Россия
14:20, 21 мая 2013

Власть тротила В Махачкале совершен самый кровавый теракт с начала 2013 года

Татьяна Зверинцева
Антон Ключкин
Последствия взрыва в Махачкале
Фото: Абдула Магомедов / РИА Новости

20 мая в Махачкале был совершен теракт, в результате которого погибли четыре человека, а более 50 получили ранения. Два взрыва с разницей в 22 минуты произошли у здания управления Федеральной службы судебных приставов по Дагестану. Теракт стал самым кровавым актом насилия с начала года на Северном Кавказе, страдающем от действий исламистского подполья.

Теракт у здания дагестанского управления ФССП был осуществлен по классической схеме. Сначала сработало взрывное устройство небольшой мощности, заложенное под джип Toyota Highlander, принадлежащий начальнику отдела противодействия коррупции УФССП. Очевидцы свидетельствуют, что прибывшие полицейские сразу заподозрили неладное. Они начали разгонять зевак, предупреждая, что какая-нибудь из припаркованных рядом машин может быть начинена взрывчаткой.

Однако второй взрыв произошел уже через 22 минуты после первого, когда полицейские даже не успели до конца размотать оградительную ленту. Взорваны были «Жигули» девятой модели, мощность взрыва оценивается в 40-50 килограммов в тротиловом эквиваленте. Диаметр образовавшейся воронки составил почти три метра. Надо сказать, что подобная схема часто используется боевиками — весной 2012 года теракт, также устроенный в виде подрыва двух машин, привел к гибели 13 человек.

В результате первого взрыва никто не пострадал, а в результате второго погибли четыре человека: командировочный сотрудник уголовного розыска города Кременки Калужской области, сотрудник патрульно-постовой службы УМВД Махачкалы и двое судебных приставов. Ранения получили 44 человека, 27 из них — полицейские. Также ранен один сотрудник ФСБ и один судебный пристав. Среди пострадавших гражданских лиц — трехлетняя девочка. По словам свидетелей, ребенка к месту теракта привела любопытствующая женщина.

Большое количество зевак не вызывает удивления. Здание УФССП расположено на улице Мирзабекова (Орджоникидзе). Это одна из трех главных улиц Махачкалы, там расположено много ресторанов с видом на Каспийское море, а горожане любят гулять и отдыхать на этой улице. Кстати, журналисты отмечают, что после теракта многие рестораны не прервали свою работу, несмотря на выбитые стекла.

В больнице раненых навестил министр здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимов. В Махачкалу вылетела бригада врачей, которые примут решение об отправке части раненых в Нижегородский институт травматологии и ортопедии и в медучреждения Москвы. Борт МЧС может принять одновременно 20 пациентов (в том числе пять нуждающихся в реанимационных мероприятиях).

Как стало известно журналистам, спецслужбы подозревают в причастности к теракту боевиков банды «Риядус-Салихийн» («Сады праведников»). Эта банда была основана в 2001 году Шамилем Басаевым, который возглавлял ее до 2006 года. В СМИ появлялись сообщения о причастности «Риядус-Салихийн» к множеству громких преступлений, от подрыва «Невского экспресса» и убийства Юрия Буданова до захвата заложников в Беслане и на Дубровке. Впрочем, многие эксперты полагают, что в настоящее время «Риядус-Салихийн» превратилась в «бренд», который использует большое количество никак не связанных между собой банд.

Собеседники газеты «Коммерсантъ» в свою очередь предполагают, что теракт был совершен, чтобы дискредитировать семью мэра Махачкалы Саида Амирова, сын которого возглавляет дагестанское управление ФССП и является «весьма перспективным региональным политиком».

«Совершено дикое преступление, погибли люди, многие получили ранения. Данный теракт — очередной вызов дагестанскому народу, руководству республики, всем честным и добропорядочным людям», — так отреагировал на двойной взрыв временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов. Во вторник, 21 мая, Абдулатипов встретился с семьями погибших в результате теракта, после чего поручил решить вопрос с выплатой компенсаций.

Для Абдулатипова, назначенного на этот пост в январе, выражать соболезнования постепенно становится привычной частью работы. Из Дагестана, оказавшегося в последние годы одним из главных очагов борьбы с вооруженными группировками исламистов на территории России, каждую неделю приходят сообщения о стычках между силовиками и боевиками и терактах, жертвами которых становятся и мирные жители.

Действующие в Дагестане исламисты несут угрозу Олимпиаде в Сочи, которая по замыслу Кремля должна стать огромной рекламной площадкой кавказских гор, чью экономику Москва планировала развивать с помощью череды роскошных курортов. Но сейчас международное внимание к региону привлекают, в основном, бесконечные теракты. К тому же именно Дагестан оказался местом жительства братьев Царнаевых, устроивших в апреле теракт на бостонском марафоне в США.

Не исключено, что уже в сентябре, когда в единый день голосования в парламенте Дагестана пройдут выборы главы республики, Абдулатипов избавится от приставки «врио». Но пока не слишком понятно, как его назначение помогло дагестанцам — его предшественника Магомедсалама Магомедова, согласно одной из версий, сняли с должности вскоре после убийства верховного судьи Магомеда Магомедова. Но все надежды положить конец насилию в республике оказываются тщетными: перестрелки и взрывы стали для Дагестана, где с бандитами не могут справиться полиция и войска, обыденностью.

< Назад в рубрику