Россия поднялась на шесть позиций в рейтинге конкурентоспособности стран, публикуемом бизнес-школой IMD. Хотя это и положительный результат, он был достигнут скорее не благодаря положительным переменам в стране, а из-за кризиса в Европе. При этом долгосрочные исследования того же IMD показывают, что за последние десять лет в России во многих сферах, отвечающих за конкурентоспособность, ситуация только ухудшилась. Это заставляет сомневаться в способности чиновников выполнить обещание президента Владимира Путина сделать Россию одной из лучших для бизнеса стран.
Очередной рейтинг конкурентоспособности стран был опубликован 30 мая. Россия заняла 42 место, поднявшись по сравнению с прошлым годом на шесть позиций. Страна расположилась между Латвией и Перу. Ближайшими соседями России сверху стали Филиппины, Индонезия и Индия, а снизу — Италия, Испания и Португалия. В прошлом году РФ также удалось подняться в рейтинге, но только на одну строчку.
Составляемый ежегодно рейтинг IMD показывает, насколько страны способны создавать условия для развития бизнеса и экономического роста. В общей сложности страны оцениваются по 369 показателям. Эксперты разбивают критерии на четыре группы: общая эффективность экономики, в которую в основном входят макроэкономические показатели, качество государственного управления, эффективность бизнеса и инфраструктура (в последнюю группу входит как транспортная, так и социальная инфраструктура). Рейтинг учитывает и данные официальной статистики, и мнения экспертов.
Подъем сразу на шесть строчек — один из лучших результатов среди всех стран, попавших в рейтинг, но свидетельствовать об улучшении инвестиционного климата в стране он не может. Правильнее в контексте этого рейтинга говорить не о прогрессе России, а о том, что в других государствах дела обстоят еще хуже. Из четырех групп показателей РФ поднялась только в макроэкономике, в остальных же трех группах позиции государства практически не изменились.
Из макроэкономических показателей в России выделяются государственный долг и безработица — то есть те самые параметры, рост которых привел к кризису еврозоны. Для того чтобы понять роль макроэкономики в укреплении позиций РФ, достаточно перечислить, кого удалось обойти по итогам прошлого года: это Италия, Испания, Португалия, Перу, Бразилия, Венгрия и Словакия. Три первые страны — главные жертвы европейского кризиса, а две последние — сильно от него пострадали.
Если изучить динамику российских показателей в рейтинге IMD за последние 15 лет, окажется, что макроэкономика является единственной сильной стороной государства. Стагнация по другим показателям не дает России совершить хоть сколько-нибудь значимый рывок: в 1997 году РФ занимала в рейтинге 46 позицию, то есть даже лучшую, чем в 2012-м. Своего лучшего результата, 41 места, страна добилась в 2004 году.
За последние 10 лет, которые вместили в себя и «тучные» годы со сверхвысокими ценами на нефть, и период глубочайшего спада, России не удалось ничего сделать ни с качеством госуправления (страна опустилась с 30-го на 43 место), ни с эффективностью бизнеса (снижение с 49-го на 53 место), ни со многими другими проблемами. Нерадикальные повышения по отдельным параметрам — например, по качеству инфраструктуры — выглядят как исключение из общего правила.
Зато по макроэкономике страна поднялась сразу на пятнадцать позиций — с 49-го до 34 места. Безусловно, во многом макроэкономической стабильности в России помогли высокие цены на нефть, установившиеся в 2000-е годы и позволившие значительно нарастить экспорт и сократить госдолг. Но дело не только в этом: роль сыграли и бюджетная дисциплина, и таргетирование инфляции.
Хотя 2013 год еще только начался, можно предположить, что в следующем ежегодном рейтинге никакого рывка по макроэкономическим показателям не будет. Наоборот, ситуация в экономике России ухудшается: в первом квартале текущего года рост ВВП оказался худшим за последние три года. Хорошего задела в 2000-е годы в других отраслях создано не было, так что начавшееся было восхождение к вершинам рейтинга, скорее всего, приостановится.
Невысоким оценкам, которые ставят экономике РФ различные международные структуры, уже давно никто не удивляется. Российские чиновники, в свою очередь, долгое время неохотно комментировали рейтинги, отделываясь общими фразами о том, что не считают часть выводов западных экономистов объективными. Однако в мае прошлого года президент Владимир Путин назвал продвижение в подобном рейтинге одной из стратегических целей страны. Речь идет о рейтинге Doing Business, составляемом Всемирным банком и характеризующим условия для предпринимательства в стране. Путин поручил войти в первую двадцатку рейтинга Doing Business к 2018 году. В 2011 году Россия занимала 120 место.
Критерии Doing Business и рейтинга конкурентоспособности от IMD частично совпадают. Всемирный банк оценивает страны по 11 показателям. В их число, например, входят издержки компаний при создании, функционировании и закрытии, при получении разрешений на строительство (по сути, это то же качество госуправления), а также налоги и режим внешней торговли (это совпадает с макроэкономикой в рейтинге конкурентоспособности). Сейчас Россия занимает 112 место в рейтинге Doing Business, разместившись между Сальвадором и Палау. Последний рейтинг условий для бизнеса по шкале Всемирного банка публиковался в октябре прошлого года.
В январе текущего года ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и профессор Йельского университета Олег Цывинский писали в статье для газеты «Ведомости», что 2013 год во многом станет переломным и определит, войдет Россия в первую двадцатку рейтинга Doing Business или нет, так как времени на рывок вперед очень мало. При этом, отмечали экономисты, ни одной законодательной меры, которая позволила бы подняться в рейтинге в 2013 году, в предыдущие 12 месяцев предпринято не было. С публикации статьи Гуриева и Цывинского прошло уже почти полгода, каких-то значимых законов, направленных на улучшение бизнес-климата, по-прежнему не принято, хотя основные направления улучшения условий были известны еще в прошлом году и включены в соответствующие «дорожные карты».
Поставленная Путиным задача по продвижению в международных рейтингах — проект крайне амбициозный, в том числе и потому, что с их помощью работу правительства и администрации президента в ближайшие годы может оценить каждый. Если задача выполнена не будет, чиновники не смогут списать свой провал на мировую конъюнктуру, как это было в случае с задачей по удвоению ВВП.
Уже сейчас очевидно, что стартовала страна плохо и для радикального улучшения позиций ей придется пойти на реформы, направленные на улучшение жизни предпринимателей. Без них Россия еще долго будет оставаться в рейтингах в числе отстающих, уверенно при этом продвигаясь по одной-единственной шкале — в рейтинге по числу миллиардеров.