В 2013 году власти России активизировали усилия по переводу автомобилей на газомоторное топливо: сначала правительство объявило, что переведет на газ не менее половины общественного транспорта в стране, а потом обязало все отечественные АЗС торговать газом для заправки автомобилей. «Лента.ру» решила разобраться, чем еще можно заправить автомобиль и насколько альтернативные виды топлива популярны в России и в других странах.
Еще в 2008 году директор сводного департамента государственной энергетической политики Минэнерго Сергей Михайлов в интервью газете «Коммерсантъ» рассказывал, что Россия, известная своими масштабными запасами нефти и газа, не очень много внимания уделяла развитию альтернативной энергетики. Говоря, к примеру, о биотопливе, Михайлов заявлял, что Россия будет использовать его активно «лет через пять».
Однако и по прошествии пяти лет наиболее популярными видами автомобильного топлива в России по-прежнему остаются бензин и дизель. В Минэнерго этого не только не скрывают, но и совершенно не стесняются: на официальном сайте министерства можно ознакомиться с ценами на бензин, но если кого-то заинтересует стоимость альтернативных «автокормов», то искать придется на других ресурсах. Для сравнения, на сайте министерства энергетики США имеется специальный раздел, целиком посвященный источникам возобновляемой энергии. В центре по альтернативным видам автомобильного топлива можно найти информацию по шести его видам (от биотоплива до пропана), расценкам и количестве соответствующих заправок.
Распространение альтернативных видов топлива в России замедляется не только из-за плохой информационной работы Минэнерго, но и из-за недостаточно развитой инфраструктуры, а также высокой стоимости автомобилей, которые ездят не на привычном бензине, а, например, на электричестве.
Всплеск интереса к современным автомобилям, работающим на электричестве, произошел в конце 2000-х. На настроениях потребителей сказался глобальный мировой кризис 2008-2009 годов, а также постоянный рост цен на нефть (а значит, и на бензин). В США компания Tesla Motors занялась разработкой электромобиля в 2004 году, а в 2008-м уже начались его первые продажи.
В Японии в 2009-2010 годах на рынок поступил электромобиль Mitsubishi i-MiЕV; в Европе эта машина стала активно продаваться в 2010 году. В 2011-м автомобилистам предложили покупать электроверсии Smart и Ford Focus, Volvo C30 Electric и другие модели, работающие «на батарейках».
В России продажи электроавтомобилей начались только в 2011 году — с Mitsubishi i-MiЕV, презентация которого прошла в иннограде «Сколково». На тот момент, как писал журнал «Эксперт», в Японии i-MiЕV стоил 50 тысяч долларов (с учетом государственных дотаций — 30 тысяч), а на европейском рынке — от 35 тысяч евро. Россиянам Mitsubishi i-MiЕV до сих пор предлагается по цене от 1,8 миллиона рублей.
На март 2013 года в России можно было купить только два зарубежных электромобиля (Mitsubishi i-MiЕV и китайский E-Car GD04B, доработанный подмосковной фирмой «Дамер»). Из отечественных подобных машин россиянам предлагается El Lada, созданная «АвтоВАЗом» на базе Lada Kalina. Первая партия Lada El Lada, за которую производитель просит 1,2 миллиона рублей, была выпущена в январе этого года.
Пока, однако, ни предложение импортеров об обнулении пошлин на электромобили (поддержанное Минпромторгом), ни готовность московских властей ввести бесплатные парковки и заправки для таких машин, ни закупки электромобилей столичным департаментом культуры и «Почтой России» к значительному росту продаж не привели. По данным на конец мая текущего года, в Москве на учете стояло около тысячи электромобилей.
Препятствием для развития электротранспорта в столице, как отмечал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский, является малое число заправок: всего в городе их около сорока, а в регионах вообще практически нет. Еще одно неудобство — низкая скорость зарядки аккумулятора: она составляет около восьми часов, если заряжать батарею от бытовой сети, и 20-30 минут на экспресс-заправках стандарта CHAdeMO. Наконец, кроме уже указанных высоких цен на электромобили, отметим и небольшой километраж, который они могут осилить: при полностью заряженном аккумуляторе электромобиль проедет всего 100-175 километров. Из плюсов подобных авто можно указать низкую стоимость обслуживания: в 2012 году, когда в Москве открылась первая CHAdeMO, полная зарядка Mitsubishi i-MiEV оценивалась примерно в 11 рублей.
В начале 2013 года число CHAdeMO по всему миру составляло около двух тысяч, увеличившись за 12 месяцев почти вдвое; стоимость организации одной CHAdeMO сейчас составляет 20-30 тысяч долларов.
В качестве еще одного вида альтернативного топлива за рубежом достаточно широко используют биоэтанол, который производится из растительных веществ, содержащих сахар и крахмал: сахарного тростника, сахарной свеклы, кукурузы и зерна. Биоэтанол также можно получать из целлюлозы и из отходов сельского и лесного хозяйства (соломы, опилок), однако такое производство пока нерентабельно.
Чаще всего биоэтанол используется в смеси с бензином или дизельным топливом. При этом добавка биотоплива в обычное повышает качество бензина и снижает выброс вредных веществ. Мировыми лидерами по производству биоэтанола являются США (там он производится в основном из кукурузы) и Бразилия (из сахарного тростника). В 2011 году США выпустили 52,6 миллиарда литров такого топлива, Бразилия — 21,1 миллиарда литров. На оба государства пришлось более 87 процентов от общемирового производства биоэтанола.
Почти все бразильские автомобили сейчас ездят на биоэтаноле. Правительство страны постоянно вводит все новые льготы для автомобилистов, использующих этот вид топлива: так, в текущем году власти сначала повысили цены на бензин, а с мая еще и снизили акцизы на биоэтанол. Еще в 2007 году Renault выпустила для Бразилии специальную версию Logan, работающую на биотопливе.
В России первый завод по производству биоэтанола был открыт только в начале 2012 года в Северной Осетии. В сутки предприятие выпускает 200 тонн топлива, однако особой популярностью у автомобилистов биоэтанол пока не пользуется. Как пояснял генеральный директор завода Сувор Багаев, в российском законодательстве на биоэтанол (являющийся, по сути, спиртом) установлена «нереальная» ставка акциза, составляющая до 90 процентов себестоимости производства. При этом налоговые льготы для производителей такого топлива в России не предусмотрены.
Несмотря на сомнения в целесообразности этого вида топлива, несколько лет назад высказываемые в прессе, о дальнейшем развитии отрасли в России все же задумываются. В прошлом году аналитик Центра Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН Евгений Канаев в преддверии саммита АТЭС заявлял, что одним из направлений сотрудничества россиян с азиатскими странами могло бы стать совместное производство биоэтанола.
Впрочем, производство биотоплива может иметь и некоторые негативные последствия. Так, в 2011 году сельхозпроизводители и потребители США столкнулись с повышением цен на продукты питания. Растущие потребности в биотопливе совпали с неурожаем; дополнительный негативный эффект оказало законодательно установленное правило отдавать примерно четверть урожая зерновых на производство биотоплива.
Из всех альтернативных видов автомобильного топлива в России сейчас наиболее распространено газомоторное. Для заправки машин используют пропан-бутан (продукт переработки попутного нефтяного газа), а также компримированный (сжатый) или сжиженный природный газ (метан).
На пропан-бутане в России ездят около миллиона автомобилей, на метане — около ста тысяч. Суммарное количество газобаллонных автомобилей в стране составляет примерно 2,2 процента от общего размера автомобильного парка (который, по оценкам ГИБДД, превышает 50 миллионов машин). Для заправки пропан-бутаном в России существует свыше трех тысяч станций; метан же можно закачать всего на 89 заправках. Стоимость организации одной газозаправочной станции оценивается примерно в 100 миллионов рублей.
Автовладельцам, которые хотели бы перейти на этот вид топлива, придется потратиться на установку газобаллонного оборудования (ГБО). Стоимость работ зависит от марки машины: так, установка ГБО на Lada обойдется в 12-30 тысяч рублей, а на Mercedes — в 30-53 тысячи. Зато на заправочных ценах потом можно будет экономить: средняя общероссийская цена кубометра газового топлива (примерно равняется литру бензина) составляет девять рублей.
Из всех видов альтернативного топлива именно газовое и решили развивать российские власти. В мае текущего года правительство приняло постановление, предусматривающее перевод на газомоторное топливо не менее половины всего общественного транспорта в стране. Было предложено также обнулить таможенные пошлины на компоненты для производства транспортных средств, работающих на газе. Кроме того, в начале июня «АвтоВАЗ» объявил о переводе на газовое топливо Lada Granta.
Правда, даже если представить, что все планы правительства по переводу транспорта на газовое топливо будут выполнены, а эксперимент с Granta будет признан успешным, сомнений в том, что большинство российских автомобилей еще десятилетия будут ездить на бензине, нет. Для того чтобы заинтересовать альтернативными видами топлива простых автолюбителей, нужно сделать их дешевле бензина в разы или даже в десятки раз. И даже в этом случае успех газу или электричеству не обеспечен: если в США главной характеристикой автомобиля считается его экономичность, то в России гораздо важнее безопасность и изначальное соотношение цены и качества машины.