В конце апреля российские власти предложили подумать над возможностью налоговой амнистии, которая позволила бы бизнесу вернуть в страну вывезенные капиталы без каких-либо наказаний и необходимости объяснять законность их происхождения. Заявление чиновников сделано на фоне экономической стагнации и продолжающегося оттока капитала из страны. В эффективности амнистии многие сомневаются. Так, опрошенные «Лентой.ру» эксперты объяснили, что деньги не возвращаются в Россию вовсе не из-за того, что их владельцам грозит наказание за какие-то незаконные действия.
Предложение провести в стране налоговую амнистию на форуме «Россия 2013» 19 апреля высказал президент Сбербанка Герман Греф. Речь шла прежде всего о денежных средствах, выведенных за рубеж и в настоящее время находящихся в офшорах. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, присутствовавший на мероприятии, заявил, что поддерживает предложение. По его словам, правительство готово обсуждать подробности амнистии капитала, если банковское сообщество выступит с таким предложением. Вице-премьер напомнил, что в прошлый раз подобный шаг не дал ожидаемых результатов, но подчеркнул: многие страны неоднократно проводили амнистию и добились успеха.
В каком формате может пройти новая налоговая амнистия, не уточнялось. Сам по себе этот термин предполагает, что граждане получат возможность задекларировать имеющиеся у них денежные средства, не объясняя источников их происхождения. Обычно граждан обязывают один раз выплатить подоходный налог с этих средств, после чего деньги могут совершенно легально использоваться в экономике. В России налоговая амнистия уже прошла в 2007 году, она была направлена в основном на те средства, которые уже находились в стране. Выводящие «на свет» свои деньги россияне платили 13-процентный подоходный налог. Тогда мера была признана неудачной, в первую очередь из-за небольших объемов «амнистированных» средств.
Поддержанное Шуваловым предложение Грефа было сделано на фоне замедления роста российской экономики и сохранения оттока капитала из страны. По итогам первого квартала российский ВВП с учетом сезонного фактора сократился по сравнению с предыдущими тремя месяцами на 0,1 процента. При этом за три месяца из России было выведено 25 миллиардов долларов, что составило почти треть прошлогоднего оттока капитала. Очевидно, что в таких условиях российская экономика нуждается в средствах. У российских властей есть план по возвращению денег в страну, но его реализация еще не началась. Речь идет о программе деофшоризации отечественной экономики, подготовленной экспертным управлением президента РФ. План предусматривает либерализацию корпоративного права, улучшение работы судебной системы, усиление защиты прав наследования, комплекс налоговых мер, а также запрет на приватизацию государственных активов через зарубежные биржи. Большинство перечисленных действий требуют времени (кроме последнего), а налоговая амнистия может рассматриваться как шаг, дающий моментальный эффект.
Многие предприниматели и чиновники высказали сомнение в том, что мера даст положительный результат даже в случае, если решение о налоговой амнистии будет принято. Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что он сомневается в действенности амнистии капитала с точки зрения возвращения в страну средств из льготных налоговых юрисдикций. В то же время он отметил, что такой шаг может стать дополнительным стимулом для возврата денег из тех офшоров, которые начали повышать свою «прозрачность». «Лента.ру» расспросила экспертов о том, даст ли эффект налоговая амнистия, а также о других способах вернуть в страну вывезенные деньги.
Амнистию капитала надо было проводить раньше. Такого рода акции не бывают успешными, когда наступает тяжелый экономический период, когда государству нужны деньги и власти начинают искать дополнительные источники средств. Вот когда в экономике все хорошо, тогда перспективы налоговой амнистии намного лучше. Потому что в такой период власти могут позволить себе отказаться от возмездного характера амнистии, а это критично важно для ее успеха. Нужна мудрость и дальновидность людей, ответственных за экономическую политику, чтобы проводить подобные амнистии именно в
удачное время. Когда наступают плохие времена, те, к кому потенциально обращена налоговая амнистия, понимают, что государство не от хорошей жизни вдруг озаботилось возвратом средств. Значит, есть проблемы и просто так собрать необходимую сумму налогов не получается, поэтому хотят еще получить налог и с амнистируемых средств. Совсем другое дело, когда экономика растет, а государство спокойно готовит эту акцию и проводит ее, довольствуясь тем, что, легализовав амнистируемые капиталы, государство гораздо больше получит от того, что они будут вовлечены в экономический оборот.
Возмездность амнистии является резким тормозом и причиной ее неэффективности. Недаром мы в 2007 году собрали 3,5 миллиарда, что намного меньше, чем в том же Казахстане в начале 2000-х. Сейчас время выбрано неудачное, и есть сомнения в том, что сама амнистия будет эффективно организована (то есть она вряд ли будет безвозмездной), поэтому ее перспективы не очень хорошие.
Что касается в целом возвращения капитала в Россию, то пока перспективы этого процесса тоже не самые лучшие. Сейчас неудачное время, и те, на кого направлены меры по возврату средств, понимают, что проблемы усугубляются, а экономика остается рисковой. Ну и зачем бизнесу возвращать деньги в такую экономику? Поэтому надо было раньше думать и быть более дальновидными. Сейчас что бы ни придумывали, ничего не удастся, а попытки возврата средств окажутся холостыми. Показатели по оттоку капитала говорят, что деньги из России, наоборот, бегут. Для того чтобы развернуть этот процесс в
обратную сторону, нужно сделать так, чтобы риски в нашей экономике снижались. Я уже не говорю о решении
таких традиционных проблем, как защита прав собственности, нормальная работа судов и так далее. Если бы эти проблемы удалось решить раньше, то можно было бы рассчитывать на возврат капитала. Пока есть серьезные факторы, которые выталкивают капитал из страны. Да одна только растущая налоговая нагрузка чего стоит. В общем, надо быть реалистами: в среднесрочной перспективе капитал вряд ли начнет массово возвращаться в Россию.
Я думаю, что некоторый возврат капитала будет, но довольно маленький. Деньги не возвращаются из-за рубежа не из-за того, что бизнесу здесь грозит наказание за неуплату налогов. Причиной невозврата является отсутствие проектов, которые бы гарантировали приемлемую прибыль и невмешательство государства. Отсутствие бизнес-климата является той самой причиной, почему деньги уходят и не возвращаются. Я не думаю, что сейчас есть большое число желающих вернуть деньги в Россию. С теми рисками и государственным регулированием, которые мы сейчас имеем, в стране есть всего несколько отраслей с высокой отдачей на капитал, и только они являются привлекательными для инвестиций.
Фактически государство должно сделать так, чтобы в Россию было выгодно инвестировать, поскольку деньги возвращаются не для того, чтобы лежать под подушкой. Опыт успешных маленьких стран показал, что правительство для возврата средств может сделать очень много и довольно быстро. Меры, которые можно использовать в краткосрочной перспективе, есть, но они чаще больше связаны с политикой, нежели с экономикой. Например, нужно сделать независимой судебную систему, чтобы она гарантировала предпринимателям защиту сделок. Для этого нужны только желание и политическая воля.
Необходимо также пересмотреть сферу ответственности налоговой инспекции, которая в настоящее время не только собирает налоги, но и частично имеет функции правоохранительных органов. Налоговая служба занимается поиском нечестного бизнеса и разного рода фальсификаций. Но такая служба не может одновременно собирать деньги в бюджет и подменять карательные органы, поэтому она не дает частному бизнесу развиваться. Есть множество таких нюансов. В прошлом году была поставлена задача улучшить бизнес-климат и войти в первую двадцатку рейтинга Doing Business. Может быть, это и нереальная задача, но очень правильная. К сожалению, год прошел, но в этом направлении почти ничего не сделано. Совершаются некоторые шаги, но министерства оказывают очень сильное сопротивление на пути реализации конкретных реформ. Чтобы преодолеть это сопротивление, необходима политическая воля.
Я думаю, какие-то результаты налоговая амнистия даст, но, скорее всего, ниже, чем от нее ожидают. Наверное, самое важное, что повлияет на эффективность амнистии, — это маркетинг этой кампании. Другими словами, повлияет то, насколько на законодательном уровне будет закреплена амнистия именно в отношении происхождения денежных средств. Сейчас ситуация внутри России относительно более стабильна, чем на внешних рынках. Хорошим примером является происходящее на Кипре. Конечно, капиталы не вернутся полностью, но часть может возвратиться. Даже если во время амнистии бизнес вернет 20-30 процентов своих средств (а предприниматели, в принципе, созрели для такого шага), это может принести неплохой эффект.
Мне кажется, что для возвращения капитала в Россию необходимы меры стимулирования, а не использование административного ресурса или каких-либо ограничений. Одним из способов возврата средств, да и привлечения новых, является создание Международного финансового центра, которое сейчас по сути буксует. Кроме того, необходимо освобождение от налогообложения определенных операций, например, с ценными бумагами. Нужно понимать, что деньги, которые лежат за рубежом, имеют долгий инвестиционный горизонт. Если они приходят в Россию, то средства должны размещаться не только на депозитах. В настоящее время в России среди финансовых инструментов есть только депозиты, все остальное малопривлекательно и сильно зарегулировано, а также не очень эффективно с точки зрения налогов. Правда, сейчас пытаются поменять систему налогообложения еще и депозитов, но пока до этого не дошло.
За последние, наверное, двадцать лет неоднократно предлагали налоговые амнистии, и сейчас такой шаг ни к чему не приведет. Ровно как ни к чему не привел бы он в прошлом и ни к чему не приведет в будущем. На мой взгляд, проблема распадается на две части. Первая: офшоры являются способом ухода от налогов и минимизации налогообложения. Те фирмы, которые уходят в офшоры для спасения от налогов, будут это делать вне зависимости от налоговой амнистии. Хотя именно для этого офшоры чаще использовались лет десять назад. Сейчас основной причиной вывода капитала является то, что в широком смысле называется бизнес-климатом. Это и сохранение прав собственности, и защита от рейдерства. Речь идет о целом комплексе факторов. Уходя в офшоры, фирмы достигают в первую очередь защищенности прав собственности, они могут использовать международную судебную систему и другие преимущества.
Мне кажется, именно этим надо заниматься и радикально улучшать бизнес-климат, чтобы капитал не уходил из России, а, наоборот, приходил в нее. Мне тяжело сразу оценить «дорожную карту» необходимых действий, но понятно, что она в целом будет совпадать с тем, что предлагается в рамках создания в России Международного финансового центра. На мой взгляд, пока продвижение в этом направлении минимально, можно сказать, что его практически нет. Хотя в первую очередь в подобных изменениях заинтересовано правительство, так как экономическая активность сейчас низкая, а рост ВВП замедляется. С чем связано отсутствие действий, мне неизвестно.