Культура
14:26, 16 июня 2013

В защиту кумира За уволенного из Большого театра Николая Цискаридзе вступились поклонники

Григорий Набережнов
Участница пикета в защиту Николая Цискаридзе
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

За уволенного премьера Большого театра Николая Цискаридзе вступились его поклонники. Они создали в социальных сетях группы, собирают подписи, а в субботу вышли на площадь Революции под требованиями вернуть любимого артиста в любимый театр. Корреспондент «Ленты.ру» понаблюдал за первым уличным митингом в поддержку артиста балета.

— Николай Максимович он такой, бывалый солдат. Он через многое прошел. Лейтмотивы трудностей тянулись через всю его карьеру, — читает на публику молодой мужчина. Вокруг него сразу же собираются слушательницы. В большинстве своем — женщины за пятьдесят. То и дело одобрительно хлопают. Юношу зовут Алексей Корягин. Он — бывший артист Большого театра, играл Принца Лимона в «Чиполлино», уволился в начале этого сезона.
— Браво! Браво! — аплодируют ему.
— Это место, которому ты отдал лучшие годы, юность, творчество. Но это отвратительно, когда тебе нет места в твоем же доме. Поймите: борются с нами в его лице. В нас убивают искусство. Я хочу, чтобы в этом будущем было искусство и место русскому балету. Балет — это чем мы гордились и гордиться должны. Мы не имеем права потерять то, что получили. На нас лежит большая ответственность. Борьба ведется не с Николаем Максимовичем Цискаридзе, а со всеми нами, — заканчивает Алексей.
— А вы знаете, что он — наше народное достояние? — спрашивает его одна из женщин в соломенной шляпке. Остальные слушательницы стоят молча. Это вопрос-проверка.
— Да, — бойко отвечает Алексей Корягин.
— Браво, браво! — встречают они его слова.

Митинг в поддержку Николая Цискаридзе, прошедший в субботу на площади Революции напротив Большого театра, собрал примерно 200 человек. Организовали его поклонники со скандалом уволенного премьера балета за неделю, использовав возможности «ВКонтакте». Группа с призывом выйти на улицу появилась, когда стало известно, что 7 июня Большой театр (ГАБТ) решил не продлевать с Цискаридзе два срочных контракта: как с артистом и как с педагогом-репетитором. Срок обоих контрактов истекает 30 июня. В Большом театре решение журналистам не прокомментировали, сославшись на то, что работодатель с «формальной точки зрения» не обязан мотивировать свое решение по срочным договорам. Сам Цискаридзе утверждает, что один из договоров — как с артистом театра — раньше был постоянным. А потом ему, «может, когда-то подсунули бумажку и перевели на срочный».

В качестве причин отставки артиста называются постоянные конфликты между руководством ГАБТ и Цискаридзе, самыми громкими из которых стали две истории — с претензиями артиста к качеству ремонта Большого и подозрениями в его причастности к нападению на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. Кроме того, на артиста наложили два выговора за нарушение трудовой дисциплины — один из них Цискаридзе оспорил в суде. Артиста уже пытались уволить в 2011 году, когда из ГАБТ ушли танцовщики Иван Васильев и Наталья Осипова; тогда Цискаридзе, по его словам, тоже предлагали уволиться. Происходящие события сам артист называет «травлей» и считает их следствием интриг в борьбе за пост директора театра.

За десять минут до начала пикета в поддержку Цискаридзе перед памятником Карлу Марксу еще никого нет. Организаторы и участники, несколько десятков человек, появляются почти одновременно. Разворачивают плакаты: «Большому театру — большой талант», «Мышиный король — вон из театра», «Кто, если не он?!», «Большой! Ты поступаешь мелко!». Большинство собравшихся — женщины чуть старше средних лет. Рядом с ними встает мужчина с простым белым листком. «Да чего, и так все понятно», — улыбается он. «Ну не надо тут цирк делать. Уважайте себя», — всерьез шикают на него женщины и гонят от себя. Все кроме него пришли, совершенно не собираясь шутить.

— Мы его поклонники, — рассказывает, обводя взглядом собравшихся женщин, одна из организаторов пикета Ольга Марцинкевич, миловидная женщина лет тридцати. — Посмотрите, совершенно замечательные девочки, яркие, креативные. Нет, не люблю это слово. Творческие.
— И зачем они вышли? — спрашиваю я.
— Мы хотим поддержать Николая, показать ему, что он не один. И требовать перезаключения контракта еще на пять лет.
— Вы думаете, что сможете добиться?
— Это сложно, — признается Ольга, — но опыт показывает, что силами общественности случались разные изменения. Даже в политике государственной.

Поклонницы Цискаридзе — среди них есть и десяток молодых девушек — одеты празднично, в платьях, в шляпах, с ридикюлями и клатчами. Кажется, что они и не на пикет вышли, а ждут — вот-вот начнется премьера. «Я москвичка в четвертом поколении. Я первый раз посетила Большой театр в седьмом классе!» — рассказывает Инесса Ахметова. Услышав это, стоящий рядом иностранный журналист пытается выспросить у нее, сколько ей лет и сколько из них она ходит в театр. Инесса Александровна кокетливо объясняет ему, что он задает невежливый вопрос, и продолжает: «Меня весь класс собирал. Кто-то дал сумочку, кто-то шапочку, кто-то — бинокль. И с тех пор я хожу. Не пропускаю ни одного выступления». В толпе то и дело — разговоры о театре, выступлениях и технике, хвалят премьера Михайловского театра Ивана Васильева.

Но об увольнении все же разговоров больше всего. «Да, в Большом есть мужики, но они не орлы, — объясняет Елена Борисова. — Вы поймите, с Цискаридзе в свое время работали Уланова (Галина Уланова — советская балерина, балетный педагог, в 1944-1960 годах была ведущей балериной ГАБТ. Одна из самых титулованных и известных балерин из России. Воспитала многочисленных звезд балета — прим. «Ленты.ру») и Семенова (Марина Семенова — балерина и педагог, ученица Агриппинны Вагановой, солистка и ведущая исполнительница в ГАБТ в 1930-1949 годах — прим. «Ленты.ру»). Они же тоже сами — таланты, вырастили его, занимались. Это преемственность, школа. Это играет очень важное значение. А сейчас мы разрушаем эту преемственность».

Елену поддерживают и Марина с Юлией. Молодые девушки пришли на площадь с плакатом «Большой театр, мы разрываем с вами контракт». «После этих событий нет никакого желания ходить в Большой театр. Мы хотим, чтобы в театре услышали мнение народа, поклонников, зрителей, а не тех, кого они там слушают. А они видели очереди, когда выступает Николай? Когда в составе заявлен Цискаридзе, попробуйте туда купить билеты!» — поясняют девушки свой лозунг. По их словам, для них увольнение премьера — это одно из звеньев постоянных скандалов, которые происходят в Большом театре. Они вспоминают как недавние увольнения Ивана Васильева, Натальи Осиповой, так и скандалы минувшего века — уход из Большого Галины Вишневской, Мариса Лиепы. «Эту цепочку надо остановить», — говорят они.

Большинство претензий участников обращено к Анатолию Иксанову, директору Большого театра. Поклонники Цискаридзе уверены, что руководство театра должно не вмешиваться в творческие вопросы, а заниматься бытовыми проблемами и обеспечивать комфортную работу труппы. «Они даже не понимают, кем они управляют. Ну да, артисты, они конфликтные, эмоциональные, капризные. Но вы как руководитель должны уметь сглаживать конфликты. Чтобы две примы-балерины не ругались из-за гримерки. Так, чтобы это все не выходило на улицу. Чтобы мы думали, что они феи и летают по сцене. А сейчас они играют в какую-то странную игру. То намекают на причастность Николая к делу Филина, то нет», — говорят девушки.

Есть претензии и к репертуару Большого.
— Они испоганили почти все оперы. Из «Золотого петушка» сделали каких-то кагэбэшников. Из «Травиаты» сделали проститутку, — рассказывает Инесса Ахметова.
— Вам не нравится неклассическое прочтение? — уточняю я.
— Да я бы... — Инесса машет на меня рукой. — Ну ладно, пусть София Губайдуллина пишет свою страшную музыку, она отражает состояние нашего больного общества. Пусть Сергей Невский, который написал оперу «Франциск»… Ну ладно, я ее приняла. Но то, что они наделали… Репертуара вообще нет. Знаете, что они делали раньше? Когда ставили «Жар-птицу», то на сцене сначала расцветали цветы огнями и красками. А потом при Кощее увядали. Там летали ангелы по воздуху…

Не меньше претензий и к стоимости представлений в Большом — пикетчики не могут позволить себе регулярно платить от 9 до 38 тысяч рублей за билет. Вдобавок, добывать их приходится часто у перекупщиков, которые, как считают поклонники Цискаридзе, заранее скупают большую часть билетов. Я вылавливаю в толпе Алексея Корягина, прошу прокомментировать претензии. «Слушай, я тебе вот чего скажу. Я работал артистом. Мне нужно кормить семью. Знаешь, сколько мне платили? 30-40 тысяч рублей» — отвечает он на все вопросы.

По подсчетам организаторов, через пикет прошло около 200 человек, во всяком случае, столько подписей в поддержку уволенного артиста им удалось собрать за два часа. Подписываться подходили и случайные прохожие, радовались любители балета. На акции ждали и самого Николая Цискаридзе, а также Елену Андриенко, ведущую солистку Большого театра, которая выступила в поддержку артиста.

— А Николай знает про пикет вообще? — спрашиваю я у Марцинкевич. Она сейчас учится вместе с Цискаридзе в магистратуре Московской государственной юридической академии по специальности «Трудовое право в условиях рыночной экономики». В сентябре прошлого года 38-летний артист объявил о желании получить юридическое образование, чтобы — как он сказал — «больше всякие идиоты из юридического отдела, отдела кадров Большого театра мне не объясняли, как мне надо жить». В субботу Цискаридзе и Марцинкевич закрыли сессию и закончили первый курс.

— Да, он узнал из интернета о нем. Но он до последнего не верил, что пикет может состояться. Он настолько привык, что от него в последнее время все отворачиваются, — говорит Ольга.
— А он знает, что вы — соорганизатор?
— Да. Вечно я лезу всюду со своей активностью. Он улыбнулся и сказал: «Спасибо». Но у него сегодня репетиции еще. Не знаю, успеет ли.

Цискаридзе у памятника Марксу так и не появился. Сами же пикетчики обещают и дальше бороться за своего кумира.

< Назад в рубрику