Культура
16:57, 8 июня 2013

О роли левой руки в российском кино Идеальный Хабенский, неубедительный Дюжев и возлюбленные части тела: репортаж с «Кинотавра»

Антон Сазонов (специально для «Ленты.ру»)
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Проходящий в Сочи 24-й «Кинотавр» подведет итоги уже вечером 9 июня. В ожидании раздачи призов «Лента.ру» публикует отчет-репортаж со второй половины фестиваля.

Всеобщих фаворитов на «Кинотавре» пока два — «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова и «Географ глобус пропил» Александра Велединского; премьера последнего состоялась в пятницу 7 июня. Что показательно — оба фильма являются трагикомедиями, оба повернуты лицом к зрителю, оба имеют все шансы на культовый статус.

Новая работа Велединского снята по мотивам одноименного романа Алексея Иванова, сценарий писал сам режиссер в компании сопродюсера фильма — Валерия Тодоровского. Константин Хабенский играет спивающегося пермского бездельника Виктора, который под давлением жены (Елена Лядова) устраивается на работу в школу. Единственной открытой вакансией оказывается позиция учителя географии, поэтому Виктора, имеющего познания в области биологии и физики, директор принимает со словами «Биология и география — почти одно и то же». Но кино это не о школе, а об испытании любовью, через которое проходят все персонажи фильма, как первого, так и второго плана: жена Виктора Надя, разлюбившая мужа и влюбившаяся в его более успешного одноклассника; местный чиновник Будкин, тот самый объект любви Нади; одноклассница Виктора, работающая в детском саду и крутящая роман с полицейским; школьная преподавательница немецкого языка, за которой Виктор пытается ухаживать; несовершеннолетняя ученица Виктора Маша, влюбленная в своего учителя. Последняя треть фильма посвящена туристическому походу Виктора с учениками, где географ и Маша будут бороться со взаимным притяжением.

После «Живого» и «Русского» Велединский довольно резко сменил регистр — с драмы на комедию, с тяжести на легкость. Фильму не откажешь в остроумных запоминающихся моментах и диалогах, которые, очевидно, скоро разлетятся на цитаты. Как и «Интимные места», это большая удача конкурса этого года: редкое зрительское кино с увлекательным сюжетом, качественной работой режиссера и сценариста и удачным актерским составом, где каждый органично смотрится в собственной роли (сложно представить более подходящее амплуа для Хабенского в настоящий момент).

У остальных конкурсантов «Кинотавра» всего этого — вместе или по отдельности — к сожалению, недостает. «Иван сын Амира» — дебют театрального актера и режиссера Максима Панфилова. Ретро-мелодрама, разворачивающаяся в последние годы Великой Отечественной войны: вдова лейтенанта Черноморского флота (Каролина Грушка) уезжает с двумя детьми из Севастополя в Среднюю Азию, подальше от военных действий. Там она под давлением обстоятельств заводит новую семью с узбеком, уже имеющим двух супруг. Настоящий муж героини (Дмитрий Дюжев), считавшийся погибшим по ошибке, возвращается забрать жену в тот момент, когда у нее уже подрастает сын от нового мужа. Героям придется научиться прощать, а зрителям — сопереживать происходящему. Наверное, главной ошибкой режиссера стал выбор Дюжева на роль первого мужа — все-таки актер органично смотрится в не очень широком наборе амплуа.

К еще одному дебюту — «Диалогам» Ирины Волковой — можно придраться по части сценария. Фильм состоит из пяти новелл, в каждой из которых герои перед объективом статичной камеры разговаривают на личные темы. Таким образом, на передний план выходит не изображение, а слово — и оно-то как раз подводит. Диалогов всего пять: беседуют сын (Евгений Стычкин) и отец (Владимир Меньшов), теряющий память, влюбленные (одна пара — Евгений Цыганов и Ольга Сутулова, вторая — Александр Яценко и Мария Шалаева), троица друзей (Агния Кузнецова, Алексей Юдников и Роман Артемьев) и еще двое (Алексей Маслодудов и Сергей Овчинников). Но даже несмотря на блестящий актерский состав, который может, казалось бы, вытянуть любую историю, этот каталог человеческих отношений, задача которого, очевидно, показать узнаваемые современные типажи и жизненные ситуации, мало отношения имеет к реальности именно по причине слов, которые произносят персонажи фильма. И загвоздка в том, что диалоги как раз писал человек, хорошо знающий свое дело — талантливый минский драматург Константин Стешик. Но фильм в любом случае смотреть небезынтересно — как раз благодаря актерам.

Еще одна пятничная премьера из конкурса — «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова, автора «Шика» и «Лунного папы», за которые он когда-то получал на «Кинотавре» по главному призу. Фильм открывал в прошлом году международный Римский кинофестиваль; как и тогда, мнения после просмотра разделились — на положительные и крайне отрицательные. Как и в других фильмах Худойназарова, действие разворачивается у моря, вот только в данной картине оно в самом начале неожиданно исчезает, унося с собой любовь главного героя-моряка (Егор Бероев). Чувствуя вину, он по прошествии времени будет тащить корабль через образовавшуюся на месте воды пустыню в поисках своей возлюбленной. У режиссера получилась притча обо всем на свете — о любви, экологии, исчезновении этносов. Но до уровня своих предыдущих работ Худойназаров подняться не смог.

Особого внимания заслуживает участник короткого метра, получивший в минувшую среду второй по значимости приз конкурса «Короткий метр» (первый достался Евгению Бяло за «Норму жизни», участвовавшую в каннской программе «Синефондасьон») — актер Григорий Добрыгин, дебютировавший в режиссуре игровой короткометражкой «Измена». История такая: молодой человек, даже ванну принимающий в красной вязаной шапке как у Стива Зиссу в фильме Уэса Андерсона «Водная жизнь», влюбляется в свою собственную левую руку — пока на горизонте не появляется его же собственная правая нога. Добрыгин оказался одним из немногим представителей программы, правильно понимающим суть и задачи короткометражного кино — это краткость, лаконичность и жанровость. При этом его фильм, несмотря на то, что является смешным анекдотом, имеет уйму дополнительных смыслов. Так что киносообщество и зрителей можно поздравить с появлением нового талантливого режиссера.

До подведения главных итогов фестиваля жюри осталось посмотреть две картины — «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Разносчика» Андрея Стемпковского. Подробно об этих фильмах и результатах «Кинотавра» — в понедельник, 10 июня.

< Назад в рубрику