Россия
13:59, 6 мая 2013

«Это практически только кости» Вблизи Серова нашли потерянный Ан-2

Антон Ключкин
Следственно-оперативные действия на месте крушения Ан-2
Фото: Дмитрий Скрябин / РИА Новости

4 мая в восьми километрах от Серова в Свердловской области был обнаружен пропавший год назад самолет Ан-2. На борту воздушного судна находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. Долгие поиски самолета, как наземные, так и с воздуха, никаких результатов не дали. Фрагменты тел 13 пассажиров и останки самолета случайно обнаружили местные охотники.

Серовские охотники Сергей Скрябин и Александр Кузнецов искали в тайге токовище глухарей, а совсем не Ан-2, исчезнувший 11 июня 2012 года. «Сначала они подумали, что это следы рухнувшей опоры линии электропередач, разбили рядом лагерь и, когда поближе подошли, увидели, что это самолет Ан-2 и останки людей», — сообщили в местном управлении МВД. Утром 5 мая на место, указанное охотниками, направились представители МЧС и полиции. Они подтвердили факт обнаружения пропавшего Ан-2 и сообщили о нахождении на месте крушения останков не менее десяти человек.

«Тела сильно обгорели... При падении самолет сложился, и, скорее всего, вспыхнуло топливо в бензобаках», — рассказывает руководитель пресс-службы ГУ МВД России по региону Валерий Горелых. — Это практически только кости».
Носовая часть Ан-2 почти полностью ушла в болото, а сверху разбитый самолет закрыли уцелевшие при падении кроны деревьев, что не позволило его обнаружить ранее во время масштабных поисков. Место катастрофы оказалось настолько глухим, что добраться до него спасатели и полицейские смогли только на гусеничном транспорте. Газета «Глобус» уточняет, что дорога от Серова до места катастрофы занимает около двух часов — час на транспорте, еще час — пешком по болоту.

6 мая фрагменты тел 13 человек из потерпевшего крушение самолета были доставлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинских и генетических экспертиз по выяснению причин смерти и установлению личностей погибших.

Источник «Интерфакса» в службах технического надзора Свердловской области не исключил, что причиной крушения Ан-2 мог стать как отказ двигателя, так и банальное желание пилота поразвлечься. «Среди пилотов малой авиации на Урале существует популярное развлечение — пугать диких зверей, чуть-чуть придавливая их колесами шасси. Не исключено, что участники полета также решили попугать лис», — отметил собеседник агентства. «В настоящее время рассматриваются следующие основные версии крушения АН-2, при этом ни одна из них не является приоритетной: техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и ненадлежащие погодные условия», — говорится в сообщении Уральского следственного управления на транспорте СК.

Хотя все версии пока равноправны, сотрудники аэропорта указывали, что незадолго до катастрофы в одном из полетов в мотор Ан-2 Кашапова по какой-то причине перестало поступать топливо (пилотам удалось вернуться на аэродром). Вряд ли позволит понять, что произошло с самолетом, и бортовой самописец. Начальник свердловского ГУ МЧС Андрей Заленский сообщил, что «черный ящик» на борту Ан-2, который приводится в действие вручную, не сработал. «Сейчас его найдут, скорей всего, и тогда будет определено, пытались его привести в действие или нет», — отметил он.

Власти Свердловской области, не дожидаясь результатов экспертизы и выводов следствия, уже пообещали выплатить семьям погибших в катастрофе по миллиону рублей. Между тем, не до конца понятно, кому и на каком основании будут выплачены компенсации в случае, если виновным в катастрофе, к примеру, признают пилота — пока что в связи с пропажей самолета возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц).

История с пропажей Ан-2, обернувшаяся трагедией, сперва выглядела довольно комично. Самолет челябинской компании ООО «Авиа-зов» по договору с МЧС в Серове занимался разведывательными полетами по выявлению очагов лесных пожаров. Пилот, которому было нечем заняться (в мониторинге тайги временно не было необходимости), решил подзаработать на любопытстве местных жителей — самолет на законсервированном аэродроме Серова появился в мае, вызвав ажиотаж у местного населения.

10 июня 2012 года жители Серова «прокатились» на самолете первый раз (в полете, по свидетельствам сторожа аэродрома, приняли участие две компании молодых людей), а 12 июня отправились покататься во второй и, как позднее стало известно, в последний раз. Свои личные вещи и сотовые телефоны пассажиры оставили в машинах у посадочной площадки. Оба раза Ан-2 вылетал с аэродрома города без разрешения наземных служб, при этом летчик Хатип Кашапов плохо знал местность, так как летал в районе лишь по заданным ориентирам.

Сообщалось также, что пилот и пассажиры исчезнувшего самолета накануне вылета могли распивать спиртные напитки, после чего и решили «покататься». Но гендиректор «Авиа-зов» Олег Золин убежден, что Кашапов не мог просто так увести самолет. «Либо они взлетели из-за обстоятельств, которых мы не знаем, либо их заставили, а может припугнули чем-то. Хотя, допускаю, что за деньги тоже могли согласиться… Но заставить опытного пилота нарушить все правила, — это нужно суметь. Тем более, если командир воздушного судна был выпивши, он бы вряд ли согласился лететь», — сомневался он, указывая, что полиция отказывается его слушать, да и вообще квалифицировала дело неверно.

«Легче повесить статью "нарушение безопасности полетов". Нарушение безопасности, это уже следствие первых действий – угона самолета», — указывал Золин.

Бортмеханик Сагндык Таубеков, который также входил в состав экипажа пропавшего Ан-2, но не участвовал в последнем полете, позднее уверял, что пытался остановить пилота Кашапова. Но Золин ему не верит. «У них у всех есть мои номера телефонов. Позвони мне и скажи: "Командир уперся, я не могу ничего сделать". Поставьте меня в известность! У меня рядом был экипаж, в Сосьве, в 100 километрах. Уже после первых покатушек 10 числа они прилетели бы в Серов и шею Кашапову так намыли, что мало никому бы не показалось. Второго такого случая не было бы. Я потом стал их трясти — почему не сообщили? Они мне: "У нас так не принято". Как это не принято? Принято людей, что ли, гробить?» — сокрушается он. Впрочем, ни Золина, ни Таубекова, ни кого-либо из сотрудников серовского аэродрома власти пока к ответственности привлекать не собираются.

Почти сразу же после исчезновения самолета начальник Главного управления МВД по Свердловской области Михаил Бородин уволил полицейских, чьи подчиненные находились на борту Ан-2, а начальнику УГИБДД по Свердловской области было объявлено о неполном служебном соответствии «за допущенные просчеты в воспитании личного состава». Уральская транспортная прокуратура из-за выявленных в ходе проверки нарушений закрыла аэродром в Серове. В частности, аэродром не был приспособлен для перевозки людей, на взлетной полосе росла трава. Олег Золин, гендиректор компании «Авиа-зов», рассказывал, что требовал от сотрудников авиакомпании «жечь костры, чтобы было видно посадочную полосу».

В регионе сразу после пропажи самолета была начата масштабная поисково-спасательная операция — в поисках участвовали не только спасатели, но и МВД и добровольцы — всего около 1500 человек, вертолеты Ми-8, а также самолеты Ан-2 и Ан-26. Всего на операцию было потрачено более 30 миллионов рублей — была обследована огромная территория, но тщетно. Из-за того, что самолет вылетел без согласования полета с наземными службами, отследить его направление оказалось крайне сложно: поисковики ориентировались на показания очевидцев, которые противоречили друг другу. Параллельно следователи были вынуждены проверять показания экстрасенсов и различных энтузиастов, а СМИ не без удовольствия упражнялись в конспирологии, то транслируя версию о причастности к пропаже самолета военных, то проводя неуместные аналогии с гибелью группы туристов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году на перевале в районе поисков Ан-2.

В ноябре 2012 года операцию по поиску самолета свернули, хотя родственники исчезнувших были против. Вместе с энтузиастами они продолжали поиски вплоть до апреля 2013 года. В середине мая представители родственников тех, кто улетел на самолете, записались на прием к полпреду президента РФ, чтобы обратиться к Владимиру Путину с просьбой возобновить поиски самолета. Встреча, очевидно, будет отменена за ненадобностью.

< Назад в рубрику