Интернет и СМИ
19:42, 19 апреля 2013

Тролль уполномочен заявить Российский МИД завел необычный аккаунт в фейсбуке

Интервью: Константин Бенюмов
Алексей Пономарев
Сергей Лавров
Фото: Юрий Кадобнов / AFP

В феврале 2013 года российский МИД завел официальный аккаунт в фейсбуке. Вряд ли этим можно кого-то удивить: еще во времена президента Медведева многие госчиновники и ведомства старались так или иначе обозначить свое присутствие в социальных сетях. Впрочем, МИДовский фейсбук оказался не совсем обычным — при желании его можно, например, поставить в один ряд с инстаграмом Рамзана Кадырова. Слишком уж разительно отличаются некоторые посты в фейсбуке от сухих, официальных сообщений на сайте министерства.

Содержание МИДовского профайла на фейсбуке можно разделить на три основных типа. Это, во-первых, официальные сводки в стиле «ТАСС уполномочен заявить», во-вторых, познавательные экскурсы в историю российской дипломатии, а также посты с ироничным или откровенно юмористическим наполнением и внезапными цитатами в заголовках. Естественным образом, именно третья категория и привлекает наибольшее общественное внимание.

Первой громкой историей в послужном списке МИДовского аккаунта стало приглашение на брифинг по визовым вопросам блогера и медиаменеджера Антона Носика. Критические посты Носика в ЖЖ об изменении визового режима с Евросоюзом привлекли внимание пресс-службы МИД, и очередное свое заявление она завершила словами: «На середину марта планируется брифинг для представителей СМИ Посла по особым поручениям МИД России А.С.Азимова по вопросам безвизового диалога между Россией и ЕС. Приглашаем на него и уважаемого блогера А.Носика».

Носик был приятно удивлен приглашению — и написал, что непременно постарается прийти. Однако по ряду причин не пришел, чем, видимо, несколько расстроил пресс-службу МИДа. Настолько, что в ленте РИА Новости появилось сообщение под заголовком «Критиковавший МИД блогер Носик не пришел на брифинг по визам в ЕС».

В ответ уже сам Носик написал в ЖЖ, что его на конкретную дату никто из МИД не приглашал, к тому же во время брифинга он находился в гостях у своего отца во Франции. Ведомство ответило Носику через фейсбук, что того приглашали, да еще как. Обстоятельное обращение министерства к блогеру было озаглавлено цитатой из песни Ильи Лагутенко («Я к тебе прорвусь, мон ами. Рациями, факсами, телефонами...») и завершалось следующим пассажем: «Зная Вас как продвинутого пользователя ПК, мы рассчитывали, что Вы воспользуетесь очевидными механизмами коммуникации в социальных сетях и возможностью онлайн-регистрации на медийные мероприятия. В то же время признаем, что в нашем арсенале оставались такие традиционные средства связи, как нарочный и голубиная почта».

Такой неформальный подход многим пользователям соцсети пришелся по душе. К тому же в день рождения Сергея Лаврова на странице появилось трогательное поздравление на сингальском языке, что тоже принесло аккаунту некоторое количество «лайков». Однако разительное несоответствие этих сообщений остальным заявлениям МИД РФ, традиционно строгим и официозным, очень бросалось в глаза.

1 апреля было опубликовано поясняющее интервью с ведущими (или ведущим) аккаунта, в котором они представились как «МИДовские тролли». Там, в частности, говорилось: «Знаете, мне кажется, МИД троллил давно, просто старшие товарищи не особо понимали, чем занимаются. Ведь до таких изобретений наших дипломатов, как вечная МИДовская „озабоченность“, варьирующаяся от „серьезной“ до „глубокой“, нынешним троллям еще далеко». Вслед за этим подкупающе следовали шутливые ответы на избранные вопросы читателей. Им первоапрельский пост скорее понравился и собрал более сотни «лайков». Однако без неудачных шуток не обошлось.

Вечером 9 апреля в аккаунте министерства был опубликован текст под заголовком «Эх, Нина, нам ли быть в печали?», в котором авторы разбирали интервью норвежской студентки МГИМО Нины Мелдаль «Московским новостям». Газета поговорила с шестью студентами, однако самопровозглашенные тролли выбрали именно Мелдаль и прокомментировали отдельные ее фразы.

Отвечая на жалобы студентки на бытовые условия (комната в общежитии МГИМО очень грязная, а вахтеры не знают английского языка), ведущие фейсбука заодно прошлись по городу Ставангеру, откуда приехала Нина. Студентку авторы текста сравнили с героиней знаменитого советского фильма Фросей Бурлаковой, а Ставангер назвали «столицей консервов Северной Европы». Не осталось без внимания и заявление Нины про то, что жителям Норвегии о России известно довольно мало, так как «вся информация идет от одного телеканала, который говорит только о Путине». «ААААА! Один канал? Только о Путине? Даже у нас такого нет!!! Кто-нибудь, купите Нине антенну, пусть хоть программу „Время“ посмотрит!» — комментируют слова норвежки МИДовцы.

Следующей мишенью «МИДовских троллей» стал президент Грузии Михаил Саакашвили. Пост о Саакашвили озаглавлен цитатой из Владимира Высоцкого («А я гляжу в свою мечту. Поверх голов…»). Авторы текста предложили читателям самим сделать все выводы о выступлении «МихЕила Саакашвили» (опечатка, допущенная сайтом президента Грузии). Однако читатели, похоже, не увидели ничего замечательного в наполненной не квасным, но хинкальным патриотизмом речи политика — по крайней мере число «лайков» к посту не добралось и до трех десятков.

Оценивать чужое чувство юмора — занятие неблагодарное (да и вряд ли сыщется в соцсетях аккаунт без единой неудачной остроты), однако политика МИДа в фейсбуке пока не кажется продуманной. Главным образом потому, что не совсем понятно, для чего и для кого заводился этот аккаунт. Если для российской аудитории, то стоило, наверное, выбрать «ВКонтакте» — там и функциональных возможностей больше, и публика выше ценит неформальный подход. Если же речь о работе на зарубежную аудиторию (все-таки МИД по призванию специализируется на иностранных делах, а Facebook — крупнейшая соцсеть в мире), то странно писать довольно сомнительные посты про иностранных граждан.

Наконец, само слово «тролль» имеет слишком уж яркую смысловую окраску. Для Рунета тролль — это провокатор, который действует ради чистого получения «лулзов» — читай, чтобы посмеяться над объектом провокации без какой-либо другой цели. Действия МИДа в фейсбуке под это определение не попадают — все-таки пресс-служба внешнеполитического ведомства должна действовать в первую очередь в интересах государства. Следовательно, возникает опасность, что и смеяться она будет над теми, на кого укажет начальство. Что же касается качества троллинга, то (поверим молодым сотрудникам МИД на слово) традиционные дипломатические хитрости дадут сто очков вперед любому сетевому провокатору. Так что в случае с МИД РФ наиболее тонкий троллинг действительно содержится в сухих официальных заявлениях, выражающих, как правило, разную степень озабоченности.

* * *

«Гротеск и Брейгель на страницах фейсбука»

Заместитель директора Департамента информации и печати МИД Мария Захарова рассказала о политике ведомства в социальных сетях

«Лента.ру»: Начнем с фейсбука. Когда появился аккаунт и с какой целью министерство его заводило?

Мария Захарова
Фото: личная страница в Facebook

Мария Захарова: МИД создал аккаунт в фейсбуке два месяца назад. Мы к этому достаточно серьезно готовились, потому что, в отличие от аккаунта в твиттере, где министерство работает полтора года, здесь нужно было понять формат, определить, что хотим и зачем нам это надо. Мы однозначно понимали, что нам неинтересно заводить страницу в фейсбуке только ради того, чтобы она там была. Мы хотели сделать отдельно стоящий и самостоятельный информационный продукт.

Почему, собственно говоря, мы пошли в социальные сети? МИД часто упрекают в том, что он говорит очень официальным языком, который не всегда понятен обывателю, приводя в пример такие одиозные выражения, как «педалирование переговорного процесса». Часто критикуют за то, что наша позиция по актуальным вопросам непонятна. Поэтому, выходя в соцсети, в частности в твиттер, мы пытаемся многие проблемы изложить доступным и понятным языком.

То есть таким образом вы идете на контакт с более широкой аудиторией?

Конечно.

Аккаунты МИД в соцсетях ведутся силами министерства?

Силами Департамента информации и печати, который выполняет функции пресс-службы. Вообще, страница задумывалась как площадка для обсуждения проблематики внешней политики и международных отношений, в том числе с привлечением материалов (перепосты) различных авторов, не только сотрудников МИД. Нанимаем ли мы кого-то? Конечно, нет. Следуя логике вашего вопроса, я могу сказать, что ни один бюджетный рубль не пострадал.

Мы выделили в аккаунте МИД в фейсбуке три группы постов: официальные, познавательные и юмористические. Так изначально задумывалось?

Образно говоря, мы ставили перед собой задачу сделать некое «научно-популярное издание», в котором сочетались бы официальные комментарии с какими-то историческими материалами и элементами «развлекательности». Думаю, неправильно строго выдерживать какой-то один стиль, особенно в социальных сетях. Фейсбук не должен дублировать официальный сайт, где стоят исключительно серьезные материалы. Здесь нужно, чтобы было интересно, познавательно и нескучно.

Есть какая-то политика относительно развлекательной части? Когда и на какие темы можно шутить?

На самом деле мы не занимаемся специально троллингом или шутками, просто отвечаем в той же стилистике, в которой к нам обращаются. Задачи «пошутить, чтобы развеселить», нет. Смешить людей призваны совершенно другие программы и передачи. Но, согласитесь, было бы странно переписываться с блогерами дипломатическими нотами — явный неформат. В то же время вряд ли можно рассчитывать на то, что аккаунт будет интересным без какой-то живой истории.

Какие инфоповоды становятся поводами для неформального ответа со стороны МИДа на фейсбуке?

Если люди, организации апеллируют к МИДу через свои блоги, то, на наш взгляд, уместно им отвечать точно так же — через блог. Например, история с Полонским. Человек обращался к министерству через блог. Как нам ему отвечать? Нотой? Письмом? Заявлением? Пресс-конференцией? На наш взгляд, появилась достаточно адекватная форма ответа. Конечно, сайт МИД не позволяет делать такие вещи. Вас еще какие-то конкретные поводы интересуют?

Ну вот, к примеру, история с норвежской студенткой Ниной...

Тут был абсолютный гротеск, такой Брейгель на страницах фейсбука. В том числе и для того, чтобы привлечь внимание к самому материалу. Многие восприняли это так, что это наш стиль. Вы, наверное, видели комментарии. Как видите, мы ничего не вычищаем. Раз уж люди так думают — значит, так они и думают.

То есть вы не провоцируете, а реагируете на выпады в ваш адрес?

Провокация — это не наш метод.

А как же интервью с ведущими, которые называли себя новыми троллями из МИДа?

Это первое апреля. Понимаете, очень хотелось через эту страницу показать, что в МИДе работают не какие-то бездушные механические роботы, а живые люди, у которых есть нормальная реакция, чувство юмора, которые могут реагировать в том же формате, в котором к ним направляются сообщения.

Министерство с человеческим лицом?

У меня ощущение, что МИД всегда был таким министерством. Просто времена меняются, меняется формат коммуникации. И если прогрессивная часть нашего общества общается в Сети, то почему же нам этого не сделать?

Но в этом случае история со студенткой Ниной стоит некоторым особняком. Она-то к вашему ведомству никак не обращалась, ничего плохого не делала, и тут...

Брейгель. Гротеск. Мы шли на это осознанно, так как пока только ищем формат, смотрим, что понравилось, а что нет. Кому-то понравилось, а кому-то нет. Кстати, после этого материала у нас за три дня резко увеличилась посещаемость.

Это скандальная посещаемость. Вы и дальше собираетесь таким образом привлекать аудиторию?

Точно нет! И мы не используем никаких технических средств для накрутки посещаемости. Главная задача, которую мы хотели решить, — это сделать страницу площадкой для общения. Нас очень пугают примеры страниц других структур, где коммуникация односторонняя по принципу: мы дали вам материал, и вы как пользователи должны его читать. Мы хотим обратной реакции, мы хотим видеть, что нравится и что не нравится, что понятно, а что непонятно.

Последний вопрос. Министерство иностранных дел не собирается случайно завести паблик во «ВКонтакте»?

О точных датах запуска аккаунтов в других соцсетях говорить рано. Но планы такие есть.

< Назад в рубрику