Россия
17:01, 17 апреля 2013

На Вятке свои порядки Суд отложил рассмотрение дела Алексея Навального на неделю: репортаж «Ленты.ру»

Андрей Козенко
Алексей Навальный после заседания городского суда Кирова
Фото: Максим Шеметов / Reuters

В среду, 17 апреля, в Кирове начался судебный процесс над оппозиционером Алексеем Навальным и его приятелем Петром Офицеровым. Они обвиняются в хищениях в особо крупном размере и — теоретически — могут получить до десяти лет лишения свободы. В Киров прибыл беспрецедентный десант из журналистов и сторонников Навального из Москвы и десятка других российских городов. Но все, что произошло 17-го, — это 45-минутное заседание суда, который отложил процесс на неделю.

Отбывший 16 апреля c Ярославского вокзала Москвы поезд №32 Москва — Киров был на две трети заполнен журналистами, оппозиционерами и сторонниками Алексея Навального. В тамбуре за перекуром последними словами ругали лидеров «Яблока» Сергея Митрохина и Григория Явлинского — за то, что они в 2011 году побоялись выдвинуть Навального в президенты. Соседка по вагону, архитектор, рассказывала мне, что взяла выходной и поехала в Киров — не ради того, чтобы в суд попасть, а просто так. Здесь вообще были представлены едва ли не все типажи с Болотной площади: от женщины, уволенной из политкорректного офиса за участие в митингах, до юношей, которые только-только скоординировались в соцсетях и едут в Киров, чтобы участвовать в первой своей демонстрации. Немногочисленные кировчане в поезде старались держаться скромно.

Вагон-ресторан и вовсе напоминал модное среди столичной оппозиции кафе «Жан-Жак». Депутат Госдумы Дмитрий Гудков снисходительно отзывался о старших товарищах по законодательному собранию и рассказывал, что его отца Геннадия Гудкова прогнали из Госдумы абсолютно незаконно. Заглянули в вагон-ресторан и Навальный с женой Юлией. Навальный весело перебрасывался шутками с собравшимися. И надо признать: подсудимый, у которого утром начнется непростой процесс, держался превосходно.

Поезд на две минуты остановился в Коврове — это Владимирская область. К тамбуру подошел человек и прижал к стеклу написанный от руки плакат «Алексей и Юля, мы с вами». Человек держал этот плакат, пока поезд не тронулся.

В вагон-ресторан на огонек зашли две девушки. «Они юристки, со мной в соседнем купе едут», — отрекомендовал их Навальный. Девушки поведали, что сами они из Кирова, но учатся на юрфаке МГУ. Рассказали, что читали обвинительное заключение по «Кировлесу» и оно привело их в ужас. Рассказали даже, что это дело они рассматривали на университетском семинаре и теперь готовят петицию в защиту Навального от имени студентов и преподавателей. Девушек сочувственно подбадривали.

Утром оппозиционные активисты узнали в них журналисток издания Lifenews.

Около полуночи поступили тревожные вести о том, что в Кирове у здания Ленинского суда журналисты уже выстраиваются в очередь — и что их там десятки человек. Новость оказалась лишь слегка преувеличенной. В восемь утра у входа в суд стояло не менее полутора сотен журналистов со всего мира — притом что самый большой зал суда вмещал не больше 70 человек. Однако в целом обстановка была гораздо культурнее, чем на резонансных процессах в столице. Приставы были даже избыточно вежливы, к журналистам спускался председатель суда Константин Зайцев и объяснял, что всех людей впустить он не может из соображений пожарной и прочей безопасности.

«Организуйте аудиотрансляцию!» — попросил кто-то из иностранцев. Председатель суда, как показалось, даже не понял, о чем его спросили. «Здание в XVIII веке построили, и с тех времен тут мало что изменилось», — объясняли иностранцу местные корреспонденты. Не поместившиеся в зал отправились в ресторан напротив суда, перешедший по случаю нашествия гостей на круглосуточный режим работы. Там они пытались смотреть прямую трансляцию из зала заседаний.

Впрочем, само заседание продлилось около 45 минут, и солировала на нем адвокат Навального Ольга Михайлова. Она заявила ходатайство о переносе суда на месяц. Во-первых, потому что в дело включается еще один адвокат Навального из Кирова — Сергей Кобелев. Во-вторых, потому что 29 томов материалов уголовного дела — это лукавая цифра. Есть тома, в которых текст напечатан на обеих сторонах страницы, в некоторых случаях при нумеровании страниц допущены ошибки и неточности — и следовательно, требуется время, чтобы с этим разобраться. Навальный и старавшийся привлечь к себе как можно меньше внимания Офицеров с ходатайством согласились; гособвинитель был против, он очень тихо сказал, что времени с 25 ноября 2012-го по 15 марта 2013-го для ознакомления с делом было вполне достаточно. Судья Сергей Блинов говорил еще тише, но частично удовлетворил ходатайство и перенес заседание, только не на месяц, а на неделю — до 24 апреля.

Суд закончился даже раньше митинга в поддержку Навального. Акция проходила в непосредственной близости от суда и собрала пару сотен человек. В основном приезжих; кировчане наблюдали издалека. На стенде вперемешку развесили копии платежек ВЛК «Кировлесу» (с их помощью обвинение постарается доказать хищение, а Навальный и Офицеров с адвокатами — диаметрально противоположное) и постеры, свидетельствующие о хищениях в компаниях Gunvor и «Транснефть» — чтобы зрители могли почувствовать разницу, видимо. В Киров приехали люди из Татарстана, Ижевска, Саратова, Нижнего Новгорода, Воронежа. Нашлось и несколько противников Навального. Они прокричали, что вор должен сидеть в тюрьме, и этим ограничились.

Сопредседатель «Парнаса» Борис Немцов, приехавший в Киров накануне, сравнивал дело Навального с делом Ходорковского. Он рассказывал, что накануне встречался с губернатором области Никитой Белых. «Свое отношение к этому делу Белых не скрывает. Но он на Путина работает, куда ему деваться», — сетовал Немцов.

После суда толпа примерно из 200 человек прошла шествием до улицы Орловской, где расположен штаб Навального. Это офисное помещение площадью примерно 100 квадратных метров. Несколько столов, оргтехника, много розеток, пароль для вай-фая — «navalny2018». «То ли он президентом в этом году станет, то ли из тюрьмы выйдет», — шутили активисты. Навальный в очередной раз извинился, что выдернул столько людей из своих городов — и всего-то ради 45-минутного суда, на который почти никто не попал.

Активисты Николай Ляскин и Георгий Албуров собрали людей и пошли устраивать «Астрахань-2». То есть ходить по Кирову и раздавать листовки антипутинского, преимущественно, содержания. Такую же операцию оппозиция проворачивала год назад в Астрахани во время голодовки Олега Шеина, проигравшего там выборы мэра. В этот раз получилось не очень. «Люди, конечно, бросаются, листовки берут. Но вот чтобы прям "вы молодцы, мы всей душой за вас" — такого не было», — сетовал потом Ляскин.

И вообще, за день сложилось впечатление, что жители Кирова — от простых до высокопоставленных — стараются держаться от этого дела подальше (если вообще о нем знают). «Если бы не федеральные СМИ, про Навального тут мало кто знал бы, — рассказывали мне журналисты кировского «Эха Москвы». — Он даже когда работал здесь, был непубличным человеком. Только на инаугурации Белых был. И уехал довольно быстро. Другими словами, Навальный в Кирове известен даже меньше, чем в других городах России». Журналисты местного «Эха» также сказали, что заметили у Ленинского суда некоторых высокопоставленных чиновников правительства области и депутатов. Но те предпочли понаблюдать за зданием суда в стороне и удалиться.

«Вообще, главный ***** в деле "Кировлеса" — это его бывший директор Опалев, — заявил мне начальник одного из департаментов областного правительства, просивший не указывать его фамилию. — Вот уж кто вор, который должен сидеть в тюрьме. Они с предыдущим губернатором таких коррупционных схем понапридумали, что пятерых Навальных не хватило бы, чтобы разгрести». Уже получивший свой срок Опалев, по словам чиновника, живет в своем «построенном на честные доходы» доме — и оттуда лишний раз старается не выходить. «Не читал внимательно документы по делу, могу допустить, что какие-то злоупотребления были. И хочу сказать, такого же мнения придерживается большинство кировчан, которым фамилия Навальный что-то говорит», — говорит чиновник.

Один из таких кировчан — губернатор Белых — даже написал специальный пост в ЖЖ для тех, кто впервые окажется в Кирове. «Я чувствую свою ответственность за то, каким увидят наш город многочисленные гости. Пусть основная цель приезда далеко не знакомство с Кировом, его историей и культурой. Но тем не менее, я уверен, что представители СМИ, общественные активисты все равно захотят поближе познакомиться с территорией, оценить общественно-политическую ситуацию, тем более, она часто оказывается в центре внимания, в том числе, и на федеральном уровне», — написал губернатор, чья фамилия фигурирует в обвинительном заключении — стороны в суде почти наверняка будут вызывать его свидетелем.

Губернатор рекомендовал для посещения ряд достопримечательностей. Я зашел в дом-музей Салтыкова-Щедрина. Он в Вятку был сослан. «19 мая 1848 года в г. Вятке появился новый житель — М. Е. Салтыков-Щедрин, 22-летний чиновник. Перспектива жизни в этом городе его не радовала, к тому же отправили его на службу в распоряжение вятского губернатора, не указав срока ее окончания», — эта фраза со стенда почему-то напомнила о Навальном и его работе советником Никиты Белых. «Вы про Навального что думаете?» — спросил я смотрительницу музея. «Да что я о нем думаю... — пожилая женщина на несколько секунд замолчала. — Вот губернатор у нас отличный. Заботливый, въедливый, все понимает. А про Навального чего бы я ни сказала — ему лучше не будет».

Тем временем в штабе Навального адвокат Ольга Михайлова давала короткий брифинг. Она напомнила, что 23 апреля, за день до нового заседания в Ленинском суде, уже Кировский областной суд рассмотрит жалобу Навального на процессуальные и иные нарушения, содержащиеся в материалах уголовного дела. Михайлова оптимистично заметила, что если облсуд направит дело на доследование в Главное следственное управление СК России, то заседание Ленинского суда 24-го может вообще не состояться.

Брифинг завершился, устроившиеся в штабе активисты обсуждали былые задержания, цветные революции и вопрос, где взять денег на поездку в Киров 24 апреля.

< Назад в рубрику