовали о «расовой дискриминации ромов в разных секторах общественной жизни». Указывалось, в частности, на отсутствие доступа цыган к «социальному обслуживанию, обеспечению трудом и образованию», а также на то, что в стране нет «какого-либо понятного антидискриминационного законодательства».

В Киеве специально для ЕЦПР подготовили отчет, где утверждалось, что «обвинения относительно притеснений ромов в их гражданских правах являются практически безосновательными», тем более что сами цыгане, по мнению украинских чиновников, не очень-то и горят желанием интегрироваться в общество. К примеру, цыгане-родители «не пытаются предоставить своим детям образование, даже начальное», говорилось в отчете.

В январе этого года комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс опубликовал статью, в которой привел цифру в 40 тысяч человек — именно столько лиц без гражданства, по его данным, проживает сегодня на Украине. Это вполне соотносится с численностью местной цыганской диаспоры — по переписи 2001 года, в республике проживало 47 тысяч рома. Впрочем, официальная статистика, по мнению ряда специалистов, весьма далека от истины, и в реальности численность диаспоры может доходить до 200-400 тысяч человек.

Компактно на территории Украины цыгане проживают в Закарпатской (14 004 человека), Донецкой (4 106 человек), Днепропетровской (4 067 человек) и Одесской (4 035 человек) областях. Причем представлены они в республике целой россыпью этнических групп. В первую очередь это словацкие и русские рома (православные), кэлдэрары (цыгане румынского происхождения, православные), мадьярские рома (католики и протестанты). Две последние группы и словацкие рома проживают в Мукачево, в Виноградовском, Береговском и Ужгородском районах Закарпатской области. Русские рома живут в основном в Полесье (Прилуки, Нежин, Чернигов, Остер, Полтава).

В Житомирской области проживают ловари (католики и православные) — родственная кэлдэрарам этногруппа, перебравшаяся в Россию и Украину из Венгрии, а собственно украинские цыгане — сэрвы (православные), чьи предки пришли сюда еще в 16 веке из Румынии, — живут небольшими группами в Киевской, Житомирской, Винницкой, Черниговской, Донецкой, Днепропетровской, Одесской областях. Сэрвы — наиболее ассимилированная обществом часть цыган. Многие из них и вовсе не знают собственного языка, имеют высшее образование и в переписях называют себя украинцами.

Помимо этого, на Украине проживают влахи, плащуны, кишиневцы, чокэнари (все православные). Наконец, есть еще и небольшое количество цыган-мусульман, так называемых крымов. Как следует из названия, они издавна проживали в Крыму, переняли быт, обычаи и веру крымских татар и после Великой Отечественной войны также были депортированы в Среднюю Азию. В настоящее время они расселены по всей территории Украины. Все эти группы являются потомками народа, который вышел с территории Северо-Западной Индии полторы тысячи лет назад якобы в количестве тысячи человек.

Поскольку многие цыгане не регистрируют свои браки и новорожденных детей (те, кто все же регистрирует, иногда проявляют изобретательность), получение паспорта для них превращается в сложнейшую задачу. А без документа, удостоверяющего личность, работу получить проблематично. «Можно сказать, что 65 процентов ромов в Украине не работают вообще. Потому что из одной проблемы вытекают другие. Соответственно, проблемы с документами приводят к тому, что они не имеют возможности устроиться на работу или устроить своих детей в образовательные учреждения», — заявляла в июле прошлого года сотрудница Харьковского института социальных исследований Мария Колоколова.

Да и сами работодатели нанимают цыган не очень-то охотно. «Это замкнутый круг. Цыгане не умеют ни читать, ни писать, а на работу их берут разве что уборщиками. Они не имеют документов и, соответственно, никакой социальной помощи. Временами мы помогаем им официально зарегистрировать себя. Они могут позволить себе просто сжечь паспорт в печи», — рассказывает газете «День» Шенон, 30-летний украинец венгерского происхождения, который уже несколько лет находится в таборе в качестве миссионера.

Исследование, проведенное международным фондом «Возрождение», показало, что своей главной проблемой цыгане считают именно отсутствие денег и паспорта. 60 процентов опрошенных фондом не имели работы, только половина взрослых и имеющих детей респондентов отдали их в школу, а 65 процентов выразили неуверенность в том, что смогут изменить свое положение в обществе. К последнему, надо отметить, цыгане настроены более чем скептически. По информации издания FaceNews, рома практически никогда не обращаются в милицию, лечебные учреждения, городские и сельские советы, управление труда и социальной защиты. А если и обращаются, то госслужащие их, как правило, игнорируют. Помимо этого, рома больше других этнических групп страдают от злоупотреблений властью со стороны чиновников и правоохранительных органов, которые в своих действиях руководствуются традиционными стереотипами: раз цыган — значит, обязательно вор.

В разрушении этих стереотипов сами цыгане, похоже, не сильно заинтересованы — они предпочитают просто изолироваться от общества, которое мыслит о них средневековыми категориями. Это еще с тех времен за кочевым народом закрепилась «слава» конокрадов, мошенников и тех, кто ворует детей, насылает порчу, ест собак и не брезгует человечиной. Даже сейчас вполне себе цивилизованные и образованные люди если и не видят в цыганах каннибалов, то совершенно серьезно верят в их сверхъестественные способности, проистекающие от связи с Сатаной. Впрочем, и рассказы о цыганах-людоедах все еще можно услышать, пусть и не на Украине, но в Средней Азии точно.

Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса
Фото: Wikipedia

Стоит отметить, что здесь имеет место обоюдное отторжение: общество не верит цыганам, цыгане не верят «гаджо» — тем, кто не является носителем цыганского духа (а таким человеком может быть даже этнический рома, воспитанный вне цыганских традиций и не сохранивший связей с цыганским сообществом). Цыганский закон, в частности, рекомендует избегать браков с «гаджо», хотя и не запрещает таких союзов.

С другой стороны, в местах компактного проживания цыгане стараются лишний раз не обращать на себя внимание правоохранительных органов. Игнорируемые работодателями, они промышляют сортировкой мусора на свалках, отыскивая там более или менее ценные вещи, которые можно использовать в быту или перепродать. Другое дело — крупные города, куда рома ездят на заработки. Там кто-то из них, помимо традиционного попрошайничества, может и подворовывать, кто-то — приторговывать наркотиками, кто-то промышляет незаконной продажей сигарет или бензина. Но случается, что в местах постоянного проживания поведение цыган становится причиной конфликтов с местным населением. Или с правоохранителями — в прошлом году несколько десятков цыган подрались с гаишниками во Львовской области, да так подрались, что пришлось вызывать бойцов «Беркута» и стрелять в воздух для острастки.

Свои проблемы украинские цыгане решают с помощью родственников, друзей, авторитетов местной общины и так называемых «ромских судов». Единственный институт, который более или менее пользуется у цыган доверием, — это школа. Однако и тут особая ментальность дает о себе знать. «Когда эти дети приходят в первый класс, оказывается, что они не знают украинский язык и не умеют держать ручку! При этом на занятия ходят в лучшем случае раз в месяц. А если предъявишь претензии — обматерят. Книжки мы им на дом не даем — эти дикари могут учебниками и печь растопить! Если честно, я считаю, что цыгане вообще не приспособлены к обучению. У меня полкласса дебилов», — цитирует газета «Сегодня» одного из учителей ужгородской школы, где учатся цыганские дети.

Ситуация усугубляется тем, что и родители этих детей грамоты никогда не знали. После развала СССР, во времена которого многие цыгане были заняты в сельском хозяйстве, в первую очередь в коневодстве, рома поглотила тотальная безработица, они вынуждены были искать любые способы заработка, так что ни на какое образование времени уже не оставалось. А поскольку женятся и выходят замуж цыгане в основном в школьном возрасте (средний возраст брачующихся — 15-17 лет), то и получилось в итоге, что неграмотные родители нарожали детей, которых ничему не смогли научить. Если отношения цыган с обществом останутся прежними, то эти дети точно так же после пары классов покинут свои школы, чтобы зарабатывать, просить милостыню, воровать, потом жениться и так далее.

Неверие цыган в социальные институты распространяется и на сферу здравоохранения. В Закарпатской области среди детей, больных туберкулезом, 60 процентов — ромские дети. А в целом по Украине количество больных туберкулезом среди цыган составляет 15 процентов. Кочуя по родственникам, цыгане распространяют по стране корь, менингит, гепатит и прочие инфекции, от которых прежде всего сами же и страдают. Антисанитарные условия, в которых живут многие рома, и проблемы с питанием (недоедание — обычное дело среди цыган, особенно среди детей) лишь усугубляют ситуацию.

Следует уточнить, что здесь мы говорим только о той части рома, которые до сих пор не интегрировались в общество, живут в таборах без электричества, водоснабжения и канализации. Нельзя забывать, что на Украине проживает масса вполне себе обеспеченных и состоявшихся цыган (в основном ловари и сэрвы). И это необязательно традиционные плясуны (лучшими танцорами считаются крымские рома), образ которых при упоминании цыган возникает в мозгу обывателя наряду с образом уличного попрошайки. Цыгане работают кузнецами, жестянщиками, держат заведения общепита, отдают своих детей в вузы, хотя и здесь традиция начинать самостоятельную жизнь в раннем возрасте (создавать семью, зарабатывать) создает определенный барьер.

Определенную поддержку цыгане получают извне — в виде грантов и гуманитарной помощи международных организаций. Часто, правда, «гуманитарку» целиком присваивают цыганские бароны. В июне 2012 года, накануне проведения на Украине Евро-2012, в киевский район Березняки перекочевал табор в количестве 50 человек, включая детей, которые приехали из Ужгорода. По словам цыган, в Закарпатье средств к существованию у них не осталось, поскольку всю западную помощь бароны забирали себе. Впоследствии этот лагерь был сожжен неизвестными. «Они сказали, что нам тут не место, тем более в канун Евро-2012. А потом табор загорелся», — рассказали цыгане. Милиция дела о поджоге заводить не стала, да к ней никто и не обращался с заявлением.

Украинские политики, как правило, предпочитают не связываться с цыганской тематикой. Хотя есть и исключения — например, нынешний депутат Верховной Рады Геннадий Москаль в свое время руководил УВД Закарпатской области, потом работал ее губернатором и знает о проблеме не понаслышке. Когда Москаль руководил Госкомитетом по делам национальностей и миграции (2002-2005 годы), на Украине была принята национальная программа по рома. Она, впрочем, осталась без финансирования — в то время в стране шла упорная политическая борьба и власть имущим было не до цыган. В марте этого года Москаль зарегистрировал в Верховной Раде законопроект об установлении административной ответственности за проявления ксенофобии, антисемитизма, расовой, религиозной и других форм нетерпимости.

По мнению Москаля, на Украине благодаря политике СМИ и распространению нетерпимости в интернете в массовом сознании преобладают ксенофобские стереотипы, от которых цыгане страдают в первую очередь. Его слова подтверждают и социальные исследования, относящие цыган к самым «любимым» украинцами этническим группам.

Решение Януковича интегрировать рома в украинское общество вкупе с инициативой Москаля на бумаге выглядит внушительно. Только вот Украине, судя по всему, вновь предстоит пережить период бурных политических баталий. А когда говорит оружие — законы молчат, поэтому очень сложно спрогнозировать, насколько успешно власти будут работать в указанном направлении. Если вообще будут. Как гласит цыганская пословица, у сытого за голодного живот не болит.

< Назад в рубрику