21 мая окончательно определилось лицо игровой индустрии на ближайшие 5-10 лет. В этот день свою новую консоль представила компания Microsoft. Платформа, получившая название Xbox One, стала последней из трех консолей восьмого поколения, которые появятся на рынке.
Разработчики Xbox не раскрывали карт до упора — они представили свою новую приставку совсем незадолго до выставки E3. Торжественное мероприятие, на котором была впервые показана Xbox One, состоялось через три месяца после презентации PS4 и почти на два года позже, чем Nintendo представила Wii U. «Лента.ру» решила разобраться, что готовит нам следующее поколение консолей и как мы будем жить дальше.
Показывать новую игровую платформу Microsoft решила в собственной штаб-квартире в Редмонде, штат Вашингтон. Помимо собравшихся в зале для презентаций журналистов следить за премьерой консоли могли все желающие: прямая трансляция мероприятия велась в интернете, в том числе и в сервисе Xbox Live, где ее смотрели обладатели Xbox 360.
Эта презентация Microsoft радикально отличалась от аналогичных мероприятий компании в предыдущие годы: на сцене 21 мая не было ни музыкальных номеров модных рэперов, ни радостных детей, скачущих под музыку в очередной игре для Kinect (впрочем, это все Microsoft наверняка приберегла для E3). Премьера Xbox One продлилась всего час и была максимально сдержанной и спокойной.
Главный упор топ-менеджеры Microsoft, явившие миру новый продукт корпорации, делали на то, что Xbox One призвана стать единым центром домашних развлечений. Презентация началась с демонстрации названия, внешнего вида консоли и ее технических характеристик. Последние оказались примерно идентичными начинке PlayStation 4: 8 гигабайт оперативной памяти, 8-ядерный центральный процессор, жесткий диск на 500 гигабайт, порты USB 3.0, Wi-Fi и порт HDMI. Приставка обладает усовершенствованным сенсором Kinect, который научился гораздо точнее отслеживать движения и голос пользователя и стал неотъемлемой частью платформы. Всеми функциями Xbox One можно управлять жестами и голосом — это стало естественным развитием идей, заложенных еще первым Kinect на Xbox 360.
После официального представления новой консоли и краткого сообщения, что у нее внутри, начался рассказ вовсе не об играх, а о сервисах.
Фактически Xbox One превращает любой телевизор в «прокачанный» до предела smart-TV: здесь и многозадачность, и возможность управления медиаконтентом, и, собственно, просмотр телевизора, и беседа во время всего этого по Skype. Это не говоря о всевозможных спортивных сервисах, большинство из которых, впрочем, предназначены исключительно для североамериканского рынка.
Ориентированность презентации в сервисной части именно на США вызвала, скажем так, негодование значительной части геймеров, в том числе российских. Специально для них поясним, что США для Microsoft — рынок номер один по приоритетности, а спровоцировавшие недовольство «дефицитные» сервисы, вернее их аналоги, есть во многих странах. Отсутствие их в России — вина не столько Microsoft, сколько местных контент-провайдеров, которые просто не в состоянии предоставить схожие услуги.
Именно телевидению, кино и сериалам была отведена значительная доля времени на презентации. Помимо демонстрации сервисов по просмотру и выбору программ и фильмов, базирующемуся на вкусах аудитории Xbox Live, был представлен телесериал по мотивам вселенной Halo, снимать который будет Стивен Спилберг.
Вкратце было рассказано про изменения в игровой составляющей платформы Xbox. Поиск матчей в одной игре будет осуществляться, пока вы играете в другую, все «достижения» (Achievements) и профили игроков в Xbox Live без потерь перекочуют на новую платформу. Список друзей будет увеличен со 100 до 1000 человек; кроме того, в разы будет увеличено количество серверов, обеспечивающих работу Xbox Live.
Игр было показано немного: Microsoft явно бережет все козыри для E3. Все, что представили 21 мая, — это четыре мультиплатформенных спортивных игры от EA с неким эксклюзивным контентом для Xbox One и два эксклюзива (Forza Motorsport 5 от Turn 10 и Quantum Break от Remedy, создателей Alan Wake и Max Payne). Также на презентации Xbox One состоялась мировая премьера новой части Call of Duty: Ghosts. Разработчики хвалились новым движком (который, впрочем, выглядит похуже, чем текущий движок Battlefield 4). Напоследок в Microsoft пообещали, что в первый год после релиза консоли для Xbox One выпустят 15 эксклюзивных проектов, в том числе — 8 абсолютно новых (не сиквелов).
Чуть яснее будущее Xbox One стало после презентации, когда представители Microsoft принялись отвечать на вопросы журналистов. Наибольшие опасения были связаны с двумя особенностями Xbox One: привязке игр к учетным записям и слухам о требовании постоянного подключения к сети. Вот что про это стало известно после презентации.
В Xbox One игры будут требовать установки на жесткий диск. После этого проекты будут привязываться к учетной записи пользователя, и запускать их можно будет уже без диска, в любое время. Здесь у многих игроков, особенно в США, где процветает вторичный рынок игр, возникло множество вопросов. Можно ли будет перепродавать игры? Можно ли будет взять диск у знакомого на пару дней и, не тратя денег, поиграть? Внятных ответов на эти вопросы пока нет. Microsoft ограничилась заверениями в том, что некое решение для вторичного рынка игр будет придумано.
Что касается обязательного подключения к сети, то здесь тоже не все ясно. Говорилось, что для использования Xbox One постоянное подключение к интернету не потребуется; быть игроку постоянно в сети или нет, решать будут разработчики игр. При этом Kotaku в беседе с Microsoft выяснила, что для работы Xbox One будет нужно подключение к сети не реже раза в сутки — все остальное время консоль можно будет отключить от интернета. Кроме того, сетевое подключение потребуется некоторым играм для дополнительных вычислений — вот здесь постоянное подключение будет приветствоваться.
В любом случае, презентация Xbox One оставила примерно поровну вопросов и ответов — и, конечно же, вызвала волну негодования в определенных уголках интернета. Некоторые геймеры недоумевали, почему вместо длинных трейлеров красивых игр на движках нового поколения им показывали мультимедийные функции консоли, забывая, что до E3 осталось меньше трех недель, и что Microsoft нужно что-то демонстрировать еще и там. Очевидно, 21 мая в Редмонде команда Xbox One сделала лишь заявление о намерениях, а настоящая битва эксклюзивов, бизнес-планов, цен и прочих мелких радостей смены поколения консолей стартует 10 июня, когда пройдут большие пресс-конференции Sony и Microsoft.
Помимо традиционного увеличения производительности консолей, которое сопровождает каждое обновление поколений приставок, восьмое поколение имеет ряд существенных идеологических отличий от платформ-предшественниц.
Диски не нужны: К восьмому поколению игровые системы стали полностью готовы ко всем существующим методам распространения контента: как классическим играм на дисках, так и к цифровой дистрибуции. Пионером в этой области долгое время была Microsoft. В середине 2000-х был создан магазин Xbox Live Arcade, в котором поначалу планировалось продавать небольшие игры-безделушки весом не более сотни мегабайт. Спустя несколько лет идеология XBLA, да и самих сетевых сервисов Xbox сильно изменилась — теперь в категории Arcade можно найти полновесные игры вроде Virtua Fighter 5: FS или Far Cry 3: Blood Dragon.
К концу 2000-х Sony удалось перехватить инициативу у Microsoft. Цифровые версии «коробочных» игр в Xbox Live купить было можно, они появлялись в продаже через месяцы после релиза. Sony же стала продавать игры в цифровом магазине одновременно с коробочными версиями. На то, чтобы перейти на аналогичную модель продаж, у Microsoft ушло несколько лет — и впервые, в качестве эксперимента, она была использована в России на старте продаж Gears of War: Judgement.
Nintendo, уверенно лидировавшая по продажам приставок в седьмом поколении, напротив, не могла похвастаться богатством сетевых опций. Притом что магазин по продаже старых игр был в распоряжении владельцев Wii несколько лет, полноценной сетевой торговлей Nintendo заниматься не торопилась. Ситуация изменилась только с выходом Wii U в конце 2012 года.
Облака: Облачными сервисами консоли научились пользоваться в том или ином виде еще на рубеже прошлого поколения приставок. Так, PS3 поддерживала проект Folding @ Home, который объединял консоли в единую сеть и использовался для распределенных вычислений.
Microsoft использовала облачную технологию только для хранения данных: в конце 2011 года пользователи сервиса Xbox Live получили по полгигабайта места в облачном хранилище для сохранения игр и других данных. Очевидно, если Microsoft не откажется от реализованной для Xbox 360 задумки, объем облачного хранилища в будущем существенно увеличится (и, что тоже не исключено, будет отнюдь не бесплатным). В Xbox One облачные вычисления будут использованы и в играх: судя по заявлениям, сделанным в ходе презентации, благодаря этим технологиям новая приставка от Microsoft будет, к примеру, поддерживать большее количество игроков в многопользовательских матчах.
Sony специально для своей новой консоли купила сервис Gaikai (позже ставший PlayStation Cloud). Но она собирается использовать его в первую очередь для эмуляции игр для предыдущих консолей и для расширенного взаимодействия ее новой приставки с PS Vita.
Потрогайте, пожалуйста: К единому пониманию того, как лучше управлять играми в ближайшие годы, производители консолей не пришли. Вместо этого они предложили два сильно различающихся подхода. Sony и Nintendo проголосовали за сенсорные поверхности: у Wii U это экран, а у PS4 — небольшое пространство на фронтальной части контроллера DualShock 4.
Компания Microsoft на геймпад для Xbox One ничего подобного добавлять не стала. Вместо этого производитель сделал ставку на голос и жесты. Его новая консоль понимает сложные голосовые команды (почти как Siri) и умеет реагировать на пассы руками. Идея заманчивая, но пока остается неясным, насколько удачно новый контроллер «подружат» с языками мира: как известно, Kinect 1.0 команды, например, на русском понимать отказывался.
Без единого разрыва: В вопросе о том, нужно ли консолям постоянное подключение к интернету, три производителя тоже не сошлись. Wii U и PS4 по умолчанию подключения к интернету не требуют (это решение во многом остается непосредственно за разработчиками игр), в то время как для Xbox One сеть будет нужна — правда, просить соединиться с ней приставка вроде бы будет только раз в сутки.
Старое и любимое: В том, нужна ли консолям обратная совместимость с играми и аксессуарами для предыдущего поколения, между Sony, Nintendo и Microsoft согласия тоже нет. Xbox One, например, в ней отказали: из-за разницы в архитектуре приставка не будет «дружить» ни с играми, ни с контроллерами для предыдущего поколения.
Sony нашла компромиссный вариант: у нее обратная совместимость есть, но все старые игры будут воспроизводиться только из «облака», причем их придется покупать заново. Аксессуары тоже будут поддерживаться не все: скажем, Move будет отлично работать и со старой консолью, и с новой, а вот DualShock 3 придется отправить на помойку. Полноценная обратная совместимость будет только у Wii U.
Поиграл — покажи: Производители давно пытаются сделать консоли полноценной точкой доступа в социальные сети: еще в PS3 и Xbox 360 их создатели добавляли возможность сидеть в интернете и оставлять записи в фейсбуке и твиттере. Толком это пока никому не удавалось: как ни крути, а без клавиатуры это занятие мучительное и скучное, так что смартфоны и планшеты приставкам пока обойти не удалось.
Новое поколение консолей особым прорывом в вопросе соцсетей пока не стало. Да, Sony добавила кнопку Share, которая позволяет снимать видео и загружать его в интернет (например, в Facebook, но почему-то не на YouTube). Представители Microsoft о том, как они собираются социализировать геймеров, тоже особо распространяться не стали. У Xbox One, как и у ее основного конкурента, есть возможность записи видеопотока из игр. Однако как именно консоль предлагает поделиться им с друзьями, пока непонятно.
Пиратская победа: PS3 была единственной из трех основных консолей прошлого поколения, которая благодаря своей архитектуре успешно сопротивлялась пиратству. Однако это имело и обратную сторону: разрабатывать игры для нее было сложнее, а дополнения, апдейты и патчи неизменно оборачивались страшной морокой и для студий, и для игроков.
Очевидно, что японский производитель выучил урок: архитектура PS4 будет ближе к PC, что облегчит и выпуск контента на приставке, и — увы — ее взлом. Поэтому очевидно, что в ближайшие годы все три консоли будут прошиваться с одинаковым успехом.
Создатели Xbox One пока не рассказали об антипиратской защите (если не считать таковой постоянное подключение к Сети), однако очевидно, что оставлять дверь для любителей торрентов открытой в Microsoft не собираются. Будем надеяться, что третий блин у Microsoft получится съедобным; защита Xbox и Xbox 360 держалась очень недолго.
Телефон покажи: Microsoft и Sony в едином порыве решили расширять интеграцию с мобильными устройствами: обе компании анонсировали схожие по функционалу приложения для iOS и Android. И новенькое PlayStation App и SmartGlass (уже доступное, кстати, для Xbox 360) позволяют удаленно управлять консолями, а также превращают мобильные устройства во второй экран, на котором можно почитать внутриигровые книги или посмотреть карты.
Nintendo предпочла не отдавать эти сервисы на сторону: у нее всеми этими функциями заведует геймпад с сенсорным экраном.
Компания Sony, чья последняя консоль завоевала популярность во многом благодаря интересным эксклюзивам, с PS4 никак себя не проявила. Из тех игр, которые сейчас разрабатываются для новой приставки, интересной можно счесть разве что новую inFamous, в то время как остальные (новая Killzone, DriveClub и так далее) вызывают скорее недоумение, чем желание купить консоль.
На презентации Xbox One, повторимся, про игры сказано было мало, но слова эти были многообещающими. Надежду вселяют вовсе не показанные 21 мая игры, а то самое обещание 15 эксклюзивов в первый год существования консоли. Кроме того, и на PS4, и на Xbox One должны выйти все самые ожидаемые мультиплатформенные проекты конца 2013 — начала 2014 года: и Battlefield 4, и Call of Duty 10, и ряд других игр с неприличными цифрами в названиях.
С вышедшей в 2012 году Wii U дела обстоят много хуже: даже самый плодовитый партнер Nintendo, издательство Ubisoft, решило, что одного эксклюзива для приставки будет достаточно, и выпустило на ней только ZombiU. А ожидаемый платформер Rayman Legends решили портировать на Xbox 360 и PS3 и потому отложили на осень, вызвав резонный гнев фанатов.
Посмотрев на то, как идут дела у новой консоли Nintendo (продажи хуже, чем у престарелых Xbox 360 и PS3), от нее отказалось и издательство EA. Сначала оно передумало делать Wii U-версию движка Frostbite 3 (именно на его основе создаются новые части таких франшиз, как Dragon Age и Battlefield), а потом свернула разработку FIFA 14 для Wii U. Мол, прошлый выпуск футбольного симулятора так плохо продавался на этой платформе, что портировать на нее следующий не имеет никакого смысла.
Ситуация с 8 поколением консолей за вычетом мелких деталей повторяет то, что мы могли видеть в 2005-2006 годах на заре Xbox 360, PS3 и Wii. Консоль Nintendo, как всегда, значительно отстает от конкурентов по производительности и будет бороться за лидерство с помощью необычных контроллеров и домохозяек.
Силы PlayStation 4 и Xbox One на данном этапе равны. Обе платформы практически схожи по производительности. Обе платформы будут активно использовать облачные сервисы и развивать идеи, заложенные в прошлом поколении.
Главное, что можно сказать уже сейчас: победителя в предстоящей гонке будут определять не столько «железо» и производительность машин, сколько сервисы и идеология. И, конечно, игры.