Бывший СССР
17:59, 21 июня 2013

Национальное бедствие В резиденции президента Латвии сгорели исторические реликвии

Анна Козырева
Рижский замок
Фото: Dmitrijs Sulzics / Reuters

В ночь на 21 июня пожар уничтожил часть Рижского замка — одного из старейших зданий города и официальной резиденции президента Латвии. Пламя, бушевавшее почти пять часов, повредило практически все большие залы, верхние этажи и перекрытия. Глава государства Андрис Берзиньш назвал произошедшее «национальным бедствием». Особое беспокойство у него вызвала судьба музейных хранилищ, располагавшихся в здании. Уже известно, что некоторые экспонаты, в том числе ценные произведения искусства и национальные реликвии, были повреждены. Самого президента во время пожара в замке не было. Осенью прошлого года там началась реконструкция, из-за чего резиденцию Берзиньша временно перенесли в дом Черноголовых.

Сообщение о возгорании в президентском дворце поступило на пульт дежурного 20 июня в 22:21 по местному времени. Со слов очевидцев, горела крыша здания на площади около пятидесяти квадратных метров. На место происшествия выехали десять пожарных машин, позднее к ним на помощь прибыли коллеги из Юрмалы. В половине первого ночи крыша замка еще горела открытым пламенем. В некоторых местах обрушились несущие конструкции. Огонь перекинулся и на внутренние помещения, в частности, его было видно в окнах четвертого этажа. «Лишь на башне Святого духа в дыму и искрах пламени продолжал развеваться государственный флаг Латвии», — передавал корреспондент агентства LETA с места событий.

Из-за пожара была обесточена часть Старой Риги, в районе замка пришлось остановить автомобильное движение. В половине второго ночи там работали 79 сотрудников и должностных лиц государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС). По словам ее представителя Виктории Шембеле, в тушении огня были задействованы 11 цистерн, но вода в них быстро закончилась. Спасатели попытались пополнить ее запасы в Даугаве (Рижский замок расположен на берегу этой реки), однако имевшаяся у них насосная станция была «очень старой и быстро сломалась». Шембеле призналась также, что в распоряжении пожарных был лишь один автоподъемник, и это серьезно осложнило их работу.

Комментируя это заявление, министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис напомнил, что МВД неоднократно просило правительство выделить средства на обновление пожарной техники, однако кабинет министров перенес рассмотрение этого вопроса на следующий год. Министр также поблагодарил спасателей, которые рисковали своими жизнями, пытаясь справиться с пожаром «при недостаточном и устаревшем техническом обеспечении». Кстати, один из пожарных все же пострадал — отравился продуктами горения. Ему оказали медицинскую помощь и отпустили домой.

Возгорание удалось локализовать около трех часов ночи. К тому моменту пламя распространилось на площади в 3,2 тысячи квадратных метров, уничтожив крышу и чердак здания. Кроме того, почти полностью выгорел Красный зал (покои адъютанта президента, первый этаж), значительные повреждения получил Белый зал (третий этаж), пострадали также Праздничный, Посольский и Гербовый залы (расположены на четвертом, третьем и втором этажах замка соответственно).

Во всех этих помещениях, если верить сайту администрации президента, до недавнего времени находились ценные картины. Вообще, Рижский замок в последние годы был в буквальном смысле набит всевозможными предметами искусства. Часть из них эвакуировали оттуда минувшей осенью, когда здание было закрыто на реконструкцию. Ремонтные работы стоимостью в 21,8 миллиона латов (41,2 миллиона долларов) планировали завершить к 2015 году. Однако по невыясненным пока причинам (есть мнение, что виной всему нехватка средств) в замке оставили часть коллекции зарубежного искусства Национального Художественного музея, собрание Музея литературы, театра и музыки и Национального Исторического музея.

Уже известно, что некоторые из этих экспонатов серьезно пострадали из-за огня и воды, которой пожарные пытались потушить пламя. Как сообщила министр культуры Жанета Яунземе-Гренде, лично осмотревшая хранилища, серьезные повреждения получили коллекции Художественного и Исторического музеев. В СМИ также появились сведения, что пострадала экспозиция «100 национальных реликвий Латвии» (по другим данным, реликвии удалось вынести из горящего здания). Информацию о том, что пожар «нанес ущерб историческим ценностям», подтвердил президент Латвии Андрис Берзиньш, не уточнив, правда, о каких именно ценностях идет речь. Прибыв на место пожара утром 21 июня, он назвал произошедшее национальным бедствием.

Размер ущерба, нанесенного огнем, пока уточняется. Стоит отметить, что сразу после пожара премьер-министр Валдис Домбровскис поручил Минфину выделить средства на охрану и перевозку музейных фондов Рижского замка в подходящие для их хранения помещения. Что касается расходов на восстановление замка, то их, по всей видимости, возместят страховщики. Как сообщила представитель компании по управлению госнедвижимостью (VNI) Дайга Лаукштейна, президентская резиденция была застрахована на общую сумму в 56 миллионов долларов.

По факту пожара начато расследование, им занимается криминально-следственное управление полиции. Латвийским специалистам вызвались помогать эксперты из Литвы. Как ожидается, они прибудут в Ригу 21 июня. Стражи порядка еще не называют возможные версии случившегося. Впрочем, в госполиции уже сообщили, что пока не нашли доказательств умышленного поджога. А начальник пожарно-спасательной службы Оскар Аболиньш заявил, что на месте происшествия «ничего подозрительного замечено не было».

Представители фирм-подрядчиков, которые занимаются реконструкцией («SBRE», «Re&Re» и «Skonto buve»), отвергли предположения о причастности их сотрудников к возгоранию. Отвечая на вопрос о возможных виновниках происшествия, председатель правления «Skonto buve» Гунтис Равис сообщил, что строители покинули замок за несколько часов до пожара, в 18.45 по местному времени, передав его под надзор военной полиции. Ссылаясь на очевидцев, он также отметил, что первые языки пламени показались на крыше в той части замка, где ремонтные работы не велись.

В свою очередь, министр обороны Артис Пабрикс заявил, что солдаты Военной полиции добросовестно выполняли свои обязанности по охране здания, и отвечать за его пожарную безопасность, согласно договору, должны строители.

< Назад в рубрику