В середине мая гуманитарное сообщество взбудоражила новость о том, что философский факультет РГГУ лишили бюджетных мест. Однако оказалось, что эта участь постигла не только его — в 2013 году нельзя будет поступить на бесплатные отделения по философии еще в ряде вузов, да и не только по философии, но и, например, по фармацевтике. «Лента.ру» попыталась разобраться, как в этом году распределяются бюджетные места и чем действующая система чревата для российского образования.
Контрольные цифры приема по специальностям на 2013/2014 учебный год (а именно так в министерских документах называются бюджетные места для студентов) были опубликованы на сайте Минобрнауки 21 февраля. До 25 марта заявку на получение бюджетных мест подали 600 вузов, имеющие аккредитацию — как государственных, так и негосударственных. С их списком можно ознакомиться здесь. Самим вузам распределение этих мест известно, однако еще не все провели дни открытых дверей, чтобы рассказать о наборе абитуриентам, и еще меньшая часть обнародовала количество мест на своих сайтах. Впрочем, до 1 июня это должны сделать все вузы. Никаких обобщающих данных по всем учебным заведениям нет, и вряд ли они будут, так что информация о сокращении (или, наоборот, увеличении) бюджетного набора на те или иные факультеты тех или иных вузов весьма обрывочна: о плане приема можно узнать либо с сайта учебного заведения, либо из просочившихся в прессу данных.
Так, например, о резком сокращении бесплатного набора на гуманитарные специальности в Сибирском федеральном университете стало известно еще в марте, когда красноярское издание Dела.ru опубликовало проект плана приема. Что характерно, проект плана приема — это документ, который вуз направляет на утверждение в Минобрнауки, а не спускаемые сверху в университет числа, то есть решение о сокращении принял сам вуз (или, точнее, правительство Красноярского края). Согласно проекту плана, СФУ полностью отказался от бюджетного набора по специальностям «философия», «история», «реклама и связи с общественностью», «религиоведение», «документоведение и архивоведение», «история искусств», «социально-культурная деятельность». В 2012 году на каждую из этих специальностей было выделено по 15 бюджетных мест. При этом набор на «культурологию» был заявлен таким же, как год назад, — 15 мест, а под сокращение попали вовсе не только гуманитарии: «ядерная энергетика и теплофизика», «радиоэлектронные системы и комплексы», «техническая физика» тоже лишились бюджетных мест (в предыдущем году на каждую из специальностей принимали по 25 студентов на бесплатное обучение). Впрочем, этот план приема еще не утвержден: окончательный документ появится только 1 июня, но число бюджетных мест в нем может только уменьшиться, а не увеличиться.
В Нижнем Новгороде под сокращение попали фармацевты: в местной государственной медицинской академии полностью отменили бюджетный набор на эту специальность, добавив, впрочем, мест на стоматологический, педиатрический и лечебный факультеты. «Эту новость мы восприняли без удивления, о сокращении бюджетных мест на специальность „Фармация“ давно и уверенно заявлял Минздрав. Сегодня государственных аптек почти не осталось, выпускники факультета идут работать в коммерческие структуры, финансировать их подготовку из федерального бюджета не выгодно государству», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь НижГМА Алексей Никонов.
Коснулось сокращение бюджетных мест и Санкт-Петербурга. По данным «Фонтанки.ру», в целом оно составит 2,5 процента, затронув при этом в основном гуманитарные и экономические специальности: экономику, менеджмент и юриспруденцию, государственное муниципальное управление, журналистику, социологию, торговое дело, туризм и филологию. Руководство Санкт-Петербургского государственного университета осенью пыталось объявить резкое сокращение мест на филфаке (в частности, отказаться от бюджетного набора на классическую филологию и матлингвистику в 2013 году), но под влиянием общественности от своих планов отказалось — хотя уверенности в том, что ректор Николай Кропачев не изменит решение до весны, не было. Как стало известно «Ленте.ру», в итоге на филологическом факультете бюджетный набор в 2013 году сократится примерно на 10 процентов, но, по словам преподавателя Кирилла Зубкова, подобные колебания происходят каждый год. Решение о сокращении мест на этот раз принимало не руководство вуза, а Министерство образования и науки. В целом заявку вуза ведомство удовлетворило на 96,3 процента по бакалавриату и на 98,5 процента по магистратуре.
В некоторых вузах — прежде всего в региональных — количество бюджетных мест не уменьшилось, а увеличилось по сравнению с прошлым годом. В число таких учебных заведений попали Кубанский государственный университет, получивший на 150 больше мест, чем в 2012-м (правда, раскладки по специальностям пока что нет), Сыктывкарский государственный университет и Коми государственный педагогический университет (объединяющиеся вузы получили больше мест, чем год назад, в том числе по специальностям «история», «туризм» и «международные отношения»), Сахалинский государственный университет (прием увеличился в полтора раза), Ижевская государственная сельхозакадемия (под сокращение там попал «менеджмент», но в целом число бюджетных мест возросло), Череповецкий государственный университет (там впервые появились места для бюджетников на заочном и вечернем отделениях), Амурский государственный университет, большинство иркутских вузов (при этом Иркутский госуниверситет впервые получил бюджетные места на «туризм» и увеличил набор по специальности «история»). «Туризм» вообще стал одной из самых популярных специальностей, по которой региональным вузам впервые дают бюджетные места: помимо ИрГУ и вузов Коми, их получил Кемеровский государственный университет и Бурятский государственный университет. Впрочем, общее число бюджетных мест в БГУ сократилось: если в 2012 году университету выделили 1176 мест, то в 2013-м — только 1034 места.
Но больше всего внимание прессы и общественности привлекло сокращение бюджетных мест в РГГУ — с тех пор как вуз попал в число неэффективных и нуждающихся в оптимизации, к нему в принципе проявляют повышенный интерес. Помимо философии, бюджетных мест не дали направлению «туризм», столь популярному в регионах. Именно с составлением списка «вузов с признаками неэффективности» и связывают сокращение мест различные эксперты, опрошенные СМИ (правда, попадаются и параноидальные версии о попытке рейдерского захвата зданий РГГУ Высшей школой экономики). И, судя во всему, они правы.
В 2013 году то ли из-за смены руководства Минобрнауки, то ли из-за принятия нового закона «Об образовании» (в силу он еще не вступил) правила распределения бюджетных мест изменились. Раньше квоты разыгрывались между вузами в зависимости от того, кем и как эти вузы учреждены, а места выдавались по группам направлений — сам вуз уже мог решить, какому факультету или даже какому отделению дать их больше, а какому — меньше. В 2013 году ведомственная принадлежность и форма организации вуза перестала играть роль, а места стали выдаваться под каждую конкретную специальность (для специалитета и магистратуры) или направление (для бакалавриата).
21 февраля Министерство образования и науки объявило конкурс на получение бюджетных мест и опубликовало контрольные цифры приема. Для бакалавриата — а именно по четырехлетней программе сейчас учится подавляющее большинство студентов — 70 процентов мест разыгрывались на региональном уровне, остальные 30 — на федеральном. «Мы учитывали предложения регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, по объему и структуре подготовки кадров по соответствующим направлениям подготовки и специальностям», — разъяснил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев принципы выделения квот для регионов. Решающим фактором стал спрос на тех или иных специалистов на рынке труда.
В итоге получилось, что в Красноярском крае, например, оказались совсем не востребованы философы, историки и историки искусства, документоведы и архивоведы, а заодно специалисты по технической физике. Места по этим направлениям СФУ в принципе мог получить только из федеральной квоты, которая для философов, например, составляет 230 мест на всю страну. Региональная квота для бакалавриата по направлению «философия» есть всего в десяти регионах: Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Томской областях, в республике Дагестан , а также в Санкт-Петербурге и Москве. Больше всего мест — 90 — выделено в Москве, а всего по региональным квотам бесплатное обучение сможет получить 231 философ. Итого, на всю страну для бакалавриата по направлению «философия» Минобрнауки выделило 461 бюджетное место.
Как именно проходит процедура распределения бюджетных мест, «Ленте.ру» в Минобрнауки уточнить не удалось. Анонимный источник «Коммерсанта» в конкурсной комиссии, распределяющий места, тоже не смог дать подробного ответа. «О том, как именно распределяются бюджетные места, знают только в министерстве. Но есть ощущение, что там важную роль играет рейтинг неэффективных вузов», — пояснил он. Однако в феврале же на сайте ведомства была опубликована форма заявки (.pdf) на участие в конкурсе, и в ней перечислено, какие данные о себе вуз должен указать. Они имеют много общего с показателями, которые учитывались при определении эффективности вузов, хотя в целом этих показателей больше. Среди них — численность студентов, в том числе бюджетников, в том числе поступивших по олимпиадам; их распределение по курсам; объемы исследовательских работ и их финансирование; цитируемость научных работ; число преподавателей и научных работников, их зарплаты; доходы вуза; данные о поступивших в 2012 году на каждое направление. Учитывается и показатель, которого нет ни в кратком, ни в расширенном варианте параметров по мониторингу эффективности вузов, но о необходимости включения которого чиновники говорили не раз, — трудоустройство выпускников.
Таким образом, в 2013 году при распределении бюджетных мест самыми главными стали экономические факторы — востребованность той или иной специальности в регионе и трудоустройство выпускников вуза. Если учесть, что речь идет о деньгах из бюджета, логично, что государство не хочет тратить их на студентов, идущих потом работать в коммерческие структуры (как то произошло с фармацевтами в Нижнем Новгороде), и на вузы, выпускающие безработных. Однако Минобрнауки свои цели никак не декларирует.
Глава ведомства Дмитрий Ливанов высказывался о необходимости сокращения бюджетных мест еще в мае 2012 года, сразу после своего назначения. Тогда он обещал уменьшить число студентов, обучающихся за счет государства, в два раза — якобы для того, чтобы увеличить сумму, выделяемую на одного студента. Свою позицию с тех пор он не уточнял и не прояснял. Но контрольные цифры приема 2013 года в целом оказались на уровне 2012 года (с перераспределением между специальностями и между бакалавриатом и магистратурой — последней в этом году выделено больше мест, чем в прошлом), да и расходы на одного студента для многих специальностей остались на уровне 60-70 тысяч рублей.
«Вполне вероятно, что сокращения бюджетных мест нужны и полезны, — но в рамках какой-то осмысленной и доведенной до общественности программы (зачем сокращают, какие направления подготовки, в каких вузах и регионах...). Я не видел, чтобы министерство такую задачу формулировало; в основном слышно было, что студентов (и преподавателей, и вузов) слишком много, поэтому их число надо сокращать», — прокомментировал «Ленте.ру» сложившуюся ситуацию доктор исторических наук, профессор Волгоградского государственного университета Иван Курилла. Помимо этого, обращает он внимание, ни общество, ни власти не пришли к консенсусу по поводу того, зачем России нужно высшее образование. «Среди возможных ответов — образование как услуга населению, образование как подготовка профессиональных кадров для экономики, образование как инструмент модернизации общества, образование как общественное благо... При выборе любого из них, ответ на вопрос о „бюджетных местах“ будет выглядеть по-разному. Сегодня мы видим, что при расчете этих мест используется некое гибридное представление об образовании, в результате чего в одной куче оказываются профессии и классическое академическое образование», — говорит Курилла.
«Если бы речь шла о качестве образования, имело бы смысл начинать с другой стороны: оценить качество кафедр и преподавателей (только ни в коем случае не университеты в целом — там „средняя температура по больнице“ не говорит ни о чем), финансировать лучших, а уж потом решать, сколько студентов им надо подготовить. Тут есть свои сложности (в конце концов, появляются новые научные направления, экономика сокращает спрос на каких-то специалистов), но они представляются мне более разрешимыми, чем то отрезание кошке хвоста частями, которое практикует сегодня министерство», — заключает историк.
В итоге из-за того, что Минобрнауки — в который раз — не может четко объяснить логику своих действий и не обсуждает их заранее с заинтересованным сообществом, в обществе возникает паника, что все образование станет платным, а некоторые специальности исчезнут навеки, и истерика, что Ливанов разрушает образование. А ведь если действительно места на востребованные специальности вроде «экономики» и «туризма» передаются из Москвы в регионы, это начинание можно только приветствовать. Но здесь получается так же, как было с мониторингом эффективности вузов: неплохая по своей сути идея (закрыть вузы, фактически торгующие дипломами) из-за поспешности и отсутствия внятных объяснений получает как минимум неоднозначное, а то и вообще сомнительное воплощение — а министерству достается гнев народа.