5 июня американская горнолыжница Линдсей Вонн посетила церемонию вручения наград Американского совета дизайнеров моды. Вряд ли это заинтересовало бы кого-либо еще, кроме самых преданных почитателей таланта олимпийской чемпионки 2010 года, если бы не неожиданное появление на церемонии представителей Всемирного антидопингового агентства (WADA). Вонн была вынуждена на несколько минут отлучиться с мероприятия, чтобы сдать необходимые анализы. «Лента.ру» решила вспомнить другие случаи, когда визит допинг-офицеров заставал спортсменов врасплох.
Различные стимуляторы сопровождают спорт высоких достижений чуть ли не с самого момента его возникновения. Американскому бегуну Томасу Хиксу, который выиграл марафон на Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе, прямо во время забега сделали инъекцию сульфата стрихнина, дав запить ее коньяком. В итоге после финиша спортсмен впал в кому, и врачам с трудом удалось сохранить ему жизнь. Велогонщики тех лет брали с собой на дистанцию куски сахара-рафинада, пропитанного эфиром. Кто-то использовал спрей из оленьих рогов, кто-то во время соревнований пил пиво, а кто-то принимал перед играми ЛСД.
Целенаправленная борьба с допингом в спорте началась в конце 1960-х, когда употребление стимуляторов было практически поголовным. На Олимпийских играх 1972 года, где впервые начали делать выборочные допинг-тесты, выяснилось, что около 70 процентов атлетов для повышения своих результатов использовали различные фармакологические препараты.
В конце 1980-х спортсменов начали проверять и во внесоревновательный период. С тех пор атлеты должны предупреждать антидопинговые власти о всех своих передвижениях и быть готовыми к тому, что контроль может настигнуть их абсолютно в любое время дня и ночи.
Именно в такой ситуации и оказалась Линдсей Вонн. Американка продолжает восстанавливаться после страшного падения во время выступления на чемпионате мира в феврале 2013 года. За время вынужденного «простоя» она успела завести роман со знаменитым гольфистом Тайгером Вудсом и посетить не одно светское мероприятие. Во время одного из таких выходов в свет — на церемонии вручения наград Американского совета дизайнеров моды — Вонн и настигли допинг-офицеры, в сопровождении которых ей пришлось отправиться в туалетную комнату и сдать необходимые анализы.
Сама Вонн отнеслась с нежданному визиту борцов с допингом с пониманием, смиренно заметив, что это неотъемлемая часть жизни атлетов. Однако такое радушие демонстрируют далеко не все спортсмены, и особенно по отношению к любителям заявиться ранним утром или поздним вечером.
Как раз такое неудачное время — раннее ноябрьское утро 2011 года — и выбрал допинг-офицер для визита к теннисистке Серене Уильямс в Лос-Анджелес. Спортсменка приняла его за грабителя и скрылась в специально укрепленной комнате, а ее ассистент, тоже находившийся в доме, вызвал полицию. Незнакомцу удалось убедить приехавших сотрудников правопорядка, что он всего лишь выполнял свою работу и все произошедшее является недоразумением.
Если визит сотрудников допинг-контроля к спортсмену домой удивления все же не вызывает, то сербского теннисиста Янко Типсаревича, к примеру, нашли даже в Кении, где он проводил свой отпуск. Время для визита тоже выбрали самое подходящее — шесть часов утра. «Я сначала подумал, что это чья-то неудачная шутка, но оказалось, что это не так», — с грустью описывает этот эпизод Типсаревич.
Российский теннисист Дмитрий Турсунов в начале 2012 года находился в Москве. Субботним утром он уже было уехал по делам, но, выходя из дома, столкнулся с допинг-офицером. Если бы теннисист вышел пятью минутами раньше, то впоследствии ему, возможно, пришлось бы доказывать, что он ни от кого не скрывается и они разминулись по чистой случайности. Ведь к спортсмену, уклонившемуся от внесоревновательного допинг-контроля, применяются такие же санкции, как и к тем, кто уличен в приеме запрещенных препаратов.
Разумеется, неожиданным проверкам спортсмены подвергаются и на соревнованиях. На Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере допинг-офицеры несколько дней подряд приходили к российским лыжникам ранним утром. Олимпийский чемпион Евгений Дементьев даже назвал эти визиты спланированной акцией против российских спортсменов. «Ведь основное восстановление, которое идет во время сна, умещается именно в период с 4 до 7 часов. Когда в это время будят и просят еще что-то сделать — процесс нарушается», — возмущался он.
Поздний вечер, конечно, тоже удачным временем для сдачи анализов назвать сложно. Совсем недавно убедиться в этом пришлось хоккеистам московского «Динамо»: уже почти ночью к ним в гостиницу нагрянули представители Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Хотя визит допинг-офицеров был непродолжительным, игроки и тренеры столичного клуба долго не могли от него отойти. Врач «Динамо» жаловался, что хоккеисты, которые уже готовились ко сну перед важной игрой Кубка Гагарина-2013 с питерским СКА, сильно нервничали и плохо спали, и объяснил столь позднюю проверку кознями недоброжелателей. Справедливости ради стоит сказать, что к игрокам СКА представители РУСАДА тоже приходили поздним вечером. Как бы то ни было, даже если кто-то и пытался помешать бело-голубым настроиться на решающую игру, усилия эти оказались напрасными: тот матч «Динамо» уверенно выиграло, а впоследствии завоевало и сам Кубок Гагарина.
Конечно, забавные и не очень истории, связанные с неожиданном визитом борцов с допингом, может рассказать, наверное, каждый спортсмен. А в будущем такие истории, видимо, будут случаться еще чаще: в конце мая 2013 года президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге сообщил, что количество допинг-тестов во внесореновательный период будет увеличено. Вот только приведет ли это к искоренению запрещенных веществ — большой вопрос.