20 мая интернет-компания Yahoo! официально объявила о покупке блогохостинга Tumblr за 1,1 миллиарда долларов. Это одна из крупнейших сделок компании за те десять месяцев, что ею руководит Марисса Майер. Покупка молодежного Tumblr должна показать миру, что в пороховницах «старческого» Yahoo! еще есть порох. Списанный было со счетов интернет-гигант намерен побороться за место под солнцем. Или «угробить» гиперпопулярный блогохостинг.
На самом деле угробить Tumblr Yahoo! не должен. Условия сделки предусматривают, что блогохостинг продолжит существовать как независимый продукт с прежней командой, размещенной в прежнем офисе. Да и смысла осознанно «убивать» ресурс, за который была отдана одна пятая от всех денег компании и который никоим образом с ней не конкурирует, нет. Аудитория Tumblr — молодые интернет-пользователи, никогда не входившие в ядро аудитории «мамонта» Yahoo!.
Сами покупатели, впрочем, о намерениях омолодить аудиторию не говорят. Анонсируя сделку, Yahoo! рассказал о других успехах Tumblr: каждый месяц блогохостинг посещают 300 миллионов пользователей, ежедневно в нем регистрируется по 120 тысяч аккаунтов и пишется по 75 миллионов постов. При этом, продолжает Yahoo!, пользователи очень любят платформу: они проводят на ней в среднем по 80 минут в месяц и по семь раз в день заглядывают в свои френдленты с мобильников.
Правда, в Yahoo! умолчали о скромных (особенно если сравнить со стоимостью сделки) финансовых достижениях Tumblr. По данным Forbes, в 2012 году сервис заработал всего 13 миллионов долларов, хотя в текущем году поставил перед собой задачу «скакнуть» до 100 миллионов долларов. В связи с этим интернет-деятель Кристофер Локхед (Christopher Lochhead) отметил, что интернет-компании получили сигнал: инвесторам интересны не прибыль или технологии. Им интересны ресурсы, ставшие лидерами в своей нише.
Действительно, Tumblr идеально подходит для людей, которые хотят поделиться с миром своим творчеством (а именно на эту категорию пользователей рассчитывали его создатели). Появившийся в 2007 году блогохостинг позволяет публиковать не только текст, но и фото (включая анимированные «гифки»), видео и музыку. Сервис позволяет значительно перекраивать дизайн и структуру блога, а также имеет сквозные теги: можно вбить какое-нибудь #tattoo и часами разглядывать чужие посты про татуировки. А можно вбить тег из категории «18+» и получить соответствующий результат. Порнографии на Tumblr очень много: 16,6 процента трафика приходится именно на блоги «для взрослых». Когда пошли слухи о сделке с Yahoo!, пользователи забеспокоились: не решит ли новое руководство избавиться от этой категории контента? Марисса Майер (Marissa Mayer), глава Yahoo!, развеяла эти опасения, продемонстрировав довольно прогрессивный подход. По ее словам, даже если какой-то контент может негативно сказаться на бренде, он все равно имеет право на существование, если действительно интересен аудитории и позволяет привлечь больше пользователей.
Взволновала покупка не только любителей порноблогов. Многие пользователи заявили о том, что готовы отказаться от Tumblr просто потому, что они не хотят иметь ничего общего с Yahoo!. Недовольные запустили петицию, которую на момент написания заметки подписало почти 170 тысяч человек (цель — пять миллионов подписей). В тексте петиции говорится, что сделку нужно срочно остановить, потому что ее результатом станет кардинальное изменение интерфейса Tumblr. Остановить покупку им, как видно, не удалось, но смирились с произошедшим не все. Как написал создатель другого популярного блогохостинга Wordpress Мэтт Малленвэг (Matt Mullenweg), после объявления о совершении сделки пользователи импортировали на его площадку 72 тысячи постов с Tumblr в течение часа. В обычные дни, пояснил он, речь идет о 400-600 импортированных записях в час.
Профессиональное сообщество отнеслось к сделке спокойнее. Подробнее других о ней написал Марко Армент, сооснователь Tumblr, ушедший из компании в 2010 году. Он объяснил, что блогохостинг на деле является детищем одного человека — Дэвида Карпа (David Karp). Карп как никто другой был вовлечен в создание и улучшение Tumblr (Армент несколько раз сравнивает его со Стивом Джобсом), но ему было совершенно неинтересно заниматься формальностями: финансами, юридическими вопросами и заботами о том, чтобы хватило серверов. Тем не менее раньше ему приходилось участвовать и в этом. Теперь же, считает Армент, Карп сможет полностью отдаться любимому делу, возложив текущие технические и финансовые вопросы на плечи квалифицированных сотрудников Yahoo!.
Сам Дэвид Карп написал восторженный пост о том, что сделка совершенно не скажется ни на миссии Tumblr, ни на его логотипе, зато поможет сервису стать лучше. Карп объяснил, что у Tumblr и Yahoo! одинаковое видение того, какой должна быть бизнес-стратегия блогохостинга, и что, в конце концов, даже логотипы обеих компаний заканчиваются знаком препинания (у Tumblr это точка). Завершается его объявление восторженным «Fuck yeah», которое перевода не требует.
В Yahoo! о будущем Tumblr после покупки говорят спокойнее и конкретнее (и, конечно, только в позитивном ключе). Компания рассказала, что купленный блогохостинг сможет использовать технологии персонализации и поиска, разработанные в Yahoo!. Она же, в свою очередь, получит 300-миллионную аудиторию Tumblr (суммарно став «миллиардником») и доступ к контенту пользователей. Безусловно, появятся и какие-то совместные рекламные инструменты и предложения для рекламодателей. Марисса Майер не исключила, что в будущем Tumblr позволит блогерам размещать на своих страницах рекламу и зарабатывать на этом.
В целом же, как обещает Yahoo!, в ближайшие годы кардинальных изменений в полюбившемся всем блогохостинге можно не ожидать. Марисса Майер, которая до Yahoo! много лет проработала в Google, кажется, лучше многих ее предшественников знает, как нужно действовать. В частности, она понимает, что не все технологии нужно изобретать самостоятельно — можно просто найти команду, которая уже чего-то достигла. Поэтому, придя на свой пост летом 2012 года, она успела совершить ряд громких сделок, скупив десяток технологичных стартапов за немалые деньги. Эти проекты влились в сервисы Yahoo!.
С другой стороны, Марисса Майер знает, что есть проекты с большой и лояльной аудиторией, которую можно плавно переманить на свою сторону. На рынке ходят слухи о том, что Yahoo! в последнее время пыталась купить чуть ли не каждый второй широко известный интернет-проект: от мобильной соцсети Path и видеохостинга Dailymotion до геосоциального сервиса Foursquare и сервиса потокового вещания фильмов Hulu. Остановилась (если остановилась) на Tumblr и его «креативном» сообществе.
Как видно, Yahoo! хочет выглядеть «классной» компанией и не жалеет на это денег. Может быть, пока у нее и не все получается, но упорство Мариссы Майер позволяет надеяться, что в конце концов все будет хорошо.