Бывший СССР
17:43, 30 мая 2013

Трудно быть членом О том, куда ведет Украину Виктор Янукович

Петр Бологов
На акции против вступления Украины в Таможенный союз, Киев, декабрь 2012 год.
Фото: Сергей Дольженко / ИТАР-ТАСС

В среду Виктор Янукович, выступая на брифинге в Астане, объявил о том, что 31 мая в Минске, на Совете глав правительств стран СНГ, будет подписан меморандум об участии Украины в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. В этом документе будет определен и статус Украины, которая, если судить по продолжающейся вокруг этого вопроса полемике, пока еще не готова стать полноправным членом ТС и видит себя лишь в качестве наблюдателя. Анонсированное Януковичем событие обещает стать знаковым уже по той простой причине, что впервые за долгое время Киев примет хоть какое-то решение, связанное с внешнеполитическим курсом страны, — сколько бы при этом ни говорили, что Таможенный союз — это чистой воды экономика.

В течение всего периода времени с момента получения независимости в 1991 году основой внешней политики Украины была пресловутая многовекторность. Киеву приходилось учитывать интересы той части общества, которая тяготеет к Западной Европе, и одновременно не слишком расстраивать тех, кто ностальгирует по советским временам и по-прежнему уверен в том, что будущее Украины — только в тесном союзе с Россией или даже в едином надгосударственном образовании с ней.

Долгое время президенту Леониду Кучме удавалось в целом безболезненно для украинцев лавировать между Востоком и Западом. При следующем президенте, Викторе Ющенко, упор был сделан на евроинтеграцию в ущерб отношениям с восточным соседом. Когда на президентских выборах в 2010 году победил Виктор Янукович, многие предсказывали, что уж теперь-то Россия возьмет свое. Однако новый глава государства не стал уподобляться предшественнику и очертя голову бросаться во внешнеполитические авантюры. Янукович реанимировал тактику Кучмы, видимо, рассудив, что его могучего тела хватит на то, чтобы усидеть сразу на двух стульях. Причем, в отличие от Леонида Даниловича, Виктору Федоровичу приходится иметь дело не просто с абстрактными вызовами, а принимать более или менее конкретные решения.

И пока дело более или менее ладится. Сейчас в заключительной стадии находится соглашение об ассоциации и расширенное соглашение о свободной торговле Украины с ЕС, подписание которого ожидается в конце этого года (текст документа уже утвержден). А теперь вот еще и Таможенный союз. Как полагает большинство экспертов, Янукович и его окружение уже давно сделали выбор в пользу евроинтеграции, поэтому любые договоренности в рамках ТС будут служить лишь противовесом, с помощью которого Украина попытается умерить беспокойство Кремля, не отягощая себя при этом никакими дополнительными обязательствами.

Подтверждением этому могут служить не только комментарии источников в администрации украинского президента, которые по-прежнему заверяют о приоритетности европейского вектора внешней политики (а то, что приходится идти в ТС, так это, мол, «заслуга» Юлии Тимошенко), но и вялая реакция украинской оппозиции и оппозиционной прессы на заявление Януковича. Еще в конце прошлого года националисты из «Свободы» готовы были вывести людей на улицы, чтобы не допустить никаких договоренностей с ТС и не дать преподнести Украину как подарок «под престол кремлевскому хану». В марте «свободовцы» обещали «лечь костьми» на пути Украины в Таможенный союз. Лидер Объединенной оппозиции Арсений Яценюк в течение последних шести месяцев не уставал повторять, что вступление Украины в ТС противоречит Конституции и законам страны и является, таким образом, основанием для объявления импичмента Януковичу. И вот теперь — тишина, хотя, возможно, оппозиционеры копят силы перед намеченной на 31 мая акцией «Вставай, Украина!».

Не исключено, что часть украинских политиков разделяет точку зрения политического эксперта Центра передовых правовых инициатив Андрея Дорошенко, по мнению которого предоставление Украине статуса наблюдателя в Таможенном союзе — это информационная операция прикрытия крупнейшего провала российской дипломатии.

Аргументируя это предположение, Дорошенко напоминает, что Украина давно добивалась участия в ТС в формате «3+1», который предусматривает, что «Украина ни при каких обстоятельствах не вступит в Таможенный союз, а будет идти и двигаться в Европейский союз». В свою очередь, в Москве неоднократно подчеркивали, что никаких дополнительных условий для членов ТС не предусмотрено, и Украине может быть предложено только полноценное членство: да или нет. Получается, что в итоге Киев в этом споре одержал верх. «Соглашение об ассоциации с ЕС скорее всего будет подписано, таким образом в представлении общественного мнения мира будет ситуация, что Россия проиграла Украину, что Украина пошла в Европейский союз. Конечно, в таких условиях российская администрация была вынуждена срочно что-то выдумывать и поэтому пошла на согласование статуса наблюдателя — это наш успех», — считает Дорошенко.

В Кремле с такой постановкой вопроса категорически не согласны. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, ни о каких уступках украинцам не может быть и речи. «Это абсолютно не уступка. Мы приветствуем стремление Украины быть ближе к интеграционным процессам», — заявил Песков. Помимо этого, в Москве дают понять, что статус наблюдателя, обещанный Украине, это только начало и в дальнейшем стоит ожидать ее полноценного участия в Таможенном союзе.

По данным газеты «Коммерсантъ-Украина», переговоры о полноценном членстве страны в ТС уже ведутся, и именно эта перспектива являлась условием подписания между кабинетом министров Украины и Евразийской экономической комиссией меморандума, по которому Киеву фактически и будет предоставлен статус наблюдателя.

Что Украина будет делать в своем новом статусе в ТС, не знает, похоже, никто. Правда, украинский премьер Николай Азаров уверен, что представители Киева по какой-то только ему ведомой причине получат возможность участвовать в принятии решений на уровне союза. «Уже то, что Украина будет обладать информацией о готовящихся решениях и будет иметь возможность на дипломатическом уровне, на уровне контактов руководства стран упреждать их принятие, очень важно», — радуется премьер. По мнению же советника президента Украины Владимира Зубанова, на тех условиях, которые существуют в Таможенном союзе, Украине в нем делать нечего. «В Евразийской комиссии, которая является исполнительным органом, у России есть большинство голосов при принятии любого решения, — указывает Зубанов. — При этом есть разные политики и эксперты, которые говорят, что если мы вступаем в Таможенный союз, нам Россия обещает газ по 350 долларов. На самом деле, потом будут решать в этой комиссии, сколько газ будет стоить, может сегодня и 250, а через полгода скажут: ребята, изменилась ситуация, — и будет по 450 долларов».

В Евросоюзе к решению Украины отнеслись сдержанно. «Мы напоминаем о нашей позиции о том, что любая форма сотрудничества Украины и Таможенного союза не должна противоречить будущим обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации, включая глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли, и не должна повредить возможности его подписания», — говорится в комментарии Питера Стано, пресс-секретаря еврокомиссара по вопросам расширения и Европейской политики соседства.

Однако при этом в Брюсселе категорически отвергают одновременное членство Украины в ТС и в зоне свободной торговли с Евросоюзом. О такой возможности неоднократно говорили и в Киеве, и в Москве. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров в своей статье «Россия — Франция, Россия — Европа: горизонты партнерства», опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике», поставил знак равенства между интеграционными процессами в Евросоюзе и Таможенном союзе, выразив при этом недоумение, отчего в Брюсселе не допускают возможности, при которой Украина будет интегрироваться в обе структуры.

Пока речь о членстве Украины в ТС идет как о чем-то абстрактном и остается только гадать, как сложатся отношения в треугольнике Москва — Киев — Брюссель, все заинтересованные стороны могут позволить себе немного расслабиться. Другое дело, если Меморандум от 31 мая будет увязан с будущим украинской «трубы». Реши Киев, как это уже неоднократно анонсировалось, создать консорциум по управлению своей газотранспортной системой, ключевым участником которого станет российский «Газпром» (мотивацией в данном вопросе служат скидки на газ и средства на модернизацию ГТС), риторика на всех уровнях станет куда жестче. Чем, разумеется, не побрезгует воспользоваться украинская оппозиция. Правда, нынче она существует без лидеров и внятных планов на предстоящие в 2015 году президентские выборы. Но и Янукович, чего уж там говорить, высокими рейтингами похвастаться не может.

< Назад в рубрику