22 июля Международный суд ООН в Гааге признал законным провозглашение независимости Косово от Сербии. Тем самым был создан важный прецедент для различных непризнанных государственных образований во всем мире, добивающихся признания своего суверенитета. Между тем, официальный Белград уже успел в категоричной форме не согласиться с вердиктом суда.
Чтобы вынести постановление по Косово, Международному суду ООН потребовалось более полутора лет. И даже по прошествии этого срока не все судьи сочли одностороннее объявление независимости Косово от Сербии законным - решение было принято десятью голосами против четырех. Зачитывая вердикт, председатель Международного суда ООН японец Хисаси Овада объявил, что в международном праве не существует запрета на провозглашение независимости. Следовательно, ничего незаконного в таких действиях быть не может.
Формулировка, с одной, стороны, достаточно категоричная. С другой - при желании, в ней можно отыскать лазейку. Например, в Сербии сочли, что суд признал законным лишь сам акт провозглашения независимости, но не дал правовой оценки собственно статусу Косово как самостоятельного государства. Судебный вердикт разочаровал официальный Белград еще и потому, что именно Сербия в октябре 2008 года обратилась в ООН с намерением оспорить решение косовского парламента о провозглашении суверенитета.
Законодательное собрание Косово в одностороннем порядке объявило об отделении от Сербии 17 февраля 2008 года. Однако фактически к тому моменту край не подчинялся Белграду уже более десяти лет - с 1999 года Косово находилось под управлением ООН.
Принятие решения о независимости от Сербии стало возможно потому, что большинство населения Косово составляют албанцы - край расположен на границе между Сербией и Албанией. На протяжении большей части XX века Косово входило в состав Сербии на правах автономии, именно в силу специфической структуры его населения. Самостоятельный статус край сохранял даже в составе социалистической Югославии. Более того, именно в СФРЮ права Косово последовательно расширялись и в начале 1970-х область фактически получила статус федерального субъекта.
Сосуществование албанского и сербского населения в Косово протекало относительно мирно до 1990 года, когда власти края в первый раз провозгласили независимость от Сербии в ответ на урезание автономных прав, к которому годом ранее прибегло правительство под управлением президента Югославии Слободана Милошевича. Эти события положили начало многолетнему кровопролитному конфликту, который к 1998 году перерос в открытую войну. Окончить ее удалось только после вмешательства НАТО, которое в 1999 году предприняло бомбардировки Югославии. После натовской операции не осталось ни Югославии (появился Союз Сербии и Черногории, впоследствии распавшийся), ни сербского Косово - край перешел под управление международных организаций.
Видимо, косовскую историю правильнее всего отнести к разряду конфликтов, где нет правых - одни виноватые. Зверства Армии освобождения Косова с лихвой искупались действиями сербских силовиков и военизированных формирований, и вопрос о том, кто первый начал, сейчас уже не имеет никакого отношения к проблеме независимости края. Проблема эта давно вышла за рамки дискурса о праве притесняемых народов на самоопределение и перешла в исключительно геополитическую плоскость.
С тех пор как в феврале 2008 года Косово во второй раз объявило о своем отделении от Сербии, независимость края поддержали 69 государств. В их числе - США и значительная часть стран Евросоюза, кроме, например, Испании и Греции. Соображения последних, кстати, основываются вовсе не на сочувствии сербам или косовским албанцам (или косовским сербам, составляющим большинство населения в некоторых районах края). Против независимости Косово высказываются страны, которые сами вовлечены в неразрешенные территориально-этнические конфликты. По этим же соображениям территориальную целостность Сербии поддерживают Индия и Китай. И даже Россия - хотя в нашем случае нельзя не упомянуть о традиционном сочувствии сербам.
В этой связи решение Международного суда ООН интересно с точки зрения того, какой оно создает прецедент. Несмотря на то, что обязательного характера постановление суда не имеет, вынесенный 22 июля вердикт станет серьезным дипломатическим подспорьем для многочисленных областей и территорий, добивающихся суверенитета. Например, решение суда уже приветствовали в испанской Стране басков. По мнению баскских националистов, главный итог вынесения этого вердикта состоит... в признании отсутствия легальных барьеров на пути создания независимого от Испании баскского государства.
Россия в этом смысле оказывается в довольно любопытной ситуации. С одной стороны, МИД поспешил поддержать позицию Сербии и высказался в отношении вердикта критически. С другой - очевидно, что принятое 22 июля в Гааге постановление "работает" на признание независимости от Грузии Абхазии и Южной Осетии.
Некоторые аналитики утверждают, что вердикт Международного суда носит революционный характер и способен радикально изменить всю систему взаимоотношений признанных государств с сепаратистскими движениями. Джеймс Кер-Линдсэй из Лондонской школы экономики даже высказал опасение, что Гаага создала условия для бесконтрольного появления по всему миру новых самопровозглашенных государственных образований. По мнению этого эксперта выходит, что опасности потерять часть своих законных территорий отныне подвергается практически любая страна.
Вероятнее, однако, что на практике никаких радикальных изменений не произойдет. Для вступления в ООН (что можно расценивать как официальное признание суверенитета) новому государственному образованию необходимо установить дипломатические отношения со 100 странами - членами организации. Ожидается, после решения Международного суда многие государства, прежде считавшие Косово частью Сербии, признают его независимость. Однако до отметки в 100 стран краю по-прежнему далеко (тем более далеко до нее прочим непризнанным государствам).
Мало что изменится и в повседневных отношениях между Косово и Сербией. 22 июля официальный Белград заявил, что по-прежнему считает Косово частью своей страны и никогда не признает независимости края. В то же время, Косово и Сербия уже успели обменяться декларациями о мирных намерениях. Приштина гарантировала безопасность сербскому меньшинству, а Белград заявил, что по-прежнему намерен мирным путем добиваться компромисса с местными властями.
Для Сербии непризнание Косово означает невозможность вступления в Евросоюз, и в этих условиях попытка наладить отношения с отколовшейся территорией выглядит единственным конструктивным решением. При том, что обязательным к исполнению решение Международного суда ООН не является, пространство для маневра обеим сторонам оставлено. Хочется надеяться, что Сербия и Косово смогут им воспользоваться.