1 июня начинает вещание канал «Пятница» — бывший MTV, окончательно избавленный от музыки и от бремени международного бренда. «Пятница» будет показывать сериалы, скетчкомы, реалити-шоу, оставляя при этом место и для интеллектуальных программ. 3 июня на «Пятнице», входящей в холдинг «ПрофМедиа ТВ», стартует совместный с «Лентой.ру» и радио «Серебряный дождь» проект «Живые», в котором известные люди будут читать стихотворения по своему выбору. «Лента.ру» побеседовала с Николаем Картозией, президентом «ПрофМедиа ТВ» и создателем «Пятницы», о том, зачем России нужен еще один развлекательный канал, да еще и с интеллектуальной изнанкой.
Николай Картозия долгие годы работал на НТВ: был шеф-редактором в программе Леонида Парфенова «Намедни», а после ее закрытия возглавлял дирекцию праймового вещания. В январе 2012 года он покинул НТВ без объяснения причин. В июне того же года Картозия был назначен президентом созданного тогда же телехолдинга «ПрофМедиа-ТВ»: тогда в него входили каналы MTV, «2×2» и ТВ3. Уже вскоре стало известно, что холдинг откажется от MTV и запустит на его частоте собственный развлекательный телеканал «Пятница». Идеолог нового канала, Николай Картозия объяснил это тем, что музыкальное телевидение теряет свою аудиторию в пользу интернета и что MTV Россия в последнее время «уже не был тем музыкальным каналом, который мы когда-то любили». Телеканал «Пятница» же, по его словам, напротив, должен воплотить в себе дух нового десятилетия — в котором есть как стремление к простым развлечениям, так и необходимость в «духовной липосакции».
«Лента.ру»: Насколько я знаю, идею проекта «Живые» вы вынашивали давно. Почему он запускается именно сейчас?
Николай Картозия: Когда я только начинал работать шеф-редактором в «Намедни» у Лени Парфенова, он очень любил говорить мне: «Юноша, вы в детстве много и бессистемно читали и теперь тащите это на наш скромный телеэкран». Я, например, пытался ввернуть ему в подводку про «Жигули» что-нибудь из Бродского.
Я очень люблю стихи. Это странное увлечение для современного мальчика, возглавляющего молодежные телеканалы, но тем не менее это так. Я десять лет хотел сделать этот проект. Мой друг Сергей Евдокимов (бывший продюсер «Намедни» — здесь и далее прим. «Ленты.ру») все время надо мной издевался: «У Картозии есть мечта, он хочет сделать проект "Стансы со звездами"». Я, естественно, предлагал такой проект на НТВ, но он так и не был реализован.
Зачем такой проект нужен на «Пятнице»?
Существует мнение, что развлекательный канал и умное телевидение — это два разных полюса. Я считаю, что это абсолютная чушь, придуманная недалекими телеменеджерами. Ведь так называемые высокие и низкие жанры — это все придумки телекритиков. В человеке высокое и низкое идет рядом. Один и тот же человек может любить Лорку и Бродского — и засмеяться над тем, как Бенни Хилл пукнул в лифте. Это нормально. Вопрос к бармену, как смешать этот коктейль.
«Пятница» — это абсолютно коммерческий развлекательный канал, но моим волюнтаристским решением полночь на нем отдана интеллектуалам. Хочешь быть умным — поздно ложись спать. Каждую полночь мы будем делать разные проекты с приятными людьми. Я сейчас разговариваю с Ромой Волобуевым (сценарист, бывший кинокритик «Афиши» и заместитель главного редактора GQ), Филиппом Бахтиным (организатор детских лагерей «Камчатка» и «Страна детей», бывший главный редактор Esquire), Петей Мансильей (директор московского музея Булгакова, бывший главный редактор «Афиша-Мир»). Мы хотим придумать не культуру-культуру, когда свеча в расфокусе, музыка Свиридова и пахнет музейной пылью, а что-то действительно очень свежее. Культура — это всегда авангард. Это всегда вау.
Почему именно полночь?
Мы все поздно ложимся спать и рано телевизор не смотрим. Я хочу, чтобы в этом таймслоте были проекты, которые бы гремели. Пусть даже для 150-200 тысяч трендсеттеров. Я знаю, что 80 процентов зрителей переключат канал, но я хочу работать и для тех, и для других.
Проект «Живые» очень простой, но очень пронзительный. Я попросил людей, которых я люблю и уважаю (не хочется говорить языком шестидесятников и называть их «совестью нации»), об одной вещи: «Ребята, когда вам очень плохо, когда ад в душе, когда вот уже петелька маячит, как у Башлачева — «И труд нелеп, и бестолкова праздность...» — какое стихотворение вы прочли бы глаза в глаза зрителю и себе, чтобы подняться с этого дна?
Каждый день будет выходить новый человек и читать стихотворение, которое важно для него. Вы не представляете, как это раскрывает чтеца. Вот, например, Коля Фоменко. Те, кто знаком с ним близко, знают, что это глубокий и эрудированный человек. А для широкого зрителя это весельчак с «Русского радио». В нашем проекте Коля читает стихотворение Гандлевского — «Отечество, предание, геройство...». Это фантастически, как он раскрывается. И эта бешеная энергия не может не передаться зрителю.
В проекте согласились участвовать люди, которых обычно не увидишь на телевидении. Вчера мы записали Чулпан Хаматову, сейчас разговариваем с Земфирой, ведем переговоры с западными актерами, например, с одним очень знаменитым телевизионным доктором.
Все-таки это проект только для интеллектуалов, трендсеттеров, как вы их называете, или он несет и воспитательную функцию для рядового зрителя?
Митьки никого не хотят победить, митьки не хотят никого завоевать. Я никого никогда не хочу воспитывать, я просто хочу, чтобы талантливый человек прочел талантливую вещь и осколок его души залетел в душу к тому, кто в этот момент у экрана. Я мечтаю, что двадцатилетняя девочка посмотрит этот проект и зависнет на нем. Тогда я буду считать, что я свою задачу выполнил.
Сейчас время такое — нулевые кончились, идут десятые. Базовые ценности никуда не ушли — каждую пятницу всем хочется примерно одного и того же: выпить, покутить, влюбиться, пуститься в приключение. Но сейчас еще хочется пять минут духовной липосакции в день, понять, что ты не просто «I am a material girl in a material world», но что есть (простите меня, Леонид Геннадьевич Парфенов, что я все-таки говорю эту фразу) загадочная русская душа и ей хочется иногда поплакать где-то в углу. Я хочу, чтобы канал «Пятница» со своими развлекательными и умными проектами попытался выразить душу этих годов.
Я уверен, пройдет месяц-полтора — и наши коллеги с других развлекательных каналов, естественно, начнут нас копировать. Но это тот случай, когда я буду только счастлив, потому что в выигрыше будет зритель. Я сторонник той идеи, что надо самим менять среду вокруг себя, пусть и такими небольшими делами.
Обращение к поэзии сейчас, когда вокруг все плохо, это эскапизм — снова, как в советские годы?
Понимаете, в стихах всегда есть просодия, гармония. Ты себя внутренне настраиваешь, это часть психотерапии. А если говорить об эскапизме, то я бы стихи к политике не очень привязывал. Есть какие-то политические стихотворные проекты — «Гражданин поэт», например, — но наш проект скорее просто про желание жить. Слова, которыми я хотел бы предварить «Живых»: «Лето — время жить». В нашей с вами мерзлой земле когда еще жить, как не летом.
Как это все-таки соотносить с тем, что происходит за окном, где совсем не всегда лето и счастье? Какие, например, будут новости на канале «Пятница»?
Иосиф Александрович Бродский в статье в память о Сергее Довлатове писал: «Мир уродлив и люди грустны». Есть люди, которые считают, что нас кругом обманывают, родничок этот скоро закроют и все будет плохо. Для этих людей в России создано немало телеканалов. А есть люди, которые, условно говоря, найдут в себе мужество улыбнуться даже в Освенциме — как в фильме Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Я хочу сделать канал — разрешенный антидепрессант.
Это не Коля Картозия придумал такой телеканал «Пятница», это жизнь придумала такой день недели, который на самом деле очень важен в нашей с вами жизни. Я считаю, что пятница — часть национальной идеи России. Какой бы любимой ни была работа, все равно пять дней в неделю ты существуешь, а настоящая жизнь начинается в пятницу. Я хочу, чтобы мой канал стал каналом вечной пятницы, но это не значит, что мы тут куршавелим и не замечаем того, что происходит за окном. Наш холдинг официально вне политики. Но наши зрители будут чувствовать, что его делают люди, которые в курсе того, что происходит.
Вы задаете очень важный вопрос, но у меня нет на него до конца ответа, потому что канал только вышел в эфир, он будет еще развиваться. Но в день, когда, не дай бог, происходит такая трагедия, как Крымск, «Пятница» должна плакать. Конечно, сетка в такие дни будет меняться. Десятые годы тем и отличаются от нулевых, что ты не можешь не замечать то, чем живет твоя аудитория. Если она в этот день в социальных сетях пишет о чем-то, а у тебя этого нет, значит, ты козел, а не телеменеджер.
Вы ушли с НТВ полтора года назад. Не тоскуете ли вы по общественно-политическому телевидению теперь, когда вы занимаетесь сугубо развлекательным?
Нет. Лучшее, что я мог сделать в этом жанре, я сделал. Я делал «Намедни», «Главный герой», «Центральное телевидение», «НТВшники». Но сейчас слишком много усилий надо прикладывать для того, чтобы общественно-политическая программа получилась такой, какой ты ее задумываешь внутри себя.
Сейчас мне очень хочется сделать интересный развлекательный проект. Когда я учил молодых продюсеров, я говорил им: никогда не беритесь ни за один проект, если вы не найдете хотя бы где-то в нем себя. Потому что на голом профессионализме ничего сделать нельзя — зритель не фраер, ему не запудришь глаза ни деньгами, ни декорациями. Если он не почувствует осколок твоей души, не будет никакого проекта.
Вы себя самого и свое окружение видите зрителями телеканала «Пятница»?
Процентов на 50-55. Там будут очень любопытные юмористические вещи, которые мне нравятся. Или программа «Орел и решка» про путешествия. Мы хотим сделать классный канал для нас, для вас. Мы не говорим — «вы наши телезрители». Вы наши друзья, а мы ваши друзья. И я всем зрителям советую мне писать, предлагать интересные идеи или критиковать. Мы открытый канал, мой email знает весь фейсбук.
У вас есть ощущение, что вы здесь можете делать все, что задумываете? По сравнению с НТВ на «Пятнице» большая свобода действий?
Я еще пока этого не знаю. Я заявил: «Все, полночь для интеллектуалов», — и мне никто еще не сказал: «Да ты что, охренел что ли совсем?» И я счастлив.
Давайте не будем сравнивать «Пятницу» с НТВ. Я от души благодарен этому телеканалу, и я, конечно, нтвшник по крови. До гробовой доски я буду благодарен Владимиру Михайловичу Кулистикову. Люди, которые его плохо знают, многое про него говорят, но я его знаю хорошо. Этот человек когда-то в меня поверил, очень сильно мне помогал и защищал. Я правда умею быть благодарным. Поэтому я желаю удачи НТВ, там работает огромное количество моих друзей, и я желаю им не только рейтинговой, но и нескучной работы.
Но ведь огромное количество ваших друзей и учеников заставили оттуда уйти за последние полтора года.
Чтобы кого-то заставляли — такого не было. Вот был Театр на Таганке, был Юрий Любимов. Нет Юрия Любимова — Театр на Таганке частично распался. Но талантливые люди не пропадут нигде — ни Катя Гордеева (бывший специальный корреспондент дирекции праймового вещания НТВ, теперь — независимый документалист, куратор проекта «Открытый показ» в Центре документального кино), ни Саша Уржанов (бывший шеф-редактор «Центрального телевидения», теперь — шеф-редактор программы «Парфенов» на «Дожде», куратор «Открытого показа»). Если у человека есть огонь внутри, он разожжет его даже в пустыне.
Главный и самый успешный развлекательный телеканал в России — это ТНТ. Вы на него ориентируетесь?
В нашей стране сделать развлекательное телевидение труднее, чем делать каналы про ненависть, ужасы и криминал. Я реально восхищаюсь Романом Петренко (генеральный директор ТНТ), Славой Дусмухаметовым (автор сериалов «Универ» и «Интерны» на ТНТ, бывший креативный продюсер Рен-ТВ и СТС), Славой Муруговым (генеральный директор СТС). Да, не все, что они делают, мне лично нравится, но они несут людям позитивные эмоции. ТНТ — прекрасный развлекательный телеканал, но не самый универсальный. Наверное, в чем-то мы будем похожи на ТНТ, как «Пепси» похоже на «Колу», а в чем-то мы будем абсолютно оригинальными. Я имею в виду жанры, а не конкретные проекты. Мы ничего ни за кем не будем копировать.
А нужен ли России еще один развлекательный телеканал?
Да. Во-первых, это будет развлекательный канал нового типа, с умными вещами. А во-вторых... Хотите честно? Я считаю, что в России еще должен быть круглосуточный канал про котяток, круглосуточный канал про море — как психотерапия. В России очень много всего плохого, поэтому чем больше позитивных эмоций, тем лучше.
Ваш собственный контент, который, как вы говорили, составит почти 90 процентов, будет переделкой успешных западных проектов или чем-то совершенно оригинальным?
Я не стремлюсь копировать какие-то западные вещи. Мы работаем с талантливыми людьми — мне пишут молодые авторы, мы их сюда берем. Я хочу, чтобы на телевидении наконец-то заработали социальные лифты для молодых ребят, которые уже что-то могут, но им говорят: «Еще не дорос». Мы не старые пердуны в ондатровых шапках с Гостелерадио.
Сейчас пока ощущение, что у вас просто всего хорошего понемногу: «Прожекторперисхилтон», «Большая разница». Зачем вам старые эпизоды пусть и успешных проектов с Первого?
Это был чистый пиар, который был нужен для отвлечения внимания конкурентов. Я специально слил полгода назад информацию о том, что у меня будут лучшие выпуски «Большой разницы» и «Прожектораперисхилтон», для того чтобы коллеги подумали, что я потратил все деньги на это и меня не надо бояться. «Прожектор» и «Большая разница» — это вечная классика, особенно ранние выпуски. Но их всего восемь-десять процентов на «Пятнице», все остальное абсолютно новое. Акционер останется доволен. Мы сделаем коммерческий рейтинговый канал. Но за этот коммерческий рейтинговый канал еще и не будет стыдно.
Видите ли вы на «Пятнице» какой-то смешной политический проект, типа «Кукол»?
Позиция акционера состоит в том, что на наших каналах нет политики. И я ее принял, когда подписывал контракт. Если вдруг эта позиция когда-нибудь поменяется, тогда мы обсудим и такую возможность. Пока я считаю, что «Пятница» вне политики.
P.S. Отвечая на вопрос о том, что он выбрал бы для проекта «Живые», Николай Картозия прочитал стихотворение Геннадия Шпаликова, известное по фильму «Подранки».