Сладкоголосый и не менее сладколицый певец, находясь на гастролях в Европе, 12 апреля посетил дом Анны Франк, сопровождаемый друзьями и телохранителями. В книге отзывов он написал: «Просто потрясающе побывать здесь. Анна была замечательной девочкой. Надеюсь, она была бы белибером» (belieber — фанат Джастина Бибера — прим. «Ленты.ру»).
После этого началось страшное. Запись Бибера вызвала волну возмущения в соцсетях: певца обвинили в «тупости», «бестактности», «неуважении к истории и Холокосту». «Несмотря на трагическую судьбу Анны Франк, Бибер может думать только о себе. Он не имел права говорить подобное!» — бушевала общественность.
Фанаты Бибера между тем выступили в его поддержку, выразив уверенность в том, что Анна Франк непременно полюбила бы его творчество. Ни малейшего негодования не проявили и представители музея, заявившие, что были рады визиту известного певца. «Его комментарий совершенно безобиден. Он провел в музее больше часа и проявил интерес к жизни Анны Франк, и для нас это самое главное», — сказал по этому поводу один из сотрудников музея.
За Бибера вступились звезды поп-музыки, в том числе, к примеру, Крис Браун. Даже сводная сестра покойной Анны Франк, 83-летняя Эва Шлосс, решила в конце концов защитить певца. Как сообщает The Daily Telegraph, Шлосс назвала запись «ребячеством»: «Запись, которую сделал Джастин, такая ребяческая. И Анна вполне могла быть его фанаткой. Почему бы и нет? Он молодой парень, она была молодой девушкой, любившей звезд кино и музыки. Все, что связано с именем Анны Франк, порождает множество суеты и слухов».
Казалось бы, на этом историю можно считать оконченной. В самом деле, что такого сказал Бибер? Этой его фразе довольно далеко, к примеру, до недавней шутки Урганта — российский телеведущий, возможно, и впрямь перегнул палку, во всяком случае сам он в этом признался. Высказывание Бибера же не содержало в себе ни злой иронии, ни сарказма — ничего такого, что можно было бы квалифицировать как оскорбление.
Фактически противники упрекнули Джастина Бибера в том, что он якобы оскорбил память Анны Франк тем, что захотел ей понравиться. Доведенная до абсурда и вербализованная, идея выглядит так: «Такие, как ты, не имеют права касаться светлого облика Анны Франк». Было даже озвучено мнение, что если бы во времена убитой нацистами еврейской девочки существовали песни Бибера, их использовали бы в качестве орудия пыток, а сам певец был бы не последним человеком в Geheime Staatspolizei. Налицо, таким образом, презумпция вины — за исключением самолюбования, вменить-то ему, по сути, и нечего, а обвинить в неуважении к жертвам Холокоста на основании этой фразы и вовсе можно только в состоянии мрачного делирия — за его немецкую фамилию (она, кстати, действительно немецкая).
Объясняется такая реакция, конечно, прежде всего тоннами ненависти, которые Бибер носит за собой по всему сетевому пространству со времен начала карьеры. Вспомнить хотя бы его фразу «Я Курт Кобейн своего поколения» — в свое время она привела в бешенство огромное число людей, ориентирующихся в музыке: как такое смеет говорит про себя 16-летний андрогин, поющий дискантом невразумительные песни? Фактически для поклонников Nirvana это выражение стало таким же триггером баттхерта, каким в свое время оказались для реднеков американского Юга слова Леннона «Мы стали популярнее Иисуса». Впрочем, по нынешним меркам в России они точно получили бы «двушечку», а так — отделались медвежьей дробью в обшивке самолета.
К слову сказать, куда больших репутационных проблем стоили в свое время Дэвиду Боуи рассуждения о том, что рок-звезды — нацистские фюреры своих поклонников и что Англии не помешал бы фашист в премьерском кресле. Более того, однажды, подъезжая в открытом «Мерседесе» к толпе поклонников, Боуи им «зиганул» — во всяком случае жест был очень похожий. Однако при всех его эпатажных выходках такого рода, все, что связывало его с фашизмом, — это роль в фильме Николаса Роэга «Человек, который упал на Землю», где Боуи сыграл пришельца, который купил Землю, переделал ее по фашистскому образцу и стал фюрером всей планеты.
Все дело в том, что в 1970-е годы британцев только нацизмом и можно было пронять — и многие этим активно пользовались: Sex Pistols провокационно носили свастики, а Joy Division, разумеется, отлично знали, что «Дивизиями радости» назывались публичные дома для солдат Рейха, в которых держали узниц, из книги Кароля Кетински «House Of Dolls». Можно вспомнить также близкую к ним группу Durruti Column, названную в честь итальянского анархиста Бонавентуры Дуррути. Неудивительно, что обвинения в нацизме просто сыпались на исполнителей глэм-рока, панка и пост-панка, хотя все это было чистой воды провокацией — никакого отношения к Гитлеру никто из них не имел.
Если же говорить о Бибере, то стоит отдать должное его поклонникам — они немало поспособствовали нагнетанию атмосферы. Фанатки 19-летнего артиста (большинство из которых составляют не самые интеллектуально одаренные школьницы) вступились за своего кумира, толком не понимая, из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор. Вопрос «Кто вообще такая Анна Франк?» оставался для них ключевым на протяжении последней недели. Одна вопрошала: «кто это анна франк и почему она наезжает на джастина бибера». Другая интересовалась общественным мнением: «Кто такая Анна Франк звучит как лузер #правда» (орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. «Ленты.ру»)
Аналогичная ситуация произошла парой недель ранее с Хэрри Стайлзом из группы One Direction, возделывающей примерно те же пашни, что и Бибер. Соболезнования, которые исполнитель принес семье Маргарет Тэтчер, его поклонники интерпретировали совершенно по-разному. Одни поняли их, как и следовало, другие решили, что речь почему-то идет о королеве, третьи же вовсе подумали, что Стайлз пишет о ком-то из своих подруг.
Людям не очень нравится испытывать жгучий стыд, а тем более — «испанский», когда стыдно за другого человека, так что ненависть к Биберу, отчасти спровоцированная его фанатками, в общем, психологически очень оправданна, хотя и не очень логична.
Защитники Бибера упирают на то, что певцу всего лишь 19 лет, что он варится в аду шоу-бизнеса и иногда говорит всякую ерунду, не подумав, так как его голова занята другим, а ждать перлов мудрости от такого артиста не стоит. Противники Бибера тоже начинают с того, что парню 19 лет — правда, советуют ему по такому поводу заткнуться и спросить тех, кто поумнее.
И тем, и другим, однако, стоит вспомнить, что Бибер — не обычный 19-летний паренек, а, к сожалению, в первую очередь бизнес-проект, которому уже около пяти лет. Так что каждый из многочисленных случаев троллинга, даже самого искреннего или не вполне логичного, объясняется простым желанием оскандалиться, а также пониманием того, что в Сети такие приемы работают особенно хорошо, поскольку в интернет-пространстве ярость расплескивается максимально широко.
Конечно, вряд ли сам Бибер понимал, насколько долгосрочными окажутся последствия его посещения музея Анны Франк. Но факт остается фактом: самый популярный твит-блогер, обладатель наибольшего числа просмотров на Youtube, рекордсмен Billboard в очередной раз пропиарился, на сей раз — за счет Анны Франк.
А плюс у этой истории все же есть. Огромное число 13-летних школьниц теперь знает, кто такая Анна Франк, а вера в человечество заставляет надеяться, что хотя бы какой-то процент из них прочитает и ее дневник.