Мэр Москвы Сергей Собянин хочет быть избранным, а не назначенным. Эта комбинация разыгрывается прямо сейчас. Сначала о досрочной отставке мэра заявили источники в правительстве Москвы, затем столичная Общественная палата «порекомендовала» Собянину избраться. Формально последнее слово теперь за президентом Владимиром Путиным, но уже и так понятно, каким оно будет. Москву ждут очень беспокойное политическое лето, довольно предсказуемые результаты выборов и пока совсем не предсказуемая реакция на них.
«Сергей Собянин поймал волну успеха и на этой волне хочет подтвердить свой мандат», — заявил «Ленте.ру» политолог, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «В Кремле очень хорошо понимают, что через год ситуация точно лучше не будет: инфляция, рост цен и тарифов ЖКХ. На словах власть говорит одно, но политические шаги делает правильные — мы вступаем в стадию стагнации, и пока не стало хуже, одному из ключевых людей системы нужно переизбраться», — считает политолог Дмитрий Орешкин.
Получается, 2013 год — оптимальный для того, чтобы глава основного субъекта России пошел на выборы. Массовые протесты 2011-2012 годов схлынули, само слово «выборы» — уже далеко не такой раздражитель, каким было еще год назад. При этом Сергей Собянин явно уверен в себе и затеял процедуру досрочных выборов вовсе не для того, чтобы в сентябре его кабинет занял какой-то совсем другой человек.
Социология за Собянина. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в беседе с РИА «Новости» отдает победу действующему мэру. «Если альтернативы в виде федеральной фигуры в Москве не появится, то он победит в первом туре», — лишь уточнил Федоров. По данным ВЦИОМ, деятельность Собянина на посту мэра одобряло 54-60 процентов опрошенных, не одобряло 27 процентов. По апрельским данным фонда «Общественное мнение», 46 процентов москвичей проголосовали бы за Собянина; у занимающего в опросе второе место лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова — только девять процентов.
Если в запущенной процедуре досрочной отставки и есть какая-то нечестность, то она заключается лишь в том, что соперникам Собянина дали на подготовку к выборам ровно три месяца. Это несерьезно, если мы говорим о ключевом субъекте России и одном из крупнейших городов в мире. За это время расслабленные в отпусках жители города в лучшем случае успеют узнать фамилии остальных кандидатов. С точки зрения реальной конкурентной борьбы это, конечно, некрасиво. Но законно, и потенциальным соперникам Собянина тут крыть нечем.
При этом пока еще остающийся мэром Собянин к выборам готов. То самое заседание Общественной палаты Москвы, члены которого и порекомендовали мэру поучаствовать в выборах, на самом деле изначально было обставлено со всей подобающей торжественностью. «Я на машине ехал на это заседание, слушал по радио какой-то инсайд — мол, Собянин может уйти, но всерьез и не отнесся. А потом приезжаю, а там охрана, телекамер туча. Ну, думаю, что-то будет», — рассказал «Ленте.ру» член палаты Александр Шпрыгин (болельщикам столичного «Динамо» со стажем он знаком по прозвищу Команча). Кроме самого Собянина заседание почтили своим присутствием депутаты Мосгордумы во главе со спикером Владимиром Платоновым. Сам же мэр битый час рассказывал о подготовленной его командой программе социально-экономического развития Москвы. Шпрыгин припомнил, что в ее названии фигурируют «семь шагов» — и сам же признал, что немедленно подумал: такие вещи только под выборы готовят.
Прочитав программу, Собянин попросил членов палаты высказаться о том, что они думают о его досрочных выборах. Тут, мягко говоря, оппонентов не нашлось. Шпрыгин даже сетовал, что на заседании не было главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова («Хоть бы особое мнение, что ли, высказал»). Собянину целый час по очереди говорили, что все разговоры о нелегитимности мэра, избранного одними только депутатами, надо прекратить. Что Собянин, если не изберется, может оказаться в проигрышном положении относительно главы Подмосковья — Андрей Воробьев-то 8 сентября на выборы пойдет (и, разумеется, выиграет; иных точек зрения выступавшие и не допускали). Словом, столице нужен всенародно избранный мэр.
По сведениям «Ведомостей», встреча Собянина и Путина состоится уже 5 июня, и это значит, что дальше останется оформить только разные технические детали — назначить даты начала и окончания регистрации кандидатов, а также старта агитационной кампании. Говорить про сложности прохождения через фильтр муниципальных депутатов в случае с Собяниным не приходится.
Нынешний мэр руководил столицей с осени 2010-го. За это время даже активнейшие оппоненты Собянина (если таковые вообще есть; эпические противостояния вроде борьбы Александра Лебедева с Юрием Лужковым в прошлом) по-настоящему серьезных претензий ему не предъявляли. Собянину в этом смысле везло. Потому что классические московские претензии с каждым годом формулируются все более категорично — и все злее.
Скажем, приоритетом в 2010 году была объявлена борьба с пробками. С этой целью в столице появились выделенные полосы для транспорта и перехватывающие парковки, метро строят усиленными темпами. Результатов (не по отчетам столичной прессы, а по ощущениям столичных жителей) — ноль. Кроме того, заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов продавил решение о платной парковке в центре города. Местные жители, у которых теперь тоже проблемы со стоянками, обещали выйти с акциями протеста.
В других сферах получше. За экономическое развитие Москвы отвечает вице-мэр Андрей Шаронов, известный экономист, работавший в российском правительстве с Германом Грефом. К бюджетно-финансовой политике столицы у оппозиции претензий немного. Руководитель департамента культуры Сергей Капков вообще приобрел культовый статус. Он вроде и работает «на дьявола», но человек-то хороший, и работой его скорее довольны. Да, есть еще вице-мэр по безопасности Александр Горбенко и начальник профильного департамента Алексей Майоров, 25 лет отработавший в органах ГБ. Они отвечают за согласование митингов, и к ним было огромное количество вопросов. Но тут уж простите: если Путин вообще настроен на стирание уличной оппозиции в пыль, то почему его ближайший соратник Собянин и его подчиненные должны думать об уличных протестах как о благе? И более того, Собянин хоть и ортодоксальный единорос, но все же больше по хозяйству. «Путина в отставку» — был и есть такой лозунг. Владимира Чурова туда же — тем более. Собянина же либо вовсе не упоминали, либо так, за компанию.
Однако были случаи, когда городские власти прошли по краю — и на них, собственно, весь город и ругался. Например, когда некомпетентные строители криво клали вместо асфальта так разрекламированную мэром плитку. Уже при Собянине случился серьезнейший этнический конфликт — столкновения на Манежной площади в декабре 2010-го. К миграционной политике в Москве огромное число вопросов, хотя она во всей стране провалена с одинаковым успехом. Возмущались и зимой 2013-го, когда мэр приехал посмотреть, как убирают снег на Соколе: лопатами размахивали люди, словно сошедшие с иллюстрации Васнецова про трех богатырей, и никаких там таджиков. С сохранностью исторических памятников как были проблемы, так и остались.
То есть набор лозунгов против Собянина у его оппонентов будет нормальный, очевидный чуть более, чем полностью. Но при этом говорить, что нынешний мэр уже совершил что-то непоправимое, будет довольно сложно.
Кому именно это придется говорить — в общем, круг очерчен. Представители от парламентских партий будут обязательно, для них не участвовать вообще в борьбе за такой пост — разновидность позора. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин готов, против него разве что его собственный низкий рейтинг. Лидер группы «Коррозия металла» Сергей Троицкий тоже обещал, для него любые выборы в столичном регионе — по фану. Оппозиционер Алексей Навальный сказал «Ленте.ру»: «Если выборы будут, то я буду в них участвовать, пока у меня есть такая возможность». Но кроме этих выборов Навальный участвует в суде по делу «Кировлеса» в качестве обвиняемого, и приговор там должны вынести уже летом. Может выдвинуться и Михаил Прохоров — на президентских выборах в Москве он занял второе место, опередив Геннадия Зюганова с Владимиром Жириновским. Возможность вернуться не исключил и бывший мэр Юрий Лужков. Он пока думает.
Политолог Мухин считает, что хорошие шансы побороться будут у Прохорова, только с поправкой на то, что у него «сложности с активами за рубежом». По мнению Мухина, для потенциального госслужащего активов этих многовато. Не исключил политолог и сильных кандидатов от парламентских партий, а Навальному рекомендовал начинать электоральный опыт не с выборов мэра, а с выборов в Мосгордуму, например, поскольку ему «не хватает известности в офлайне». Дмитрий Орешкин сказал «Ленте.ру», что серьезных кандидатов не видит. «Выборы-то не политические, заниматься придется трубами, автострадами и пробками, а не идеологией и борьбой с "кровавым режимом". Выбирать будут хозяйственника», — считает он.
«На фоне массового разочарования в выборах власть все-таки переживает за их результат, — обращает внимание Орешкин. — А это значит, что в Москве ограничен административный ресурс, не все от него зависит. Выборы — все еще инструмент влияния на власть и способ держать ее во вменяемом состоянии». Так это или уже нет, скоро увидим. Будет очень беспокойное лето — уже на стадии регистрации кандидатов, не говоря уж об агитационной кампании.
Тактику оппозиции точнее всего сформулировал соратник Навального Леонид Волков: «Никаких бойкотов. Сама по себе кампания — важная мобилизующая история и способ пораскачивать. Только никаких завышенных ожиданий, конечно». Позиция Кремля такова, что победу Собянина там уже сейчас считают делом решенным, хотя, возможно, дело просто не в самой удачной формулировке. «В Кремле считают, что у Сергея Собянина есть все шансы быть избранным мэром Москвы, но решение остается за президентом России», — заявил источник «Интерфакса» в Кремле.
Наблюдатели и зарегистрировавшиеся членами избирательных комиссий активисты почти наверняка пожертвуют 8 сентября регионами ради Москвы. Они с 2011 года стали значительно опытнее — и теряться при виде нарушений не станут. На всех последних выборах в столице нарушения были в достаточном количестве. Итоговый же результат, а точнее, даже реакция на него будут очень важны на будущее. Чистая победа Собянина автоматически — как это было с Юрием Лужковым — сделает мэра Москвы потенциальным преемником на пост президента России. Грязные выборы в теории могут спровоцировать те же последствия, что и в декабре 2011 года.
В общем, как это обычно бывает в России, все самое важное опять решается в Москве.