В Москве в рамках проекта "МОЭСК-EV" запущены в эксплуатацию первые в России три станции быстрой заправки для электромобилей. В отличие от обычной зарядной станции, экспресс-заправка способна зарядить аккумуляторы электрокара всего за полчаса. Стоимость полной зарядки при этом составляет около 11 рублей. На открытии первой такой заправки 15 мая побывал корреспондент "Ленты.ру".
На сегодняшний день в Москве, по словам представителя Московской объединенной электросетевой компании Дениса Цыбина, открыто 25 электрозаправок. Три из них относятся к стандарту быстрой зарядки CHAdeMO (от французского charge de move). В общей сложности программа "МОЭСК-EV" предусматривает установку 28 электрозаправочных станций в Москве и Московской области.
До конца 2012 года, по расчетам участников программы "МОЭСК-EV", на территории России должны заработать 40-50 экспресс-заправок для электромобилей. Всего в мире, согласно информации с сайта CHAdeMO, действуют 1393 быстрые заправки. Из них 1154 находятся в Японии и 207 - в Европе.
В России единственные на сегодняшний день станции экспресс-зарядки расположены в Москве по адресам: улица Садовническая, дом 36; Дербеневская набережная, дом 7, строение 16; а также в автоцентре "Рольф Юг" на улице Обручева, дом 27, корпус 1. О местоположении остальных столичных электрозаправок можно узнать на сайте moesk-ev.ru. Там же для удобства пользователей предусмотрена система онлайн-регистрации, пройдя которую можно получить индивидуальную смарт-карту для оплаты услуг заправочных станций.
При помощи такой карты, которые выдаются в офисе компании Revolta, занимающейся установкой и обслуживанием электрозаправок, можно не только оплатить "заправку" своего электромобиля, но и, например, забронировать зарядную станцию во избежание очереди. Хотя в ближайшие год-два толкучки на электрозаправках вряд ли ожидаются. На сегодняшний день единственный в России дистрибьютор электромобилей компания "Рольф" продала всего 71 машину i-MiEV производства Mitsubishi.
В отличие от обычных зарядных станций (или бытовой электросети) заправки стандарта CHAdeMO подают на аккумуляторы электромобиля постоянный ток мощностью до 50 киловатт, напряжением до 500 вольт и силой до 125 ампер. При "пустом баке" зарядка i-MiEV занимает всего 20-30 минут. Однако, в отличие, опять же, от обычных электрозаправок, CHAdeMO заряжают аккумуляторы электрокаров лишь на 80-85 процентов для сохранения их долговечности. Этого заряда i-MiEV хватает на 100-120 километров пути (в зависимости от режима езды, включенной стереосистемы или кондиционера).
При этом 10 минут зарядки на экспресс-заправке электрокару от Mitsubishi достаточно для того, чтобы проехать в среднем 40-50 километров. Обычным заправкам, по словам Дениса Цыбина, требуется около семи часов для зарядки аккумулятора i-MiEV до 100 процентов. При полном заряде батареи i-MiEV, как заявлено в описании модели, может проехать до 150 километров.
Стоимость зарядки электромобилей на заправках стандарта CHAdeMO пока не определена. В настоящее время заправочные станции работают бесплатно в испытательном режиме. Вместе с тем, по словам участников проекта "МОЭСК-EV", "полный бак" i-MiEV из расчета по ночному тарифу обходится примерно в 11 рублей, то есть чуть более семи копеек за километр пути. Для сравнения, один километр пути для городской малолитражки на бензиновом двигателе стоит полтора-два рубля при цене в 30 рублей за литр бензина марки АИ-95.
Однако при всей своей экономичности электромобили i-MiEV пока что существенно уступают обычным малолитражкам в стоимости. При цене в 1,79 миллиона рублей электрокары могут себе позволить далеко не многие. По словам главного исполнительного директора компании "Рольф Импорт" Андрея Панкова, основными покупателями i-MiEV, помимо юридических лиц (которых пока большинство), являются состоятельные граждане, для которых электромобиль стал третьей или четвертой машиной в семье. Впрочем, в будущем, по оценкам Панкова, электромобили подешевеют.
"Как только будут расти продажи - будет расти объем, будет снижаться стоимость батарей. То есть будет то же самое, что произошло с мобильными телефонами. Вместо трех-четырех тысяч долларов они сейчас стоят меньше 100 долларов, может быть еще меньше. Все это эффект масштаба. Но для того, чтобы этому помочь, конечно, нужны методы государственной поддержки, потому что сейчас электромобиль облагается пошлинами и НДС так же, как обычный автомобиль", - рассказал Панков "Ленте.ру".
Ввозная пошлина на автомобили составляет сейчас 20 процентов от их стоимости. Исходя из размера пошлины, на ввозимую машину начисляется НДС. В итоге общий размер "накрутки" на импортные автомобили составляет около 38 процентов. По словам Панкова, в 2011 году российская комиссия по таможенно-тарифному регулированию поддержала инициативу по обнулению пошлины на электромобили. В настоящее время инициативу рассматривает соответствующая комиссия Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
В Общественной палате России, в свою очередь, намерены добиться для владельцев электромобилей определенных привилегий. Так, экологически чистым машинам на электротяге планируется разрешить выезд на выделенные полосы общественного транспорта, льготный доступ к парковкам, а также въезд в особо охраняемые природные зоны.
Пока же владельцы первых в России электрокаров нуждаются скорее не в привилегиях, а именно в заправочных станциях для комфортного передвижения по городу. За пределы мегаполиса выезжать на машине с запасом хода в 150 километров все же дело рискованное. Как рассказал "Ленте.ру" один из владельцев электрокара i-MiEV радиоведущий и шоумен Григорий Погосян, дальше Звенигорода от Москвы ему уезжать не приходилось.
Вместе с тем Погосян похвалил надежность i-MiEV, который прекрасно справился с ливнем и градом в Москве в начале мая, а также с легкостью преодолел глубокую лужу, не замочив аккумуляторы. Скоростные показатели электрокара, по словам шоумена, даже лучше заявленных. "Ну, если честно, до 140 я по Кутузовскому ехал, причем в горку. И я в потоке ехал, я не нарушал правила", - рассказал Погосян.
Среди минусов i-MiEV Григорий Погосян отметил лишь отсутствие в машине вешалки или крючка для одежды, а также парктроника.
Вполне вероятно, эти "минусы" Mitsubishi исправит при выпуске следующих моделей электрокаров. По словам Андрея Панкова, до 2015 года японская компания собирается представить на рынке семь электромобилей различных классов. До конца 2012 года, в частности, состоится презентация электрической версии внедорожника Mitsubishi Outlander. В России машина начнет продаваться уже в 2013 году.
В целом руководитель "Рольф Импорта" высоко оценил перспективы развития рынка электрокаров. По его словам, продажи электромобилей в России к 2020 году вполне могут выйти на общемировой уровень и достигнуть 10 процентов от общего числа проданных машин.
"Российский рынок уже сейчас является вторым в Европе по размеру. В ближайшие годы, я думаю, он легко обгонит Германию, и мы станем крупнейшим рынком в Европе. И все тенденции, которые мы здесь наблюдаем с обычными автомобилями, они становятся ближе и ближе к тому, что происходит в Европе. Учитывая, что Москва является крупнейшим городом Европы, а электромобили все-таки прежде всего предназначены для мегаполисов, я считаю, что 10 процентов здесь совершенно нормально. По Москве и Петербургу, я считаю, этот процент будет еще выше", - пояснил Панков.
Помимо Mitsubishi электрокары на сегодняшний день выпускают более десяти компаний, включая Ford (Focus Electric), Nissan (Leaf), Mercedes (Smart ED), BMW (ActiveE) и Renault (Fluence Z.E.). Тем не менее, ни один из конкурентов i-MiEV в России пока не представлен. Это, в свою очередь, не слишком способствует продвижению самого понятия электрокаров в России.
По словам Андрея Панкова, Mitsubishi и "Рольф" и сами отчасти заинтересованы в выходе конкурентов на российский рынок электромобилей. "Чем больше электромобилей даже разных брендов, тем больше возможностей для развития заправок. Больше заправок - больше удобства для клиентов, больше продажи всех электромобилей", - заявил он.