Начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров в понедельник, 12 сентября, рассказал журналистам о планах Минобороны по модернизации армии. По словам Макарова, оборонное ведомство намерено создать в каждой бригаде Вооруженных сил отдельное подразделение снайперов. Также Макаров рассказал о планах перевода ВВС страны на высокоточное оружие и готовности оборонного ведомства закупать зарубежное вооружение и технику.
Однако больше всего журналистов заинтересовала ремарка генерала про "снайперизацию" российской армии. Так, "Газета.ру", к примеру, написала о востребованности снайперов в войсках и необходимости перехода на зарубежные винтовки. Газета "РБК daily" пошла дальше и заявление Макарова о создании специальных снайперских подразделений подала в одной связке с рассуждениями генерала о вероятности социальных волнений в России.
Каким образом перевод снайперов в отдельные подразделения связан с возможностью или невозможностью повторения в России "арабской весны" - не совсем ясно. В своем интервью Макаров действительно упомянул, что после арабских революций российская армия должна быть готова к "наихудшим вариантам развития политической обстановки в стране". Однако вряд ли следует рассматривать это дежурное заявление со стороны начальника Генштаба как угрозу применения армии для подавления уличных беспорядков.
Кроме того, совсем уж неправдоподобным кажется предположение ряда СМИ о намерении российских военных использовать для этих целей именно снайперов. Что, если уж говорить об "арабских" сценариях, могут сделать снайперы с многотысячной толпой? Снайперские винтовки обладают низкой скорострельностью и небольшим магазином (магазин основной армейской винтовки СВД вмещает 10 патронов), так что толку от снайперов против разъяренной толпы будет мало.
В подтверждение этого можно привести недавние события в Киргизии. В апреле 2010 года после многочасового штурма мятежники захватили здание правительства республики в Бишкеке. В ходе штурма огонь по протестующим вела не только охрана, но и группа снайперов, засевших на крыше здания. В результате мятежники прорвались через ворота, ворвались в Дом правительства, добрались до снайперов и одного из них забили до смерти. В общей сложности при штурме 7 апреля с обеих сторон погибли около 80 человек. При этом сообщалось, что мятежники были безоружны.
Но если оставить в покое сомнительные политические сценарии, то слова Макарова все равно вызывают интерес. При всей их неопределенности понятно, что речь идет о планах качественной реорганизации Вооруженных сил.
По словам генерала, создание отдельных снайперских подразделений позволит повысить эффективность точечного огня по противнику, особенно в условиях городского боя. Кроме того, создание отдельных подразделений, очевидно, необходимо для большей самостоятельности снайперов, которой раньше они не обладали.
Каждое такое подразделение, рассказал на пресс-конференции начальник Генштаба, будет состоять из нескольких отделений, а в каждом отделении будет числиться один снайпер. Будут ли в отделении состоять другие военнослужащие помимо снайпера - генерал не уточнил. Если предположить, что под подразделениями снайперов генерал имел в виду взводы, то получается, что на каждую бригаду придется как минимум три снайпера. До сих пор снайперы приписывались к каждой мотострелковой роте, которых в типичной бригаде может быть более десяти. Таким образом, создание отдельных подразделений снайперов вряд ли существенно повысит их общую численность.
Точное количество предполагаемых снайперов на бригаду сложно назвать еще и потому, что бригады в российской армии бывают не только мотострелковыми. Так, непонятно, сколько именно снайперов будет придаваться, скажем, артиллерийским или танковым бригадам. На сегодняшний день известно, что в Сухопутных войсках после реформы Вооруженных сил создано 85 бригад. Таким образом, в будущем на сухопутчиков придется всего несколько сотен снайперов.
При этом, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, которые приводит "Газета.ру", всего для нужд российских снайперов потребуется около 10 тысяч винтовок. Как объяснить такое расхождение в цифрах, пока не очень понятно - видимо, надо ждать новых уточнений от военных. Как отмечает "РБК daily", основу снайперского корпуса в Сухопутных войсках составят сержанты-контрактники, которых планируется нанять к 2012 году.
Снайперы в современных Вооруженных силах РФ делятся на две основные категории - пехотных снайперов и снайперов-диверсантов. Пехотные снайперы обычно действуют в составе подразделений и обычно набираются из наиболее метких стрелков. Для подготовки таких специалистов особых вложений и сложной подготовки не требуется. Другое дело - снайперы-диверсанты, которые являются своего рода элитой среди стрелков и отбираются уже из опытных солдат. Такие стрелки действуют обычно в одиночку и стараются оставаться незамеченными, используя природные укрытия и камуфляж. Судя по всему, Вооруженные силы планируют укомплектовывать новые подразделения именно такими снайперами-диверсантами.
Винтовки для новых снайперских подразделений, по словам начальника Генштаба, возможно, будут закупаться за рубежом. Как предположил Фролов, поставщиком винтовок для российских стрелков может стать британская компания Accuracy International. В настоящее время винтовками Accuracy International модели AWM-F (Arctic Warfare Magnum Foldable, складная винтовка с патроном 0.338 Lapua Magnum) оснащаются снайперы подразделения "Альфа" спецназа ФСБ. Не исключил Фролов и возможности дальнейшего использования различных модификаций основной российской винтовки СВД.
По своим характеристикам AWM-F и СВД достаточно сильно отличаются, и во многом в пользу британского оружия. Название Arctic Warfare говорит о приспособленности британской винтовки к эксплуатации при отрицательных температурах до -40 градусов Цельсия, что для российских реалий крайне важно. В качестве преимущества российской разработки можно назвать магазин большей емкости - 10 патронов против 5 у AWM-F - и чуть большую скорострельность благодаря полуавтоматической системе с газоотводной трубкой.
Учитывая целый ряд недавних заявлений Генштаба о планах по закупке западных образцов вооружения и техники, идеи о поставке российским снайперам более современных и технически совершенных британских винтовок вовсе не кажутся удивительными. По словам Макарова, если западные образцы совершенней отечественных, то оружие "непременно придется заимствовать" за рубежом.
В качестве примеров качественного вооружения иностранного производства начальник Генштаба привел французские БТР марки "Рено" и гаубицы "Цезарь". В частности, Николай Макаров отметил высокие технические показатели французской гаубицы. По словам генерала, "Цезарь" может с марша за 30 секунд приступить к стрельбе на расстояние до 50 километров обычным снарядом и до 80 километров - высокоточным.
О переходе на высокоточное оружие Макаров рассказал и в связи с российскими ВВС. Так, по словам генерала, Минобороны уже отказалось от закупки невысокоточных снарядов для нужд военной авиации. Кроме того, оборонное ведомство полностью пересматривает вопросы, касающиеся тактики ВВС.
По словам Макарова, авиация стран Запада проводит военные операции очень эффективно, практически не задействуя при этом наземные силы. При этом иностранным ВВС удается минимизировать количество потерь среди самолетов. От российских летчиков Минобороны также требует более эффективно поражать объекты противника, не заходя при этом в зону действия ПВО.
Таким образом, в будущем Генштаб хочет видеть российскую армию более эффективной и высокоточной. Чего бы это ни касалось - самолетов, артиллерии или стрелкового оружия. Важным шагом здесь можно назвать готовность генералов перейти на западное вооружение и технику, если это поможет улучшить боеспособность вооруженных сил. Так что если российские снайперы начнут стрелять более метко, пусть и из британских винтовок - это только к лучшему. Лишь бы мишенями вдруг не оказались российские граждане.