"Это звенья одной цепи", - именно так медиасообщество комментирует последние громкие новости: уход Филиппа Дзядко из "Большого города", смену редакции OpenSpace и закрытие журнала "Citizen K". Пока владельцы старательно объясняют все изменения "коммерческими причинами", журналисты и читатели говорят о проявлении цензуры и о попытках загубить интеллектуальные СМИ.
Журнал "Citizen K", о закрытии которого накануне объявила главный редактор Елена Нусинова, был на медиарынке явлением по меньшей мере неординарным. Журнал был запущен в 2007 году по французской лицензии - оригинальное издание было придумано экстравагантным стилистом по имени Каппоф. Русский "Citizen K", презентация которого с помпой прошла в петербургском "Грандъ-опера", поначалу более-менее соответствовал своему французскому тезке. Издание гордо называло себя "журналом модных провокаций" (именно таким до сих пор остается французский CK) и заявляло, что оно пишет про то, как "быть свободным, красивым и счастливым". В таком виде CK просуществовал до конца 2009 года, пока в нем не сменился главный редактор - вместо Сергея Николаевича, ушедшего в "Сноб", журнал возглавила Елена Нусинова, работавшая в "Коммерсанте" с начала 90-х годов.
За два года под началом Нусиновой "Citizen K" стал абсолютно другим изданием. Сменился формат (из ежеквартального он стал ежемесячным), а вместе с ним сместились и акценты: на первое место, которое когда-то занимали экстравагантные фэшн-съемки, вышли тексты. Фэшн-съемки при этом в журнале остались, но были четко отделены от текстовой части подчеркнуто глянцевым дизайном. Тексты же для журнала стали писать постоянные авторы "Коммерсанта": Григорий Ревзин, Анна Толстова, Григорий Дашевский, Сергей Ходнев. Типичную обложку глянцевого журнала сменили минималистские фотографии без выносов. Героями этих обложек становились не стандартные "селебрити", а люди, известные, в первую очередь, читателям "Коммерсанта", а также тем, кого теперь принято называть "аудиторией фейсбука". Они же начали писать для журнала и ежемесячную "повестку дня".
В результате всех этих изменений к весне 2012 года журнал "Citizen K" как-то незаметно для всех превратился в издание, каждый новый номер которого становился своего рода событием в медиасфере. Так, шеф-редактор "Афиши-Рамблер" Юрий Сапрыкин и Константин Шавловский, редакционный директор журнала "Сеанс", комментируя закрытие издания, объяснили востребованность и популярность журнала одинаково: в день выхода свежего номера на сайте "Ъ" их лента в Facebook была полна ссылок на статьи из "Citizen K".
Тем не менее, именно тогда, когда все стали говорить о расцвете издания (особенно на фоне растерявших остроту "Ъ-Daily" и "Ъ-Власть"), новое руководство холдинга приняло решение закрыть "Citizen K" по "коммерческим причинам". По словам генерального директора издательского дома "Коммерсантъ" Павла Филенкова, у журнала не было перспектив стать прибыльным изданием, так как рекламодатели не воспринимали его "всерьез" еще со времен ежеквартальной версии. При этом Филенков поставил журналу очень противоречивый диагноз: он заявил, что хотя материалы "Citizen K" были достаточно востребованы, у издания все равно уже была репутация "неудачного проекта".
То, что новое руководство "Коммерсанта" было ориентировано, в первую очередь, на коммерческий успех, было известно с самого начала - об этом заявил бывший генеральный директор холдинга и издательского дома Демьян Кудрявцев, объяснивший свой уход из "Ъ" тем, что ему проще запускать новые проекты, чем заниматься их дальнейшим развитием. Проектов же Кудрявцев запустил немало (в том числе и "Citizen K"), и не все успели стать прибыльными - именно поэтому в первые дни после его ухода ходили слухи о скорой продаже "Ъ-FM" и "Ъ-ТВ", которые якобы финансово тяготят новых владельцев. Мало кто, однако, ожидал, что новое руководство займется реформированием холдинга так быстро и начнет именно с успешно существовавшего уже много лет "Citizen K". Еще за неделю до известия о закрытии журнала Елена Нусинова в интервью "Ленте.ру" приводила слова нового руководства, заявившего, что оно ценит все издания "Ъ" и всех работающих в компании людей.
Что теперь будет делать сама Елена Нусинова, пока не ясно. В издательском доме "Коммерсантъ" Нусинова также возглавляет журналы "Ъ Weekend" и "Ъ Каталог", и, как она заявила в комментарии "Ленте.ру", речи об ее увольнении пока не идет. На вопрос, захочет ли она сама теперь оставаться в издательском доме, главный редактор отвечать отказалась.
Не меньше всколыхнули медиаобщественность и слухи о серьезных изменениях в портале OpenSpace. Как и "Citizen K", это было издание со сформировавшимся костяком авторов, освещавших самые разные темы - от искусства до общества. Как и "Citizen K", OpenSpace в последние месяцы много писал о протестах - ровно постольку, поскольку они сказывались на настроениях общества. В новости о закрытии "Citizen K" авторы OpenSpace не преминули обратить на этот факт внимание - как бы подчеркивая возможную цензурную подоплеку решения нового руководства "Ъ".
Однако в новости о переменах в самом OpenSpace цензуры как раз нет никакой, скорее, наоборот - портал станет более общественно-политическим. Первым о смене концепции и редакции OpenSpace сообщил публицист Дмитрий Ольшанский, а в среду, 20 июня, эту информацию подтвердили журналист "Ъ" Олег Кашин и главный редактор газеты F5 Юрий Кацман. Новым руководителем портала вместо Марии Степановой станет Максим Ковальский, бывший главный редактор "Ъ-Власть", уволенный за нецензурное слово в политической статье. Источник, близкий к владельцам портала, сообщил, что нынешняя редакция в полном составе покинет OpenSpace. А учитывая, что Ковальский будет отвечать в первую очередь именно за общественно-политическую часть, что станет с культурными рубриками, с которых когда-то начинался OpenSpace, пока совсем не ясно.
Хотя к самому Ковальскому большая часть аудитории портала относится вполне доброжелательно, известие о смене концепции было воспринято многими как сообщение о гибели прежнего OpenSpace. В последнее время ходили разговоры, что OpenSpace "уже не тот", но он, тем не менее, был дорог своим читателям в том виде, в котором он существовал четыре года, и потому перспективы перемен в издании вызвали даже у скептически настроенной аудитории мало радости.
На самом деле, слова о смене концепции и коммерческих показателях издания в последний месяц перестали кого-либо удивлять. Когда Филипп Дзядко уходил с должности главного редактора "Большого города", он объяснял это тем, что издатели хотели направить журнал в сторону lifestyle, между тем как он с этими переменами не согласен. Владелец "Большого города" Александр Винокуров в свою очередь заявил, что, хотя "Филипп делал классный журнал", инвесторам было важнее "улучшить аудиторные показатели и стать более привлекательными для рекламодателя". И пусть вопрос о цензурной подоплеке тогда звучал особенно остро ("Большой город" в последние месяцы приоритетом для себя сделал общественно-политическую жизнь страны и порой доходил до откровенно провокационных ходов), владельцы издания продолжали стоять на том, что их беспокоят сугубо вопросы прибыльности журнала.
Какими бы разными ни были эти три СМИ и по каким бы реальным причинам их ни решили закрыть или изменить, их объединяет одно: аудитория, которая у этих трех изданий часто пересекалась и которой теперь кажется, будто кто-то через любимые ею СМИ наносит удар по ней самой. Да, хоронить "Большой город", который продолжает делать та же редакция, или OpenSpace, будущее которого еще неясно, пока не стоит. Но пугает здесь скорее превращение всех этих событий в тенденцию: в течение одного месяца инвесторы один за другим забывают о многолетней истории изданий, некоторые из которых по определению не могут приносить прибыль, и о преданных этим изданиям читателях, а во главу угла ставят коммерческий интерес. И потому вопросы, которыми задается сейчас эта самая аудитория, понятны: "кто следующий?" и "что мы будем читать, господа?".