Россия
18:15, 12 июня 2013

Не как в Стамбуле В Москве прошел «Марш против палачей»

Даниил Туровский
Участники «Марша против палачей»
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В Москве в День России 12 июня прошло очередное шествие оппозиции. На сей раз демонстрация называлась «Маршем против палачей» и была посвящена заключенным по «болотному делу». Около тридцати тысяч человек, по данным организаторов, и скромные пять тысяч, по данным полиции, прошли по традиционному маршруту — от Калужской до Болотной площади. В ходе акции были задержаны около десяти левых активистов, державших флаги «Левого фронта», организации Сергея Удальцова, деятельность которой запрещена прокуратурой по обвинению в экстремизме.

За час до начала шествия, которое должно было стартовать в 13:00, у металлоискателей прогуливался дворник Джамил в оранжевом комбинезоне и белых кроссовках. «Нет, куда мне, туда не пойду», — ответил он корреспонденту «Ленты.ру» на вопрос, не собирается ли он присоединиться к шествию. К нему подбежал его коллега Самвел, тоже в оранжевой форме. «Нужно убрать помойки, — сказал он, блеснув золотым зубом. — Милиция сказала убрать для безопасности». Дворники взвалили стоявшие у автобусной остановки урны на плечи и отнесли их на десять метров, под лестницу жилого дома. «Здесь не найдут, — улыбнулся Джамил и присел покурить. — Видел в Турции события, здесь не видел. Знаю, что в Москве дворники отказываются работать, потому что им не платят. Не помню где. Кажется, на "зеленой" ветке» (он имеет в виду забастовку в Замосковоречье, где около 100 дворников почти неделю не убирали мусор из-за задержки зарплаты — прим. «Ленты.ру»).

У рамок металлоискателей мужчина, похожий на Сергея «Паука» Троицкого, в это время раскладывал желтые пластиковые коробки с надписями «Камера хранения». «Ну, это для запрещенных предметов, — объяснил он. — Буду стоять тут все время, чтобы охранять газовые баллончики и алкоголь, которые нельзя проносить. Алкоголя, кстати, много приносят». К этому времени в том месте, где Большая Якиманка вливается в Калужскую площадь, уже начали собираться активисты. В коммунистической колонне растянули транспарант «Долой президентское самодержавие». Мужчина, обвязавшийся шерстяным красным шарфом, объяснял женщине с крестиком на шее: «Вообще религия должна быть запрещена, а они ее защищают». Женщина кивала. Рядом мужчина пронзительным голосом Ильи Яшина призывал брать плакаты с портретами заключенных по «болотному» делу: «Внимание, берем, разбираем, очень красивые молодые люди! Возьми, стань героем России!»

В нескольких шагах от них началась потасовка. Молодые люди с приколотыми к одежде белыми лентами набросились на мужчину с плакатом Евразийского союза молодежи, который раздавал стикеры «Зарегистрируйся как агент гей-парада», «Зарегистрируйся как агент США», «Зарегистрируйся как педофил». «Ты кто, ***? Провокатор, что ли?» — прикрикнул на него один из белоленточников и ударил по лицу кулаком. «Евразийца» оттащили к железным ограждениям. Подошли полицейские. «Я организатор, хочу, чтобы этого человека удалили, он провокатор», — объяснил им «белоленточник». «Почему?» — спросил полицейский. «У него не тот плакат», — ответил оппозиционер, после чего активиста когда-то созданного публицистом Александром Дугиным Евразийского союза увели.

Когда шествие началось, к колонне «Светлых сил», развернувших растяжку «Светлые силы за светлое будущее», присоединился мужчина с плакатом «Ту-334 — лучший самолет в мире, Путин хватит покупать "боинги"». Усатый мужчина с сумкой через плечо, на которую при помощи уже отклеивающегося скотча была прикреплена фотография с прошлогодних столкновений 6 мая с подписью «Мы придем еще», объяснил корреспонденту «Ленты.ру», что он вывел на площадь тысячи людей. «Я ездил несколько недель с этой сумкой в метро, — сказал он. — Сагитировал тысячи людей. Все интересовались».

Колонне геев и лесбиянок, вчера ставших героями дня, не уделяли внимания ни полиция, ни даже националисты. Мимо, растолкав «радужных» локтями, пробежали только три парня в черных футболках с имперским флагом. «Черт, что это, почему эти здесь? Давайте дальше», — сказал один из них, плюнув на асфальт. Скромные три десятка человек в гей-колонне держали плакаты: «Сегодня геев запрещают, завтра запретят тебя», «Гомосексуализм — вариант нормы». Парень, который во время акции ЛГБТ 31 мая у Госдумы получил несколько ударов по лицу от православного активиста, объяснил, что на общих митингах можно чувствовать себя спокойно. «Но вопрос есть, — сказал он. — Не почему я здесь, нужно спрашивать. Нужно спрашивать, почему не все здесь? Не видят, что в стране происходит?» Гей-колонна шла молча, ничего не скандируя.

Зато громче других вели себя активисты «Левого фронта». Они скандировали: «Что Стамбул, что Москва, лишь борьба дает права». Традиционный в этом лозунге «Париж» они заменили на крупнейший турецкий город, ставший ареной противостояния полиции и оппонентов премьера-исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана. Очень быстро к ним подошли полицейские с требованием убрать флаги их организации.

— Ваша организация запрещена.
— Не существует такой организации. Это просто слова «левый фронт». Нет зарегистрированного знака. Вы русский язык хотите запретить.
— Организация ведь запрещена. Уберите флаги.
— Не будем убирать.

Полицейские вроде отошли, но разговаривавший с активистами страж порядка передал по рации: «Быстрее, быстрее, нужна группа задержания». Через несколько минут в «левую» колонну врезались сотрудники ОМОН в полном обмундировании. Под общий крик «Фашисты!» и «Позор!» они выхватили и увели всех, кто держал флаги «Левого фронта». Не тронули только депутата Илью Пономарева (тоже с флагом «ЛФ» в руках). Он улыбался, не мешая полиции задерживать активистов. Немного опешившие левые активисты несколько минут молчали, потом начали снова скандировать про Стамбул, а затем новый лозунг: «Кухня и мода — это не свобода».

В основной колонне, во главе которой шли Алексей Навальный с женой, Илья Яшин, Михаил Касьянов и другие, скандировали традиционные «Свободу политзаключенным!» и «Россия без Путина!». Люди, шедшие в первом ряду, держали большой транспарант, на котором красным по белому было написано «Свободу узникам 6 мая».

Не участвовавшие в шествии реагировали на него по-разному. Девушка из дома на Якиманке показала с балкона идущим средний палец, а потом растянула плакат «За Путина и все». Двое родителей с детьми испугались толпы: «Господи, что это? Давай, бежим». Они взяли детей на руки и перебежали дорогу, расталкивая участников шествия. Двое омоновцев обсуждали гей-активистов. «Смотри, педики». «И вон педики». «***, нас выпустят к ним?».

Когда первые ряды шествия перешли Малый Каменный мост, все остановились. Здесь, на месте начала беспорядков 6 мая, установили портреты судей и следователей по «болотному делу» с надписью «Остановим палачей» поверх каждого. Чуть вдали, на въезде на Большой Каменный мост, выстроились сотрудники ОМОНа и Внутренних войск в шлемах. Позади них, как и 6 мая прошлого года, перекрывая все полосы, выстроились поливальные машины. «Инфраструктура страха», — прокомментировал в твиттере голландский журналист Олаф Кунс, посетитель всех протестных мероприятий в Москве. Сложно сказать, имел ли он в виду, что ОМОН и поливалки должны испугать оппозиционеров или что само усиление показывает страх перед протестующими Владимира Путина.

Пока на месте столкновений в мегафон озвучивали имена политзаключенных, полиция требовала не останавливаться и идти к метро «Новокузнецкая». Митинг в этот раз не планировался, но организаторы все равно остановили колонну и на Болотной площади. Там они еще три раза в мегафон зачитали имена политзаключенных и проскандировали «Навальный — наш мэр».

Со стороны на это смотрели те же дворники, Джамил и Самвел. Они уже закатали штаны до колен и сняли куртки. «Я все-таки прошел, хорошее мероприятие», — сказал «Ленте.ру» Джамил. «А я не знаю», — сказал Самвел. В руках они, как и еще десять дворников, держали черные пакеты для уборки мусора. Но убирать было нечего, поэтому дворники подставляли пакеты под ветер и в шутку ими дрались.

< Назад в рубрику