С осени 2012 года Министерство культуры разрабатывает законопроекты по ужесточению борьбы с пиратством в Рунете. Но наиболее жесткие предложения появились только сейчас. В документе, подготовленном в конце мая, ведомство предлагает без суда блокировать нелегальный контент по требованию правообладателей, а также ввести ответственность за пиратство для провайдеров и пользователей. Реакция интернет-сообщества на эти предложения оказалась крайне негативной. Вскоре, однако, позиция Минкульта смягчилась.
Как следует из последней редакции документа, просочившейся в СМИ, Минкультуры хочет обязать пользователей и владельцев сайтов оперативно удалять материалы, на которые укажут правообладатели (при этом пиратством будет считаться даже ссылка на страницу, содержащую нелегальный контент). Тех, кто будет затягивать с исполнением воли владельцев авторских прав, ждут штрафы. Для юрлиц они могут достигать миллиона рублей.
Ресурсы, грубо или систематически нарушающие авторские права, Минкульт предлагает блокировать на уровне интернет-провайдеров (сейчас такой механизм применяется в отношении сайтов с детской порнографией, пропагандой суицида и употребления наркотиков). Кроме того, законопроект предусматривает создание реестра объектов интеллектуальной собственности, в который будут вноситься защищенные авторским правом материалы. При этом владельцы сайтов должны будут самостоятельно проверять, нет ли у них на страницах файлов из этого реестра.
Инициатива затрагивает и поисковики: в их выдаче, считает ведомство Владимира Мединского, нужно отдавать приоритет сайтам, легально распространяющим контент. А ссылки на ресурсы, которые были заблокированы за грубое или систематическое нарушение авторских прав, должны быть из выдачи исключены, говорится в инициативе.
Вместе с появлением значительно ужесточенной редакции законопроекта начали распространяться слухи и о возможной кампании против пиратства на телевидении с участием в ней российских звезд. Сотрудники ряда крупнейших интернет-компаний в последние дни сообщали о том, что НТВ и Первый канал приглашали их в эфир. Впрочем, судя по всему, большинство представителей отрасли ответило на приглашения отказом. Зато они согласились изложить «Ленте.ру» свое отношение к законопроекту Минкультуры.
Станислав Козловский, представитель Ассоциации пользователей интернета и исполнительный директор НП «Викимедиа РУ»
К сожалению, предложенный Минкультом законопроект подготовлен без учета мнения интернет-отрасли и пользователей. Безо всякого обсуждения пролоббированы интересы крупных правообладателей и продюсеров. При этом понимания самой сути работы интернета в законопроекте нет. Непонятно, кто и как понесет ответственность за содержание гиперссылок. Не открывая ее, узнать, что за ней находится, невозможно. Контент там мог поменяться или добавиться, сегодня она ведет на одно, завтра — на другое. Предлагаемый законопроект аналогичен американским законопроектам SOPA и PIPA, которые хотели принять, только в итоге не приняли, так как они нарушали бы права граждан. Получается, что министр [культуры Владимир] Мединский рассказал президенту [Владимиру] Путину одну сторону проблемы, забыв о другой. Словом, в дальнейшем хотелось бы широкого обсуждения этого законопроекта.
Прежде чем бороться с пиратством, надо понять наконец, что это. Сейчас пиратством считается любое нарушение авторского права, даже если оно никак не вредит правообладателю. Написали на любительском сайте рецензию на фильм, проиллюстрировали постером из него — нарушили права, надо было заключить с правообладателем лицензионный договор и выплатить ему вознаграждение. Сделал фото на улице с современным зданием — заключи договор с архитектором об использовании изображения в коммерческих или иных целях.
Главная опасность в том, что законопроект в его нынешнем виде даст повод закрыть любой сайт. Есть более корректные способы отстаивать интересы правообладателей. Тот же американский закон DMCA, в котором есть понятие «тихой гавани» — safe harbour. Если к выложенному в этой «гавани» материалу есть претензии правообладателей, то материал можно убрать, причем в течение довольно большого срока. У нас предлагается давать на это 12 часов без учета праздников, выходных дней или ночных часов, а иначе — огромные штрафы.
Наконец, Минкульт говорит, что законопроект поможет кинобизнесу. Но давайте разберемся: 60-70 процентов бюджета отечественного фильма — это государственные деньги, из наших налогов. А потом получается так, что права на фильм принадлежат какому-нибудь продюсеру, а если налогоплательщик скачает фильм и посмотрит, его назовут пиратом. Давайте еще и не забывать, что во многих городах вообще нет кинотеатров.
Ирина Левова, аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций
Законопроект демонстрирует полное незнание организационных и технологических процессов, протекающих в интернете. Обязанность поисковых сервисов приоритезировать результаты поисковой выдачи противоречит функции поисковых сервисов и в настоящее время является технологически нереализуемой: поисковые системы автоматически индексируют имеющийся в интернете контент по всему миру и не имеют технической возможности сличаться с российским реестром. Размер штрафа вызовет упадок индустрии цифровой дистрибуции в России, которая сегодня находится в стадии активного развития: создавать российские платформы цифровой дистрибуции авторского контента, равно как и выходить на российский рынок, крупным международным платформам станет невыгодно.
Кроме вышеперечисленных замечаний, следует отметить концептуальные несоответствия описанных законопроектом процедур международным практикам и самому характеру правоотношений в сфере авторских и смежных прав. Эксперты РАЭК высказывают уверенность, что принятие законопроекта повлечет за собой массовый отток российских владельцев сайтов в иностранную юрисдикцию, финансовые потери и широкомасштабные нарушения прав законопослушных российских физических и юридических лиц — хостинг-провайдеров, операторов связи и владельцев сайтов.
Пресс-служба Google
Мы не считаем, что законопроект основан на принципах DMCA (Digital Millennium Copyright Act — американский закон, защищающий интернет-провайдеров и владельцев сайтов от действий пользователей — прим. «Ленты.ру»). Это больше похоже на печально известный американский законопроект SOPA, который был отклонен после массовых протестов во всем мире, в том числе со стороны России.
При сбалансированном регулировании интернет способен внести существенный вклад в развитие индустрии контента и стать одним из основных источников дохода для правообладателей.
Такие меры, как премодерация контента, регулирование результатов поиска, ответственность за размещение ссылок, а также блокирование доступа к сайтам операторами связи, могут нанести урон не только контент-индустрии, но и таким сферам экономики, как электронная торговля, рынок интернет-рекламы, рынок стартапов.
Насколько нам известно, не все правообладатели поддерживают данный законопроект. В этой ситуации появление отдельного закона, регулирующего отношения правообладателей и интернет-платформ на основе принципов DMCA могло бы способствовать развитию отрасли.
Очир Манджиков, пресс-секретарь «Яндекса»
Мы вчера впервые увидели законопроект в этой редакции. Мы ознакомимся с ним и подготовим наши подробные замечания и возражения. Первое впечатление — что ряд пунктов законопроекта требует исключения, потому что они просто нереализуемы (например, в поисковых технологиях) и при этом способны помешать развитию российской IT-отрасли. По сути, за счет одних полноправных участников рынка (интернет-компаний) пытаются решать коммерческие проблемы других (правообладателей).
Антон Мальгинов, руководитель юридической службы Mail.Ru Group
Вряд ли законопроект Министерства культуры можно назвать взвешенным и адекватным. По сути, он вводит внесудебную блокировку любой информации в интернете по заявлению лица, считающего себя правообладателем. Практически все, что есть в интернете, относится к объектам интеллектуальной собственности: сами сайты, дизайн, обеспечивающее функционирование сайта программное обеспечение, тексты, авторские комментарии, фотографии, игры и прочее. Предложенная редакция закона позволит заблокировать любой контент и любой сайт, если найдется лицо, которое посчитает, что такой контент или такой сайт нарушает его авторские права. Это очень опасный механизм, способный оказать негативное влияние на весь российский интернет в целом. Кроме того, законопроект предусматривает нововведения, которые или технологически нереализуемы, или связаны с несоразмерными затратами владельцев сайтов, например, модерация результатов поиска, модерация информации, размещаемой в социальных сетях, ссылок. Предлагаемые законопроектом способы защиты авторских прав, подходящие только для отдельных категорий правообладателей, не являются сбалансированными и не имеют успешных примеров в мировом опыте.
Екатерина Пахомчик, представитель пресс-службы SUP Media
У нас пока не было достаточно времени для того, чтобы детально ознакомиться с предложением министерства. На данный момент складывается впечатление, что баланс интересов сторон сейчас далек от оптимального, поскольку часть предложенных мер на первый взгляд выглядят невыполнимыми при существующем уровне развития технологий, а часть потребует существенных организационных и финансовых затрат. Кажутся справедливыми и разумными замечания РАЭК, и мы надеемся, что конструктивный диалог всех участников процесса позволит нам совместными усилиями сформировать механизм взаимодействия, позволяющий защитить права и свободы всех вовлеченных лиц.
Злата Николаева, представитель «Рамблера»:
У «Рамблера» давно есть регламент по рассмотрению жалоб и блокированию незаконного контента, в том числе нарушающего права правообладателей. Мы действуем согласно этому регламенту, это рабочий инструмент.
Напрямую инициатива [об изменении выдачи поисковиков] нас не касается, потому что «Рамблер-Поиск» работает на технологиях «Яндекса» и в ранжирование мы не вмешиваемся. Однако считаем, что приоритезация любых ресурсов в выдаче смещает ее релевантность и качество, к тому же поисковики не предоставляют доступ к пиратскому контенту и не могут отвечать за владельцев других ресурсов.
В настоящее время в рамках правовой комиссии РАЭК мы готовим единую позицию по отрасли.
Георгий Лобушкин, пресс-секретарь «ВКонтакте»
«ВКонтакте» соответствует мировым стандартам по работе с правообладателями (DMCA). Мы также сотрудничаем с ними в вопросах замещения нелегального контента легальным.
***
P.S. К вечеру 29 мая свой комментарий дали представители Минкультуры.
Наталья Ромашова, директор нормативно-правового департамента Министерства культуры
Что касается нормы о продвижении сайтов с легальным контентом, данное предложение поступило от правообладателей, и мы его включили в законопроект именно для обсуждения. Норма признана сырой. На данный момент она исключена из законопроекта. Сейчас он регулирует только отношения с владельцами сайта. Это же касается и удаления из поисковиков ссылок на нелегальный контент. Поисковики и торренты — это вторые вопросы, которые следует обсуждать. Заседания рабочей группы будут продолжены, и в нее уже входят представители интернет-сообшества — в частности, представители Google, «Ростелекома», МТС и «Яндекса».