Компания Naughty Dog получила широкую известность в середине 1990-х благодаря серии красочных платформеров с юмором Crash Bandicoot. Позже студия запустила еще пару успешных франшиз — Jack and Daxter и Uncharted, причем новые игры Naughty Dog каждый раз оказывались своего рода технологическим прорывом. Вот и новая работа компании The Last of Us — тоже достижение. В преддверии выхода консолей нового поколения игра показывает, на что еще способна приставка PS3, выпущенная почти семь лет назад.
События в The Last of Us разворачиваются в мире, который двадцатью годами ранее захлестнула страшная эпидемия. Споры некоего грибка начали превращать людей в агрессивных зомби с головами, слегка похожими на кочаны красной капусты. Естественно, заразиться можно и без всяких спор: инфекция передается от человека к человеку при укусе. Naughty Dog для начала показывает игроку, как именно все начиналось, причем начало апокалипсиса мы видим глазами девочки Сары, дочери главного героя Джоэла. Был обычный тихий вечер, правда, по телевизору показывали какие-то странные новости, а вдалеке что-то грохотало. Потом папа сказал Саре, что надо бежать, и вдруг застрелил соседа, который странно рычал и пускал слюни. Потом были поездка на автомобиле, авария, толпы орущих людей, пожары, военные кордоны. А потом Сара погибла.
В Naughty Dog, конечно, работают манипуляторы, но манипуляторы крайне профессиональные. Они пытаются выжать из геймера простые эмоции, и у них это получается. Нарастающий детский страх, скорее всего, почувствуют даже те, кто видел на экране пару сотен других зомби-апокалипсисов. В общем, The Last of Us может смело похвастаться самым лучшим из когда-либо появлявшихся в видеоиграх прологов.
Но пролог завершается, и мы переносимся на 20 лет вперед. Человечество так и не победило страшное заболевание, но более-менее к нему приспособилось. В крупных городах (точнее в руинах, которые от них остались) сложились человеческие колонии. В одной из них — расположенной в Бостоне — живет и Джоэл. Он поседел, но в целом практически не изменился. Вместе с подругой и партнером Тесс Джоэл занимается контрабандой — ведет торговлю с людьми, живущими за стенами города, что, вообще говоря, запрещено. Обстоятельства складываются так, что напарникам приходится взяться за транспортировку живого груза — 14-летней девочки Элли, которую группа повстанцев, называющих себя Светлячками (Fireflies), по какой-то причине хочет вывезти из Бостона. Быстро выясняется, что Элли покусал зомби, но она за несколько дней так и не стала кровожадным грибом — другими словами, что-то в ее организме сопротивляется вирусу.
Далее следует многомесячное путешествие Джоэла и Элли через Америку. Сценаристы придумали еще много сюжетных поворотов, не все из которых так уж непредсказуемы — но история получилась внятной и захватывающей, за героями и развитием их отношений действительно интересно наблюдать. Тем более что придуманные Naughty Dog персонажи выглядят и двигаются вполне реалистично — это даже дало некоторым СМИ возможность заявить: вот оно, следующее поколение игр. Но глубже погрузиться в мир The Last of Us позволяют скорее внимание к деталям и великолепная озвучка, а не графика. Во время путешествия Элли и Джоэл периодически общаются друг с другом, причем порой на довольно отвлеченные темы. Например, когда герои находят магазин грампластинок в пустующем городе, Элли перебирает диски и печалится из-за того, что их уже никто никогда не послушает. Это вообще странное ощущение: персонажи из полигонов на экране вдруг проявляют вполне человеческие качества, причем делают это довольно естественно.
Собственно, Naughty Dog и сделали ставку на человечность персонажей — при всем внешнем великолепии игры геймплей в The Last of Us довольно прост и банален. Это наполовину шутер с весьма ограниченным количеством патронов, наполовину stealth — то есть уровни под завязку засыпаны укрытиями примерно в половину человеческого роста, за которым Джоэлу приходится весьма часто прятаться. Есть два основных типа противников — собственно, зараженные и обычные люди, вооруженные огнестрельным оружием и фонариками. О каком-то сверхъестественно крутом искусственном интеллекте говорить не приходится: зомби просто подбегают к Джоэлу и стараются его укусить, военнослужащие действуют чуть более методично, но тоже не очень-то слаженно.
В свободное от сражений время Джоэл занимается поиском по углам разнообразных ресурсов. Найденные предметы помогают ему модифицировать оружие и создавать всякие полезные штуковины (вроде дополнительной аптечки, коктейля Молотова или заточки) — впрочем, их ассортимент не слишком широк. Кроме того, собирая пилюли и почему-то цветы в горшках, Джоэл получает дополнительные очки, которые можно потратить на повышение ряда параметров — например, удлинить шкалу здоровья. Еще одна интересная способность главного героя — сверхострый слух. В трудных ситуациях Джоэл, спрятавшись за очередным укрытием, может «прислушаться» — и все враги, которые в этот момент издают хоть какие-нибудь звуки, появятся на экране в виде полупрозрачных фигурок, даже если они находятся за стеной, в соседней комнате.
Головоломок в The Last of Us фактически нет, если не считать загадками манипуляции с досками-мостками, которые приходится осуществлять снова и снова. Причем если игра считает, что в данной ситуации необходимо воспользоваться доской, альтернативные предложения она рассматривать не будет. Например, где-то в начале герою необходимо забраться на грузовик, а с него — на стену. Подниматься на капот машины Джоэл категорически отказывается, хотя раньше спокойно карабкался и через более высокие препятствия. А все потому, что дизайнеры оставили в соседней комнате сундук — по их замыслу, именно его и необходимо использовать как приступку, чтобы взобраться на грузовик. Зато Элли по крайней мере не путается под ногами — и на том спасибо. В некоторых ситуациях она может погибнуть, но в большинстве случаев за ее здоровье переживать не приходится.
Кроме всего прочего, The Last of Us абсолютно линейна. Любой уровень — это, по сути, коридор с небольшими ответвлениями, в которых разложены ножницы, изолента, патроны и аптечки (а также мусор, который, кажется, прибили к полу). Все они следуют друг за другом в установленном порядке. В каком-то смысле The Last of Us — это зомби-аналог RPG Final Fantasy XIII (а та, как известно, считается образцом плохого гейм-дизайна). Обе игры абсолютно линейны, состоят преимущественно из боев и сюжетных сцен и не предоставляют возможности напрямую контролировать поведение напарников. В обеих играх все очень неплохо с графической составляющей — правда, приходится признать, что с точки зрения анимации и мимики персонажей The Last of Us с легкостью обходит FF XIII.
Если коротко, то у Naughty Dog получилась игра, за прохождением которой любопытно наблюдать — а вот проходить ее менее интересно. Студия доказала две вещи: во-первых, зомби по-прежнему востребованы. Во-вторых, видеоигра может вызывать как минимум такую же эмоциональную отдачу, как и, например, телесериал. Пока, правда, не очень понятно, куда это выведет студию в следующий раз. Быть может, новая работа Naughty Dog станет компьютерным мультфильмом с некоторыми интерактивными элементами — или, напротив, у компании получится совместить захватывающую историю и симпатичных персонажей с качественным геймплеем.