В субботу, 1 июня, мэра Махачкалы Саида Амирова задержали по подозрению в организации убийства следователя в Дагестане. На следующий день Амиров был арестован судом в Москве. Новость о задержании Амирова — без преувеличения сенсация. Всесильный мэр Махачкалы, переживший с десяток покушений, до сих пор считался одним из самых влиятельных политиков Дагестана.
Следственный комитет России возбудил в отношении Саида Амирова дело по части 3 статьи 33 и статье 295 УК РФ — организация посягательства на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, — еще 31 мая. Амирова обвиняют в организации убийства и.о. руководителя следственного отдела СК по Советскому району города Махачкалы Арсена Гаджибекова.
Следователь Гаджибеков был убит в ночь на 14 декабря 2011 года в Каспийске у подъезда своего дома. В Следственном комитете наиболее вероятной версией покушения называли его служебную деятельность. Гаджибеков занимался расследованием деятельности «банды прокуроров» — в 2011 году по Каспийску прокатилась серия убийств, в причастности к которым подозревают местных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. По версии следствия, так называемой «бандой прокуроров» в мае 2011 года был убит депутат городского собрания Каспийска и начальник МУП «Водоканал» Магомедгаджи Алиев.
1 июня сразу несколько улиц в Махачкале, ведущих к дому мэра города Саида Амирова, были блокированы сотрудниками правоохранительных органов. Улицы перекрыли бронетранспортерами, рядом расположились бойцы спецназа ФСБ. «Все это проходило дома у Саида Джапаровича. Два человека, один из них подполковник, без предъявления каких-либо бумаг сказали, что к Саиду Джапаровичу есть вопросы. Он попросил, чтобы вопросы задавали здесь. Эти люди ответили, что это не в их компетенции, и очень настойчиво усадили его в бронированный автомобиль, вывезли на площадь и оттуда вертолетом — в неизвестном направлении. Это сейчас мы знаем, где он находится», — рассказывает первый замглавы города Баганд Магомедов (он будет выполнять работу арестованного Амирова).
Вместе с Амировым по уголовному делу были задержаны «более 10 соучастников Амирова», большинство из которых также этапировали в Москву. «Следователи также проверяют всех задержанных на причастность к совершению ряда других тяжких и особо тяжких преступлений на территории Республики Дагестан», — говорится в сообщении СК, подписанном лично руководителем пресс-службы Владимиром Маркиным. В число задержанных, по всей видимости, входит и заместитель мэра города Каспийск Юсуп Джапаров, племянник Амирова. Джапарова, задержанного 31 мая, якобы подозревают «в участии в организованной преступной группе, на счету которой как торговля наркотиками, так и убийства».
Амирова силовикам, как сообщает РИА Новости, сдал Сиражудин Гучучалиев — один из лидеров боевиков, задержанный в ходе спецоперации в пятницу, 31 мая, в Махачкале. Детали показаний боевика не приводятся. При этом источник агентства заметил, что следователи и без показаний Гучучалиева давно занимались расследованием деятельности Амирова. Впрочем, пока Следственный комитет не сообщает, зачем Амирову понадобилось убивать Гаджибекова.
Баганд Магомедов, заместитель Амирова, уверяет, что операция по задержанию мэра Махачкалы и обыски в его доме и на рабочем месте прошли с многочисленными нарушениями. «В момент задержания и проведения обысков никаких санкций и ордеров предъявлено не было. Это потом стали появляться какие-то бумаги», — утверждает Магомедов. По его словам, обстоятельства задержания Амирова возмутили «городской актив» Махачкалы, жители города хотели собраться на митинг в поддержку градоначальника, однако руководство города попросило горожан не дестабилизировать обстановку. Между тем часть сторонников Амирова все же вышла на центральную площадь Махачкалы: об этом свидетельствуют опубликованные в интернете снимки. При этом, по информации «Интерфакса», обстановка в городе спокойная.
С Магомедовым, впрочем, не согласен председатель народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов. «Арест главы города, по моим сведениям, был проведен в рамках закона, с соблюдением всех процедур. Правоохранительные органы не сообщали руководству республики о готовящейся операции», — уверяет он. По его словам, арест мэра Махачкалы — из серии шагов федерального центра по наведению порядка в республике. Эту точку зрения поддерживает и врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов.
«В Дагестане эта смута до сих пор сидит. Многие, кто долгие годы здесь во власти, исповедуют невежество, беззаконие внутри самой власти», — заявил врио президента Дагестана. «Теперь закон и правопорядок, исполнения которых требует глава государства Владимир Путин, пришли в Дагестан. И мы стремимся к тому, чтобы обеспечить это требование руководства РФ», — прокомментировал ситуацию Абдулатипов.
По данным Life News, интересы мэра Махачкалы в Басманном суде Москвы представлял Марк Крутер, адвокат вора в законе Вячеслава Иванькова по кличке Япончик. Адвокат упирал на плохое здоровье Амирова (он инвалид первой группы), а также уверял, что дело мэра «заказное». Подзащитный Крутера считает свое задержание политическим и уверен, что стал кому-то «неудобен».
Сам Дагестан полнится слухами — пока одни в социальных сетях обсуждают непроверенные сведения об убийстве охранников мэра при штурме его дома, другие ломают голову, кто и зачем санкционировали арест всесильного Амирова.
Политическую карьеру 50-летний Амиров начал еще в начале 1990-х, но полную силу развернулся лишь после 1998 года, когда был избран мэром Махачкалы. Сторонник президента Дагестана, даргинца Магомедали Магомедова, и сам даргинец по национальности, Амиров быстро набрал политический вес.
Врагов у Амирова всегда было предостаточно. В начале 1990-х его машина была обстреляна из автоматов, после чего будущий мэр Махачкалы стал инвалидом и с тех пор передвигается в инвалидном кресле. Всего на Амирова было совершено более 14 покушений, из которых сразу шесть — в 1998 году. В 2001 году Амиров, переживший за день до этого очередное покушение, даже требовал отставки главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, обвиняя его в организации заказных убийств (в 2009 году Магомедтагирова застрелили в Махачкале).
В сентябре 1998 года, когда Амиров уже стал мэром Махачкалы, возле его дома взорвался автомобиль с 200 килограммами взрывчатки. Погибли почти два десятка человек, сотни получили ранения. Виновным в организации преступления присяжные признали бывшего директора каспийского хлебозавода Магомеда Мухтарова. Всего по этому делу было осуждено восемь человек, трое из них — пожизненно, в том числе криминальный авторитет Магомед Ханов по кличке Бешеный. Мотивом преступления стала политика — Амиров якобы помешал двоюродному брату Мухтарова стать главой госсовета республики вместо Магомедали Магомедова.
Долгое время Амиров занимал различные посты в «Единой России», хотя «его партией» в Дагестане считался Союз правых сил. В 2006 году свой пост оставил Магомедали Магомедов, а его место занял аварец Муху Алиев. Российские СМИ утверждали, что Амиров и сам хотел стать президентом, но Кремль остановил выбор на Муху Алиеве. В результате между президентом Дагестана и мэром Махачкалы возникли сложные отношения.
Хотя Амиров и заявлял, что слухи о противостоянии с президентом распускают его враги, однако в свержении Алиева сыграл немалую роль. В конце 2009 года Амиров провел совещание антитеррористической комиссии, на котором, по сути, было заявлено о том, что республиканское руководство не контролирует ситуацию в Дагестане. Обвинял во всем махачклинский мэр именно Алиева, который вскоре покинул свой пост. В феврале 2010 года президентом республики при поддержке Амирова был утвержден Магомедсалам Магомедов, сын Магомедали Магомедова. Амиров же в очередной раз стал мэром Махачкалы.
Амирова неоднократно обвиняли в причастности к разным преступлениям, в частности, к скандальному (хотя и не удавшемуся) покушению на единороса, аварца Гаджи Махачева, которого двое уроженцев Дагестана планировали взорвать в аэропорту «Шереметьево-2». Заказчик спланированного преступления не был найден, однако Махачев прямо указывал на Амирова как на человека, который желал его смерти. Сам мэр отвергал обвинения и утверждал, что Махачев пытается его очернить. В уголовном деле имя Амирова не упоминалось.
«Меня не обвиняли разве что в развязывании Второй мировой войны. А все остальное — мое», — рассказывал Амиров в интервью газете «Коммерсантъ» в 2007 году. «Здесь есть отдельная группа людей, которые занимаются распусканием слухов и подстрекательством. Вот что-то плохое случилось в Дагестане — они говорят: "Это Амиров сделал". Но я привык и не обращаю внимания. Зачастую бывает, что они обвиняют Амирова, а через полгода выясняется, что это сделал другой человек. Я думал, почему это происходит. Может, моя работа кому-то не нравится? А может, просто меня слишком уважают?" — рассуждал он.
Чрезмерный политический вес и ориентированность на даргинских лидеров сослужили Амирову плохую службу. В январе 2013 года Магомедсалам Магомедов оставил свой пост, а и.о. президента Дагестана стал аварец Рамазан Абдулатипов, обещавший республике безопасность (Магомедова, согласно одной из версий, сняли с должности вскоре после убийства известного в Дагестане судьи). Но остановить насилие не удалось — последний взрыв в республике произошел 25 мая у здания МВД.
В сентябре 2013 года, когда в единый день голосования в парламенте Дагестана пройдут выборы главы республики, Абдулатипов намерен избавиться от приставки «врио». Амиров также не исключал, что может побороться за кресло главы республики. «Я и в депутатских выборах участвовал, и в районных, и в поселковых, и в мэры избирался… В республике нет человека, который избирался больше меня…» — говорил он. Арест Амирова, вероятного противника Абдулатипова, на руку последнему, но как на самом деле отразится задержание мэра Махачкалы на ситуации в Дагестане, выяснится гораздо раньше.