В Государственной Думе продолжается обсуждение различных законопроектов, которые направлены на ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. Одной из предложенных мер стало возвращение системы штрафных баллов. В интервью «Ленте.ру» автор законодательной инициативы депутат Вячеслав Лысаков рассказал, какие существуют альтернативы балльной системе и что будет предприниматься в будущем для контроля за поведением водителей на дорогах.
«Лента.ру»: В апреле в первом чтении был одобрен ваш законопроект, в котором предлагается ввести систему штрафных баллов за нарушение ПДД. Затем, в мае, СМИ сообщили, что по итогам заседаний депутатской рабочей группы было принято решение заменить эту систему прогрессивными штрафами. Что ожидает этот законопроект?
Вячеслав Лысаков: Никакого решения рабочей группы на сегодняшний день нет. У нас в рабочей группе есть разные специалисты: и специалисты из главного управления ГАИ, и сенатор Владимир Федоров, и юристы, и эксперты и так далее. Мы решаем сейчас, какая система будет корректнее и эффективнее: балльная система, система прогрессивных штрафов или система наказаний за повторные грубые нарушения. Возвращаясь к балльной системе, могу сказать, что она проектируется, предусмотрена и планируется не для всех автомобилистов — не все нарушения будут охватываться баллами.
В тексте законопроекта речь идет обо всей 12-й главе КоАП РФ — правонарушения в области дорожного движения.
Текст законопроекта — это концепция, это голый скелет, который обрастает мышцами ко второму чтению. Если бы законопроект был расписан полностью, тогда второе и третье чтение зачем было бы проводить? Естественно, что нельзя было все предусмотреть, даже не по всем статьям мы внесли изменения, которые необходимы. Например, там не было увеличения ответственности за езду по обочинам — за это будем наказывать. Естественно, на эти 500 рублей штрафа, которые существуют, все плюют. Надо поднять до нескольких тысяч рублей, причем сделать так, чтобы это фиксировалось на систему автоматической фото- и видеофиксации. Там не было и про то, что баллы накапливаются в течение года, но задумывалось так. Ко второму чтению начинается уже детализация и шлифовка. Даже статья 12.38, которая предлагается в качестве новой, я думаю, будет называться не «Систематические нарушения правил дорожного движения», а «Систематические грубые нарушения правил дорожного движения». Я предлагаю концептуально охватывать балльной системой не все подряд — не всякое лыко в строку вставлять. Мы так через два месяца пол-России без прав оставим, это и дураку понятно.
В систему баллов должны попадать те нарушения, которые представляют угрозу жизни и здоровью. Нам не надо всех водителей охватывать балльной системой: во-первых, невозможно, во-вторых, это неправильно в силу не очень высокого уровня личной дисциплины и присутствия коррупции во взаимоотношениях — у нас еще не все нормально с нашей полицией. Сверхзадача такая: убрать с дороги отморозков. Когда мы начинаем анализировать все эти кровавые ДТП, то оказывается, что у виновника за спиной 20, 30, 40 штрафов. И все равно он продолжает ездить. Почему? Потому что после всех штрафов он остается на дороге. У нас проезд на «красный» — 1000 рублей. То есть ты можешь как к теще на блины ездить. И 1000 рублей — это если поймали, а если не поймали? Получается, что, поскольку за повторность человека не убирают с дороги, он платит до бесконечности — до первого трупа. Таких людей надо вылавливать раньше, до того как они кого-то угробили — вот в чем смысл балльной системы.
Можно ошибиться на дороге один раз, но если два — это уже тенденция. Поэтому за второй выезд на «встречку» предусмотрено лишение на год. Первый раз ты на «красный» проехал — тысяча, а второй раз — 5 тысяч или лишение на полгода. Мозги таким образом вправляются не каждому водителю, не за любое нарушение, а только за грубые, причем либо систематические, либо повторные. Один раз нарушить сейчас скоростной режим на 40 километров в час сверх разрешенного — это 1-1,5 тысячи рублей или 10-15 баллов. Чтобы набрать 200 баллов, надо 10-20 нарушений. Нормальный водитель наберет 1-2 штрафа в год, а у некоторых вообще за два года один штраф может быть. 200 баллов невозможно набрать нормальному человеку, 200 баллов наберет только отморозок. Вот если эту категорию, из-за которой люди гибнут, мы уберем с дороги, нам люди скажут… Ну, спасибо никто не скажет, я на это не рассчитываю. Я рассчитываю на то, что мы сможем снизить количество погибших и пострадавших.
Как будут храниться баллы? Сможет ли водитель в любой момент узнать, сколько он набрал баллов?
Баллы будут храниться в электронном виде в базе. Человек должен знать, он будет иметь допуск. Он уже сейчас может набрать номер техпаспорта на сайте госуслуг или на сайте ГАИ и посмотреть все свои грехи. Он также сможет зайти и посмотреть, сколько у него баллов. Я также буду просить ГАИ, чтобы они переходили на систему SMS-сообщений. Тебя поймала где-то камера, а ты же об этом не знаешь! Я живу, допустим, в квартире жены, а зарегистрирован по другому адресу. Мне «письмо счастья» туда упало, а я его и не видел. То есть я бы оплатил, но через месяц. Я еду куда-то за границу, а мне: «Опа! Стой!» А я даже не знаю, что за мной числится уже десять штрафов. Это говорит о том, что крайне актуален так называемый фискальный адрес. Сейчас такой фискальный адрес создан — сайт госуслуг. Но там надо регистрироваться, а проще как — смска. Штраф — и сразу тебе смска пришла. И дальше ты уже разбираешься, был там, не был, где, чего, как и что. Это первое. Второе — если ты по своему свидетельству о регистрации автомобиля зашел в базу, только ты это знаешь, ты можешь посмотреть свои баллы, что тебе грозит.
Возникает тогда вопрос надежности такой системы хранения. В мае стало известно о сбое в работе системы учета оплаченных штрафов. Не повторится ли такая ситуация со штрафными баллами?
Согласен. Прежде всего, пока мы примем законопроект, пока второе и третье чтение — это уже на осень. Скорее всего, он вступит в силу только с 1 января. За это время, я надеюсь, все-таки найдут причину неполадок. Пусть наведут порядок, пусть отладят. Там произошел какой-то программный сбой, потому что казначейство работает, ГАИ работает — все работают. Значит, почему-то какой-то канал, отказал, и у нас 12 тысяч человек оказались виноватыми. Это все должно работать без сбоев.
Но есть еще определенная тонкость. Народ говорит: «Вот гаишник открыл, а у меня там не хватает 10-20 баллов, он начнет у меня вымогать». Боюсь, что люди и сами начнут предлагать деньги. Все хороши — и те, и другие. У нас всегда гаишники плохие. Вот Федоров Владимир Александрович, в прошлом — начальник ГАИ России, спрашивает меня: «Если поставить тебя на дорогу, ты на какой день начал бы брать взятки? На какой день сломался бы? Тебе каждый день 5-10 раз предлагают живые деньги — вот когда бы ты начал брать?» То есть соблазн огромный. Понятно, что если человек служит обществу, служит родине, есть понятие «офицерская честь», он не должен опускаться до этого. А на что ему семью кормить? Они на «самопрокорме», как я говорю, а полновесного социального пакета нет. Поэтому я спросил: «А можем ли мы эту базу закрыть от инспектора?» Вот он тебя остановил, оформил, но он не знал, сколько у тебя баллов. Ты знаешь, а он не должен знать. Мне сказали предварительно, что технически это сделать можно. Это тоже один плюс для балльной системы. Согласитесь, ты как водитель для гаишника уже не лакомый кусок, потому что он не знает — у тебя это может быть вообще первый штраф, а может быть 21-й. Это тоже уменьшит коррупционную составляющую, я считаю.
И еще, если человека убрали на год с дороги, то возвращать его надо, проверив на наркотики и на алкоголь. Он должен быть чист. Даже если его лишили не за пьянку, неважно. Раз человек так себя ведет, к нему доверия нет, его надо проверить на чистоту.
Это тоже будет внесено в закон?
Это я планирую, я хотел бы, чтобы так было. Надо продумать, как это прописать. То есть это первое, но даже не самое главное. Самое главное — пройти через систему тестирования. МАДИ сейчас разрабатывает систему, которая позволяет определить, а может ли вообще человек быть допущен к управлению изначально. У нас около 10 процентов людей нельзя допускать за руль. Мы права даем всем, а это неправильно.
Для получения водительского удостоверения уже сейчас необходимо предоставить медицинскую справку.
Нет, это по медицинским показаниям. А есть пограничные состояния. Вот вроде бы на учете он не стоит, нормальный, но он психопат, истериопат и на дороге ведет себя таким образом, что он представляет опасность. Ему все время нужен адреналин, он все время на взводе, ему нужно все время обгонять, создавать себе острые ситуации — такие люди есть, по данным экспертов, их не менее 7 процентов. Вот почему в летчиков всех не берут? Там тесты на психическое и физическое здоровье. Почему профессиональных водителей отбирают тщательно? Потому что там грузы, пассажиры. А почему любого допускают за руль машины, у которой две тонны веса и 200-300 лошадей? Это снаряд, источник повышенной опасности. Давайте проверим при помощи научных тестов, может ли человек управлять сложным механизмом в условиях современных рисков, стрессов и так далее. То есть [должна быть] система фильтрации. Если человек ее не прошел — все, до свидания, права тебе не возвращают.
Зачем вводить дополнительную систему, если, по сути, речь идет об ответственности врача-психиатра, который ставит подпись на медицинской справке для получения прав?
А вот здесь не только психиатр важен, есть и другие критерии — я приглашу как раз авторов этой системы, чтобы они рассказали. Говорить, что это пойдет сейчас в законопроект, сложно, но в идеале было бы неплохо. Если человек явно неспособен поменять свое поведение — а таких людей хоть и мало, но они есть, они принципиально нарушают правила, — не надо его допускать. Парень, езди на общественном транспорте, заказывай такси, тебя нельзя пускать за руль, ты опасен. В идеале такую систему надо ввести сначала для профессиональных водителей, потом в автошколы.
Если человек набрал 200 баллов, его лишили прав — что, возвращать его через год, чтобы он вел себя так же? Не знаю, может, кто-то нормальным стал, мозги на место встали, а кто-то будет продолжать так же ездить. Поэтому в качестве оптимального варианта — это уже более реально — планируется обязать таких людей снова пройти обучение. Не просто экзамен сдать, а пройти обучение за свой счет, сдать экзамены — и тогда тебе вернут права. Я считаю, что это мощная мотивация — если люди узнают, что им предстоит обучаться в школе по новой. При этом мы закрутим гайки, чтобы права не продавали, то есть все утечки перекроем. Это мотивация для того, чтобы люди изменили свой стереотип поведения. Когда мы наказываем деньгами, всегда есть люди, которые могут деньгами пожертвовать, но когда тебе придется тратить время, а время дороже денег, это заставит задуматься.
Какие рассматриваются альтернативы балльной системе?
Альтернативная система — это прогрессивная шкала. То есть с каждым новым штрафом у тебя сумма увеличивается.
Начиная с первого штрафа?
Может быть, начиная не с первого, а со второго или третьего. Здесь простой принцип: не нарушаешь — у тебя штрафы остаются, скажем так, в той сумме, которая является адекватной, которую любой нормальный человек потянет. У нас не самые большие штрафы. Почему мы сейчас поднимаем минимальный штраф со 100 до 500 рублей? По простой причине: у нас себестоимость взыскания штрафов — 400-500 рублей. То есть взыскали 100 рублей в бюджет, затратили 400 рублей, итого — минус 300. Это абсурд, поэтому минимальный штраф придется поднять со 100 до 500 рублей, а максимальный — до 50 тысяч рублей (это уже езда без прав, пьяная езда). Опять же, не будет штрафов по 30-50 тысяч рублей за каждое нарушение. Они будут в пределах 5-10 тысяч за самые грубые или повторные нарушения.
Будет ли лишение прав после какого-то уровня штрафов?
Если водитель набрал определенную сумму штрафов, которая будет эквивалентна определенной метке лишения водительских прав, его могут лишить.
Получается аналог баллов.
Может быть, аналог баллов, но денежный. Либо ты платишь, либо ты не платишь, накопил — и тебя лишают водительского удостоверения со всеми вытекающими последствиями. И третья система — более жесткие наказания за повторные грубые нарушения. Первый раз — тысяча рублей за «красный», второй раз — не тысяча, а 5 тысяч или лишение на полгода. Если в течение года ты первый раз выехал на «встречку» и судья ограничился штрафом, то второй раз в течение года — лишение на год. Мы все можем ошибаться: где-то скоростной режим нарушаем, где-то разметку, но это мелочи. За это тебя прав не лишат, и ты не наберешь в течение года такое количество мелочей на 200 баллов. Значит, за повторность — лишение и переучивание. В любом случае переучивание, потому что лишение — это значит, что, во-первых, человек уже год не за рулем, во-вторых, его лишили не за каждый чих, а за несколько грубых нарушений или кучу средних. Человек это делает — значит, делает это специально, ему плевать, он бросает вызов обществу, из-за него могут погибнуть люди. Это как форма наказания, как форма создания проблем для тех, кто представляет общественную опасность.
Что касается того, над чем конкретно мы работаем к следующему совещанию нашей рабочей группы. У нас сейчас разбалансирована 12-я глава КоАП. Мы даже в первом чтении вынуждены поднять штрафы по всем видам нарушений.
Какая будет минимальная ставка штрафа?
Минимальная ставка у нас будет 500 рублей. А основные штрафы — в пределах 5 тысяч рублей. Вот, например, скоростной режим. Раньше было наказание за превышение от 60 километров в час и выше. А что значит выше? 60 разрешено, ты едешь 120 — тебя наказывают штрафом 2-2,5 тысячи рублей или лишением прав на 4-6 месяцев. А если ты едешь 180 или 220? То же самое наказание.
То есть будет привязка к степени превышения скорости?
Будет привязка такая: 2-2,5 тысячи рублей штрафа или лишение прав на 4-6 месяцев, как сейчас, — за превышение от 60 до 80. А если ты превышаешь разрешенную скорость более чем на 80 километров в час, то сразу 10 тысяч штрафа и лишение на год. Объясняю, почему: у нас в Москве разрешено 60, а где-то и 80. 80 плюс 60 — это 140. Это нормально — ехать по городу со скоростью 140-160 километров в час и выше?
Максимальный штраф будет в основном 5 тысяч или 10 тысяч рублей и до этого диапазона — 2, 3, 4 тысячи и так далее. Надо это все сбалансировать. Сейчас «выделенка» в Москве — 3 тысячи рублей, а проезд на «красный» — тысяча. Это абсурд! Но мы в Москве, к сожалению, не сможем снизить. Для Москвы и Петербурга сделали отдельные штрафы, чтобы решить вопрос с пробками. Это политическое решение.
Поэтому подтянете остальные штрафы?
Не подтянем, нет. Я вообще выношу Москву за скобки в этом плане. Остальные штрафы надо сбалансировать: что-то поднять, что-то, может быть, опустить, но посмотреть по степени опасности. Чтобы у нас не получалось, что за опасные нарушения человек получает меньше, чем за стоянку. В том числе, может быть, по степени циничности, как я это называю. Потому что есть люди, которые по тротуару ездят или по обочине обгоняют. Я считаю, что это циничное поведение, хотя для жизни вроде бы неопасное. Это больше показательное наплевательское отношение к обществу. Вот эти вещи сейчас мы постараемся сбалансировать и гармонизировать, чтобы не получалось, например, что за телефон было бы больше, чем за «красный» проезд, хотя и телефон чреват ДТП. Поэтому никакого фанатизма, идиотизма в нашей работе нет. Взвесим все за и против. Мы исходим из интересов людей. У всех должно быть право на жизнь! Я сам водитель, у меня же никакого иммунитета нет. Депутата, кстати, можно привлечь, оштрафовать, кроме применения судебных решений.
Чаще всего такое происходит, только когда нарушения фиксируются активистами на камеру.
Да нет, абсолютно необязательно. Кстати, у активистов есть другой очень большой минус: они фиксируют на камеру, а как они сами-то ездят? Все должны быть равны перед законом. Но это не значит, что простые люди, обыватели должны вести себя за рулем по-хамски, а вот с чиновников мы будем спрашивать. С другой стороны, — да, чиновники часто уходят от ответственности. Но я предлагал, кстати говоря, повышенную административную или дисциплинарную ответственность в случае предъявления неких документов. Будем думать, как это сделать, потому что если человек вытаскивает корочку, значит, он превышает свои служебные полномочия, он должен за это отвечать.
Но опять же, если быть справедливым, у нас 50 миллионов автомобилистов. Чиновников — 1 миллион. Основная масса жертв гибнет под колесами обычных, рядовых, простых водителей. Вот где ресурс для сохранения жизни наших граждан. Борьба за равноправие на дорогах не должна быть классовой. На дорогах должно быть равноправие, значит, водители должны быть равны перед законом, вне зависимости от своей ведомственной или социальной принадлежности. Но не видеть нарушения одних и делать акцент только на других — я считаю это неправильным.
После интервью, 13 июня 2013 года, на заседании рабочей группы Госдумы против введения системы штрафных баллов высказалось руководство ГИБДД. Вячеслав Лысаков в комментарии «Ленте.ру» заявил, что в рамках находящегося на рассмотрении законопроекта, скорее всего, будет введена система прогрессивных штрафов или ужесточения наказаний за повторные грубые нарушения.