Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева в Думе с ежегодным докладом началось со скучного отчета о работе правительства, продолжилось небольшой секцией «вопрос-ответ», и завершилось истерическим выступлением партийных лидеров. В результате встреча премьера с Думой 17 апреля вышла какой-то сумбурной: депутаты делали вид, что ругают правительство, а премьер столь же успешно делал вид, что слушает их критику.
Медведев выступал в Думе с отчетом о работе правительства впервые, но тактику выступления явно позаимствовал у президента Владимира Путина. Премьер более полутора часов сыпал на депутатов цифрами и различными деталями своей работы, а те — внимали. С самого начала было понятно, что речь Медведева интересна в зале немногим. «Единая Россия», контролирующая парламент, критиковать своего лидера не будет, а КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» ждали момента, когда премьер переместится с трибуны в президиум Думы, чтобы, заняв его место, рассказать о наболевшем. Подобный спектакль можно было наблюдать и год, и два, и четыре назад: отчет премьера в Думе выстроен по схеме, которая, в общем-то, и не предполагает диалога с парламентом, поэтому выступление Медведева было больше похоже на пресс-конференцию, чем на интервью.
Особенность нынешнего выступления заключалась в том, что российская экономика прошедшей зимой перестала расти, а чиновники заговорили об опасности рецессии. В результате депутаты немного скорректировали свои речи с учетом актуализации «левой» повестки, покритиковав правительство за безалаберное управление Резервным фондом и «золотые парашюты» топ-менеджеров госкомпаний, разбитые дороги, гнилые трубы и переполненный цифрами бюджет. Медведев в ответ требовал представить ему конкретику, напоминал, что Россия равняется на развитый Запад, а не застывшую в позавчера КНДР, объяснял, что за неполный год работы всех проблем не решить. Но и это было формальностью, как, впрочем, и сольные выступления лидеров КПРФ и ЛДПР, из года в год устраивающих дежурную головомойку правительству за развал экономики и социальной сферы.
Тем не менее, визит Медведева на Охотный ряд вышел крайне занятным. За несколько часов до приезда главы правительства в Думу один из таблоидов ошибочно интерпретировал слова Путина, прозвучавшие на закрытом заседании в Калмыкии, сообщив, что президент якобы пригрозил правительству отставкой. Пресс-служба президента опровергла эту информацию, но это далеко не первый раз, когда кабинет Медведева отправляют в «отставку». Слухи об увольнении министров действующего правительства появились еще в 2012 году, но Медведев уже тогда однозначно дал понять, что оценивать работу его кабинета может только президент Владимир Путин, и больше никто. Вот и на этот раз в Думе премьер держался очень уверенно, удачно шутил, поглядывал в свой планшет и всячески демонстрировал, что слухи о его «политической смерти» не стоят выеденного яйца.
Заранее было известно, что если депутаты и зададут премьеру по-настоящему острый вопрос, то касаться он будет прежде всего министра образования Дмитрия Ливанова. КПРФ прямо обещала потребовать отставки чиновника, игравшего в последние месяцы роль красной тряпки для всего депутатского корпуса, часть представителей которого с начала года отбивалась от обвинений в подделке диссертаций. В результате коммунисты действительно разругали Ливанова, хотя линчевать министра первыми потребовали представители ЛДПР. В ответ Медведев сообщил, что его министры не должны всем нравиться, а все последующие выпады депутатов в адрес Ливанова проигнорировал, поддержав деятельность Минобрнауки назло критикам.
Депутаты, по сути, демонстрировали Медведеву готовность мириться с подобным положением вещей, предпочитая конструктивной критике бессвязное критиканство. В ходе выступлений в парламенте Владимир Жириновский, к примеру, дошел до того, что обвинил правительство в финансировании Алексея Навального, но по сути работы кабинета Медведева умудрился не сказать ни слова. Глава коммунистов Геннадий Зюганов пугал коллег новым дефолтом и сокрушался о «выкорчевывании духовных корней».
Ситуация на Северном Кавказе, миграционная политика, антикоррупционная кампания, нерешительность государства в вопросах приватизации, проблемы ТЭКа, антимонопольная политика, состояние армии и полиции — ни одна из этих тем не получила должного внимания со стороны депутатов. Парламентарии, озабоченные карьерными перспективами Ливанова, забыли и то, что Медведев является партийным премьером, намеренно игнорируя в своих речах поддерживающих работу правительства лоялистов из «Единой России».
«Я хотел бы обратить внимание, коллеги, на то, что никто из нас не идеален... Но я хотел бы обратить внимание, что и вы и ваши коллеги тоже не рафинированные управленцы, которые всю жизнь готовились к работе в Госдуме, эдакие "российские кеннеди", которые родились и получили блестящее образование», — заявил Медведев, комментируя выступления лидеров думских фракций. И ничего удивительного в подобном снобистском отношении Медведева к Думе, несмотря на ряд его вымученных реверансов в сторону «коллег», нет.
Правительство давно и, надо отметить, отчасти заслуженно чувствует себя монополистом на российском рынке государственных идей, предпочитая внутренние дискуссии о развитии страны общению с парламентом, статус и влияние которого значительно снизились в последние годы. Виноваты в этом прежде всего сами депутаты — весь последний год они занимались тем, что штамповали репрессивные законы, качество проработки которых вызывает обоснованные сомнения в компетентности парламентариев. Неудивительно, что и в Кремле по итогам визита Медведева в парламент сообщили лишь, что Путин «дал позитивную оценку» выступлению своего протеже.