Политический кризис в Молдавии, длящийся уже несколько месяцев, ознаменовался очередным скандальным эпизодом. Конституционный суд страны отказал главе правительства Владу Филату в праве занимать эту должность. Это означает, что процесс утверждения нового кабинета министров — прежний был отправлен в отставку в начале марта, министры с тех пор работали в качестве исполняющих обязанности — фактически сорван. Перспектива появления в Молдавии полноценного правительства, не раздираемого постоянными склоками, вновь отодвинута на неопределенный срок.
Решение Конституционного суда стало следствием борьбы, развернувшейся внутри правящей коалиции Молдавии. Организаторами судебного разбирательства были представители Либеральной партии — одной из правящих партий страны, бывшей соратницы Либерально-демократической партии, которую возглавляет Филат. И если победу в предыдущем раунде партия премьера могла записать на свой счет (недавно группа депутатов Либеральной партии, вопреки решению своего руководства, согласилась предоставить необходимые голоса для утверждения кандидатуры Филата в качестве премьера), то теперь бывшие партнеры по коалиции смогли отыграться.
С другой стороны, радоваться бывшим участниками коалиции по большому счету нечему. Аппаратная борьба, развернувшаяся между правящими партиями, дискредитирует всех ее участников и руководство страны в целом. Решение КС, к примеру, ударило и по президенту Молдавии Николае Тимофти, который в силу своего статуса (в Молдавии — парламентской республике — президент выполняет в основном представительские функции) не принимает активного участия в политической борьбе. Суд признал его указ о выдвижении Филата в премьеры неконституционным; в аппарате президента уже назвали происходящее «конституционной катастрофой».
Если дело дойдет до роспуска парламента и досрочных выборов, которых сейчас добивается молдавская оппозиция, правящие партии пойдут на них с изрядно испорченной репутацией. Чем будут обязаны прежде всего друг другу.
Происходящее все больше напоминает противостояние, развернувшееся между лидерами «оранжевой революции» на Украине несколько лет назад. Там борьба между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко привела к тому, что они оба лишились власти, Ющенко вдобавок растерял свой рейтинг, а Тимошенко оказалась за решеткой. Победа досталась их политическим оппонентам.
Правящая коалиция Молдавии, распавшаяся пару месяцев назад, существовала с 2009 года. Оппозиции тогда удалось выиграть выборы и вытеснить из власти коммунистов, управлявших Молдавией с начала 2000-х годов. Был создан «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ), в названии которого подчеркивался курс на сближение с ЕС. В коалицию вошли четыре партии: Либеральная, Демократическая, Либерально-демократическая и Альянс «Наша Молдова». Последний позднее вынужден был покинуть коалицию, так как на следующих выборах не смог попасть в парламент.
Своими достижениями нынешняя власть, как отмечают молдавские СМИ, считает сближение с Европой, либерализацию общественной жизни, проведение реформ в судебной системе. Критики в то же время обращают внимание на высокий уровень коррупции, падение ВВП, по-прежнему высокую зависимость страны от трудовых мигрантов, работающих за рубежом и посылающих деньги своим семьям (глава правительства Влад Филат минувшим летом назвал гастарбайтеров «героями нашего времени», а в бюро по делам диаспоры признали, что к возвращению мигрантов на родину власти Молдавии не готовы). Да и соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, к которому давно уже готовятся молдавские власти, пока откладывается. В Европарламенте недавно предупредили, что очередной политический кризис в Молдавии может помешать подписанию документа.
Почти весь свой период пребывания у власти АЕИ провел в состоянии политического кризиса. Сначала новая коалиция не смогла набрать голосов для избрания президента (в Молдавии главу государства избирают депутаты парламента). В результате страна в течение нескольких лет жила без официального президента. Власти пытались провести референдум об изменении порядка выборов, но он провалился из-за низкой явки. В сложившейся ситуации пришлось распускать парламент и проводить досрочные выборы, которые на расклад сил в парламенте особо не повлияли.
В итоге весной 2012 года избрание президента все же состоялось. Затем, однако, в коалиции стали обостряться внутренние конфликты. Отношения друг с другом участники альянса выясняли и до этого, но все же старались держаться в рамках, несмотря на взаимные обиды коалиция продолжала существовать.
Обострение произошло в начале 2013 года, когда выяснилось, что во время охоты с участием высокопоставленных чиновников — включая генпрокурора Валерия Зубко — был случайно застрелен человек. Оппозиция тогда обвинила Зубко в убийстве и потребовала его отставки. Неожиданно ее требования поддержал лидер одной из правящих партий, глава правительства Влад Филат. Зубко, который был ставленником другой правящей партии (Демократической, которая в соответствии с коалиционным соглашением выдвигала своего кандидата на пост генпрокурора) в итоге вынужден был уйти. Прокуратура, однако, не осталась в долгу: на нескольких министров, назначенных в правительство по квоте партии Филата, были заведены уголовные дела.
К делу подключился антикоррупционный центр, который, по мнению некоторых, как и прокуратура, находится под влиянием демократов. При его участии в здании правительства были организованы обыски, был задержан глава налоговой службы (которая, по информации местных СМИ, подконтрольна либерал-демократам). Очередной удар со стороны партии премьера не заставил себя ждать. Один из лидеров Демпартии, влиятельный молдавский олигарх Влад Плахотнюк был лишен должности первого вице-спикера парламента. Для того чтобы упразднить эту должность, либерал-демократы воспользовались помощью оппозиционных коммунистов: те обеспечили необходимые голоса.
Правящая коалиция к тому времени уже перестала существовать. Однако ожесточенная аппаратная борьба и заигрывание все еще правящих партий с оппозицией продолжались. В начале марта демократы отплатили бывшим партнерам той же монетой: вместе с оппозицией проголосовали в парламенте за недоверие правительству Филата (именно это послужило основанием для последующего решения КС о невозможности пребывания Филата в должности). Последнему пришлось объявить об отставке, хотя фактически — до назначения нового премьера — он продолжал исполнять свои обязанности.
Когда на горизонте замаячили досрочные выборы, участники распавшейся коалиции попытались договориться заново. Хотя перспективы создания нового альянса с самого начала представлялись сомнительными — учитывая, до какой степени конфронтации дошли его участники и сколько гадостей они успели друг другу наговорить (премьер Филат, как сообщалось, называл олигарха Плахотнюка «рейдером», «кукловодом» и «крысой», а тот его — «гангстером» и «королем контрабандистов»). Оппозиция открыто издевалась над попытками «мафиози» и «коррупционеров» помириться.
Впрочем, договориться о назначении нового правительства бывшим партнерам почти удалось. Демократы сменили гнев на милость (по слухам, Филат лично просил прощения у Плахотнюка, но сам он это отрицал). В понедельник, 22 апреля, стало известно, что партия Плахотнюка и партия Филата подпишут новое коалиционное соглашение. Большинства в парламенте, правда, это им не обеспечит — вместе ДП и ЛДП имеют лишь 46 депутатских мест из 101. Однако проголосовать за новое правительство Филата согласились также семеро «раскольников» из Либеральной партии (раскол в Либеральной партии произошел после того, как ее руководство категорически отказалось поддержать кандидатуру Филата; лидер либералов Михай Гимпу обвинил взбунтовавшихся соратников в предательстве, возложив вину за происходящее на главу правительства; источники в партии премьера, по информации «Коммерсантъ-MD», при этом не отрицали, что имеют к расколу определенное отношение).
Решение Конституционного суда теперь вернуло стороны на исходную позицию. Хотя в партии Филата, комментируя вердикт, и намекали на то, что могут его проигнорировать, сам премьер заявил, что решению КС подчинится. В четверг, 25 апреля, он обещает окончательно сложить с себя полномочия. Временным главой правительства, до назначения постоянного, может быть назначен один из вице-премьеров или — по желанию президента страны — любой из министров.
В Либеральной партии теперь предлагают начать переговоры о коалиции заново. Как выразился лидер либералов, «мы должны избрать кабинет министров, сформировать новый альянс и начать работать, ведь, честно говоря, за прошлые годы мы больше имитировали реформы... настоящих реформ мы не сделали». Вполне своевременное замечание.