Десяткам тысяч российских водителей, вовремя оплатившим штрафы за нарушение правил дорожного движения, был присвоен статус должников. Это произошло из-за сбоя системы, отвечающей, в частности, за сбор информации об оплаченных штрафах. Для автовладельцев это может означать, например, запрет на выезд за границу. Создавшееся положение власти пообещали исправить в ближайшее время, однако как именно они планируют это сделать, пока неизвестно. Между тем, неправильная работа государственных информационных систем может нарушить планы по внедрению различных электронных услуг, призванных упростить жизнь водителей.
О сбое в работе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) узнала газета «Коммерсантъ», по данным которой только за неделю в середине мая водители написали 11 тысяч жалоб с требованием снять с них отметку о задолженности по уже оплаченным штрафам. По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2012 году из ГИБДД поступили сведения о 500 тысячах неоплаченных штрафов, которые после проверки оказались оплаченными. Происходило это из-за того, что Федеральное казначейство и ГИБДД не получали от банков и аккредитованных финансовых организаций информацию о проведенных платежах.
Российские автовладельцы сегодня могут узнать, какие штрафы выписывались им за последний год и какие из них были погашены после оплаты, несколькими способами: путем запроса в ГИБДД, на федеральном портале госуслуг или на сайте ГИБДД. Москвичам эта же услуга доступна еще и на портале госуслуг Москвы. На оплату штрафной квитанции водителям дается 60 дней, по истечении которых автовладельцу присваивается статус неплательщика, сулящий множество неприятностей. Самой, пожалуй, незначительной из них является постановление суда о наложении нового штрафа в двойном размере, а еще водителю могут запретить выезжать за рубеж, могут приговорить его к 15 суткам ареста или обязательным работам на срок до 50 суток. Решение принимает суд.
За сбор и обработку информации отвечает ГИС ГМП, работающая с января 2012 года. С января 2013 года все финансовые организации, работающие с платежами, обязаны незамедлительно передавать данные об оплате административных штрафов в систему. После введения такого требования нагрузка на систему существенно возросла, и она то и дело стала выходить из строя. Кроме того, из 894 российских кредитных организаций к системе подключились только 500 банков, причем, по словам замглавы Федерального казначейства Владимира Смирнова, лишь примерно 200 из них действительно работают с ГИС ГМП, а в полном объеме свои обязательства выполняют всего около 50. Например, неполные данные о платежах в систему загружают Сбербанк и Банк Москвы.
Наконец, отсутствие в системе сведений об оплате штрафов может быть связано и с неправильным заполнением банковскими операционистами платежных документов, а также с задержками в предоставлении сведений об оплате. В Газпромбанке и ВТБ-24 утверждают, что никаких сложностей в работе с ГИС ГМП они не испытывают, а в Банке Москвы объявили, что смогут передавать все данные об оплаченных штрафах только через три-четыре месяца, а сейчас специалисты пока еще только тестируют внутренние сервисы, работающие с государственной системой. В середине мая 2013 года в правительстве России состоялось совещание с участием Минкомсвязи, Минфина, казначейства и некоторых банков, посвященное неправильной работе ГИС ГМП.
Точные причины сбоев в работе ГИС ГМП на совещании названы не были; их еще только предстоит выяснить. До 24 мая текущего года Сбербанк, правительство Москвы и ГИБДД России обязаны установить причину потери данных об оплаченных штрафах в государственной системе. Дальнейшие меры по исправлению сложившейся ситуации будут предприниматься на основе полученных данных. Одной из таких мер может стать временное снятие с банков обязательств по предоставлению информации об оплате штрафов в ГИС ГМП. При этом может быть разработан другой способ подтверждения факта оплаты штрафов водителями. Вероятно, автовладельцам предложат самим отправлять копии оплаченных квитанций или чеков в ГИБДД (об этом, в частности, объявила ставропольская ГИБДД).
Похоже, что пока власти не отладят работу системы, самым надежным способом убедиться в отсутствии задолженности для российских автомобилистов будет личный визит в отделение ГИБДД, где можно проверить неоплаченные штрафы и предъявить квитанции об уже оплаченных постановлениях. При этом под угрозой срыва оказывается инициатива «Единой России» по поощрению автовладельцев, своевременно оплачивающих штрафы. Речь идет о 50-процентной скидке за оплату штрафа в течение десяти дней с момента вынесения постановления о нарушении правил дорожного движения (согласно российскому законодательству, в этот период водитель может обжаловать постановление).
Сегодня в стране действует автоматическая информационная система, рассылающая водителям SMS-оповещения и электронные письма с информацией о выписанных постановлениях ГИБДД. Она призвана сократить срок информирования водителей, однако на деле работает не всегда оперативно, если вообще работает. Например, корреспондент «Ленты.ру» получил SMS-оповещение о штрафе спустя четыре дня после того, как ему было выписано постановление о нарушении ПДД. После получения извещения водитель может оплатить штраф либо через портал госуслуг, либо через сайт ГИБДД (можно дождаться и прихода постановления по почте, но в этом случае ожидание может растянуться на несколько недель). Но избавиться от своего долга перед государством не так-то просто.
Дело в том, что сервис оплаты штрафов через интернет работает крайне медленно. Например, данные, необходимые для оплаты штрафа, после обновления информации о выписанных постановлениях поступают на портал госуслуг и на сайт ГИБДД не сразу. В случае с корреспондентом «Ленты.ру» на сайте госуслуг кнопка «Оплатить» в графе с выписанным штрафом появилась только через сутки после поступления информации о выписанном постановлении. Оплата была произведена через сайт ГИБДД (перенаправляющий на платежную страницу Qiwi) с банковской карты. Заплатить штраф пока можно со счета мобильного телефона, через терминал либо с банковской карты (последние две услуги оказывает компания Qiwi).
Для совершения оплаты необходимо знать номер и дату постановления, номер подразделения ГИБДД, выписавшего штраф, и его номер в общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления (ОКАТО). С номером ОКАТО, к слову, могут возникнуть трудности. Дело в том, что при получении сведений о выписанных штрафах через госуслуги или на сайте ГИБДД этот важный пункт в информационной выдаче не указывается и автовладельцу приходится искать нужный ОКАТО через поисковики, указывая номер и название подразделения ГИБДД, выписавшего штраф. Если оплачивать штраф через сайт госуслуг, статус «Оплачено» присваивается ему в течение нескольких часов, а если через ГИБДД ─ то через несколько суток.
Учитывая сложности в работе ГИС ГМП и задержки в проведении платежей, данные об оплате штрафов все равно могут поступать уже после того, как автовладельцу присвоили статус неплательщика. Так что (во всяком случае пока), если водитель хочет избежать возможных трудностей, ему придется отправлять копии оплаченных квитанций через интернет или даже лично привозить в ГИБДД, чтобы наверняка избежать возможных осложнений.