Уилл Смит — известный борец с инопланетной нечистью. Он трижды представал на экране в образе агента Джея, сотрудника секретной организации, защищающей землян от агрессивно настроенных пришельцев. В новом фильме М. Найт Шьямалана «После нашей эры» (оригинальное название — «After Earth», то есть «После Земли») Смит вновь сталкивается со злобными инопланетными организмами — правда, на этот раз компанию ему составляет не Томми Ли Джонс, а сын Джейден.
За тысячу лет до событий, показанных в новом фильме, земляне настолько загадили родную планету, что ее поверхность стала непригодна для жизни. В результате человечество переехало на планету Нова Прайм. На новом месте жительства люди строили похожие на парусники дома и вообще чувствовали себя неплохо — до тех пор, пока некто не начал сбрасывать им буквально на головы кровожадных насекомообразных монстров. Довольно быстро выяснилось, что Урсы (так назвали чудовищ) слепы, но способны чувствовать человеческий страх и именно так находят жертв. Соответственно, наибольшие шансы на победу оказались у тех, кто страха не чувствует — таков генерал Сайфер Рэйдж, герой Уилла Смита.
Рэйдж стал самым известным воином-«призраком» и, чтобы передать опыт другим, время от времени начал вывозить бойцов на учения на другие планеты — обычно прихватывая с собой пойманного Урсу. В одну из таких поездок генерал взял еще и сына-подростка Китая (Джейден Смит). Однако корабль попал в метеоритный дождь и совершил жесткую посадку на некой планете. Весь экипаж, за исключением Сайфера и Китая, погиб, Урса сбежал, а маяк, с помощью которого жертвы катастрофы могли бы подать сигнал бедствия, остался в хвостовой части корабля, упавшей в джунгли в сотне километров от рубки. Поскольку у отца обе ноги оказались сломаны, сыну пришлось отправиться за маяком в одиночестве.
Шьямалан когда-то получил известность как главный специалист по невероятным сюжетным поворотам. Его фильмы (сценарии к которым он сам и писал) были выстроены примерно по одной и той же схеме: зрителям довольно долго показывали что-то странное и необъяснимое, а в конце давали «внезапную» разгадку. (Брюс Уиллис на самом деле мертв. Вокруг деревни лес, а за лесом — автострады и мегаполисы.) В новой же картине Шьямалан раскрывает карты минуте на пятнадцатой: планета, на которую упали Смит-старший и Смит-младший, называется Земля. Более того, сообщение об этом содержалось даже в трейлере.
Так что сюрпризом можно считать разве что тот факт, что Шьямалан пребывание героев на Земле вообще никак не обыгрывает. Фактически генерал с сыном могли бы оказаться на любой другой условно пригодной для жизни планете — сюжет от этого не изменился бы. В фильме сообщается, что оставшиеся на Земле животные эволюционировали и стали смертельно опасны для человека — но при этом не объясняется, как именно природа смогла шагнуть так далеко всего-то за тысячу лет. С объяснениями, впрочем, у Шьямалана на этот раз вообще все очень туго.
В частности, не ждите, что вам расскажут, откуда именно на людей сыплются Урсы. Или почему вдруг на Земле в джунглях по ночам случаются даже не заморозки, а сильнейшие морозы, причем деревья (широколиственные, а не хвойные, что в данном случае важно) с легкостью такие погодные условия переносят. Впрочем, от подавляющего большинства фантастических фильмов ждать особо логичного повествования не приходится, так что давайте не будем придираться по мелочам, а поговорим о серьезном.
Уилл Смит определенно хочет сделать из сынули кинозвезду. «После нашей эры» — это своего рода бенефис Джейдена. Ребенок прыгает со скал, карабкается на вулкан, плавает, бегает, сражается с компьютерными монстрами (отметим, довольно посредственно выполненными) — и все это в одиночку. Смит на протяжении почти всего фильма сидит в рубке, наблюдая за перемещениями сына с помощью камер, хмурит брови и морщит лоб. Так что зрительское внимание сконцентрировано на Джейдене — а тот, к сожалению, пока не тянет героя. В результате у Шьямалана получился унылый фильм о том, как начисто лишенный харизмы подросток совершает путешествие через лес. Звучит не очень увлекательно? Поверьте, и выглядит так же.
Смит-старший, кстати, сам придумал историю, на основе которой Шьямалан и Гарри Уитта написали сценарий. Уилла Смита, вообще говоря, можно понять: какой любящий отец не хочет куда-нибудь пристроить сына? Более того, можно понять и Шьямалана: после «Повелителя стихий», получившего в 2010 году сразу пять премий «Золотая малина», ему, наверное, не торопятся предлагать крупнобюджетные проекты, а снимать-то хочется. Поэтому когда кто-то готов платить (фильм «После нашей эры», кстати, продюсировали супруга Уилла Смита и мать Джейдена Джада Пинкетт Смит и ее младший брат Калиб Пинкетт), Шьямалан, разумеется, соглашается.
В общем, мотивировки всех участников проекта понятны. Что вовсе не означает, что семейный праздник Смитов под названием «После нашей эры» заслуживает зрительского внимания.