Россия
20:18, 13 июня 2013

Суд с вилкой Как Алексея Навального чуть заочно не арестовали: репортаж «Ленты.ру»

Андрей Козенко (Киров)
Фото: Сергей Бровко / Коммерсантъ

В четверг, 13 июня, Ленинский районный суд Кирова едва заочно не арестовал оппозиционера Алексея Навального за неявку на очередное судебное заседание. Навальный не смог приехать в Киров из-за того, что в этот же день был вызван на допрос в Следственный комитет РФ в Москве. Таким образом, правоохранительная система создала Навальному своеобразную вилку: если бы он не явился на допрос в СК, то нарушил бы подписку о невыезде по одному делу, но и неявка в Киров означала нарушение подписки — только по другому делу. Обошлось без ареста, но на ближайшее судебное заседание 17 июня Навальный приедет не сам, а будет доставлен приводом.

Утром у Ленинского районного суда можно было наблюдать обычную уже картину: сторонники Навального, обвиняемого вместе с Петром Офицеровым в хищении более 16 миллионов рублей по делу «Кировлеса», возводили стенд с перечислением разнообразных грехов кировских и федеральных единоросов. Сотрудники полиции в штатском все так же снимали процесс на видео, хотя с начала суда над Навальным у них накопился не один десяток часов таких съемок. Полицейские в форме привычно изымали плакат с надписью «Путин — вор». «Где же они их складируют в таком количестве?» — гадали активисты. Адвокаты завтракали в кафе напротив суда. Все было бы совсем привычно, если бы не единственное но: Навальный и два его адвоката, Вадим Кобзев и Ольга Михайлова, не дожидались у дверей, пока их допустят внутрь здания суда. В Кирове они так и не появились.

Судья Сергей Блинов зашел в зал заседаний, стрельнул глазами в сторону опустевшей скамьи, где сидят подсудимые и их адвокаты. И ничего хорошего в его взгляде не было. «Не вижу подсудимого Навального», – сказал он и потребовал объяснений.

Объясняться взялся кировский адвокат Навального и Офицерова Сергей Кобелев. Он зачитал заявление, которое написал оппозиционер, самому Кобелеву оно было передано из Москвы перед началом заседания. В тексте говорилось, что 13 июня Навальный вызван в Главное следственное управление СК РФ по другому делу (видимо, имелось в виду признанное Мосгорсудом незаконным «дело Yves Rocher», по которому Навальному также предъявлены обвинения в хищениях). Неявка к следователю, говорилось в заявлении, означает нарушение условий подписки о невыезде, и это может привести к изменению меры пресечения. Навальный также указал, что график заседания кировского суда составлен таким образом, что подталкивает его к нарушению условий подписки о невыезде по делу уже «Кировлеса» (безоговорочная явка в суд — это фактически основное условие подписки). Наконец, заявил через своего адвоката Навальный, он считает, что суд «имеет целью воспрепятствовать его выдвижению в мэры Москвы». Дело в том, что на 14 июня, день одного из судебных заседаний, намечено собрание московского отделения партии РПР-ПАРНАС, от которой Навальный и будет выдвигаться в мэры. «Мосгоризбирком уже уведомлен о дате проведения мероприятия, перенести его будет нельзя», — говорилось в заявлении.

Судья Блинов, обычно спокойный и малоэмоциональный, был в настоящем гневе. «А в случае неявки на конференцию "Парнаса" что, тоже изменение меры пресечения полагается?» — зло спросил он. Судья также добавил, что обращался с письмами к следователю, ведущему дело Навального, а также к следователю по делу, где задействован один из его адвокатов, с просьбой не назначать допросы и иные действия на те дни, когда в Кирове идет суд. В ходе нескольких предыдущих заседаний стало заметно, что судью Блинова все больше и больше раздражает, что процесс, который он ведет, то и дело прерывается из-за разных столичных дел, в которых задействованы другие участники. И ему явно надоело подолгу и нудно согласовывать даты заседаний суда в Кирове.

Не меньше разъярены были и гособвинители Сергей Богданов и Евгений Черемисинов. Последний заявил, что заседание продолжаться не может: надо проверить, действительно ли Навальный находится на допросе в СК. Судья Блинов объявил перерыв до 14.00 и добавил, что свяжется со следователем СК Нестеровым, дабы уточнить, почему тот проигнорировал его просьбу и вызвал Навального на допрос в тот день, когда у него суд в Кирове.

В Москве в это же время Навальный писал в твиттер: «Так, я хотел бы зафиксировать, что я в СК на проходной с адвокатами уже 30 минут. Нас не пускают, пропуска нет». И чуть позже: «Поэтому если СК скажет кировскому суду, что я к ним на следственные действия не явился, то это вранье». На допрос Навальный зашел около часа дня. Там он ухитрялся переписываться с муниципальным депутатом Максимом Кацем, напоминая, что свою подпись, одну из 110 необходимых для выдвижения в мэры столицы, Кац обещал именно Навальному.

Тем временем в Кирове судья Блинов объявил, что получил ответ из Следственного комитета. В нем говорилось, что следователь Нестеров, узнав о совпадении дат допроса и суда, звонил адвокату Навального Вадиму Кобзеву, чтобы сказать об отмене допроса, да только тот не взял трубку. Почему следователь, оказавшись в такой ситуации, не позвонил самому подсудимому или другому его адвокату, не уточнялось. Но зато этого оказалось достаточно, чтобы обвинение по делу «Кировлеса» вышло с ходатайством об изменении меры пресечения Навальному на арест.

Гособвинитель Богданов сказал, что неявка Навального — это «явное неуважение к суду». А его визит в СК он, с учетом объяснения следователя Нестерова, уважительной причиной не считает. Один из сторонников Навального встал и со словами «Все понятно с этим судом» вышел из зала. «Считайте это неуважением к путинскому суду», — уточнил он, уже подойдя к двери.

Для прочих свидетелей процесса в зале интрига оставалась. Адвокат Кобелев, а также защитник Петра Офицерова Светлана Давыдова бились изо всех сил. Они указывали, что нельзя менять меру пресечения Навальному в отсутствие самого Навального — это нарушение норм УПК и даже Конституции РФ. «Его пригласили в два места одновременно, создав ситуацию процессуальной неопределенности», — деликатно формулировал Кобелев. «Незаконно и необоснованно, с грубыми нарушениями, искусственно создали условия, когда нужно явиться и туда, и туда», — адвокат Давыдова эмоций не сдерживала. Вступился за «подельника» и Петр Офицеров: «Нет никакой необходимости в аресте. Будет он суд исправно посещать, сами же видите, какая вилка получилась».

Судья Блинов объявил перерыв на 45 минут. Оппозиционер к этому времени уже вернулся из СК РФ в свой офис. Причем с повесткой явиться в кировский суд 17 июня. К нему под окна тем временем подъехал автомобиль Первого канала. Видимо, в надежде заснять, как Навального в наручниках выводят из помещения и отправляют прямиком в кировский следственный изолятор.

На долю секунды подобный исход показался возможным — когда судья Блинов, зачитывая постановление, объявил, что не считает уважительной причиной «прогула» поход Навального в СК. Но тут же оговорился: «Суд не находит, что в дальнейшем Навальный будет нарушать правила подписки о невыезде». Оставив без изменений меру пресечения, Блинов все же отплатил Навальному за неявку. Он зачитал еще одно постановление, согласно которому на следующее заседание суда Навальный приедет не сам, а будет доставлен принудительно — приводом. Мера, в принципе, избыточная: о том, что 17 июня будет заседание, было известно еще в конце мая. Ни Навальный, ни другие участники процесса пропускать его не собирались. Но Блинов дал понять, что суд в Кирове — это самое важное, что происходит сейчас в жизни Навального.

При этом кировский суд дал оппозиционеру спокойно выдвинуться 14-го числа в мэры Москвы. Теоретически ничего не мешало назначить очередной суд на эту пятницу. Герой дня смотрел из Москвы онлайн-трансляцию собственного же процесса, время от времени сообщая: «Вот это накал страстей». Или: «Я же говорил (что не арестуют — прим. "Ленты.ру"). Вы все мне проспорили».

< Назад в рубрику