«Роснефть» после долгих месяцев переговоров и согласований на различных уровнях наконец договорилась о значительном увеличении поставок нефти в Китай. Контракт предполагает экспорт 365 миллионов тонн нефти за 25 лет, что позволит «Роснефти» получить 270 миллиардов долларов. Выгодное для госкомпании соглашение может обернуться недополученной прибылью для бюджета и ростом цен на бензин внутри страны.
Во второй день работы Петербургского экономического форума сводки информагентств о заключенных там контрактах хорошо отражали структуру российской экономики: крупные соглашения подписывались исключительно в нефтегазовой отрасли. Особенную активность развила государственная «Роснефть», выпустившая за один день 17 (!) пресс-релизов, в каждом из которых сообщалось об очередном контракте или меморандуме о сотрудничестве, скрепленном подписями обеих сторон.
Самым масштабным оказалось соглашение с китайской CNPC о поставках российской нефти в ближайшие 25 лет. В самом пресс-релизе никаких деталей контракта нет, но часть информации о нем все же стала публичной. В частности, о контракте на форуме рассказал президент Владимир Путин, который любит украсить свою речь большими цифрами. В случае с «Роснефтью» цифры были просто огромными: до 46 миллионов тонн нефти в год и поставки в течение четверти века.
Сумму контракта в нынешних ценах глава «Роснефти» Игорь Сечин оценил в 270 миллиардов долларов. По всей видимости, эта цифра получилась из приблизительного перевода тонн в баррели (365 миллионов тонн нефти марки Urals дает около 2,7 миллиарда баррелей) и умножения ее на сто: именно вокруг ста долларов за баррель в последние несколько месяцев торгуется Urals на бирже.
На самом деле существует немалая вероятность того, что «Роснефть» получит от Китая при полном исполнении своих контрактных обязательств гораздо меньше. И дело тут даже не в возможном понижении цен на нефть на мировом рынке.
Первый масштабный контракт «Роснефти» с Китаем был подписан в феврале 2009 года. Тогда стороны договорились о поставках 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет (с 2011-го по 2030-й). Одним из условий сделки стал кредит на сумму в 25 миллиардов долларов, который «Роснефть» и трубопроводная монополия «Транснефть» получили от Банка развития Китая, – эти деньги пошли, в частности, на трубу «Восточная Сибирь — Тихий океан», по которой нефть экспортируется в Китай.
Фактически Пекин финансировал строительство масштабного инфраструктурного проекта в России, но все равно внакладе не остался. По расчетам «Коммерсанта», сделанным в начале 2011 года, Китай получал нефть из России приблизительно по 60 долларов за баррель при рыночной стоимости в 110 долларов (эти же расчеты на основе открытой информации подтверждали и профильные блогеры).
На значительной скидке по отношению к рыночным ценам Китай, впрочем, не остановился. Уже весной 2011 года стороны начали спорить о тарифе на прокачку нефти, причем Китай в одностороннем порядке уменьшил платежи российским компаниям. В «Роснефти» записали эти деньги в долг (речь шла о 134 миллионах долларов) и попытались вернуть его с помощью переговоров, которые затянулись на несколько кварталов.
В итоге Китай остался в выигрыше: он, хоть и вынужден был заплатить по долгам, получил скидку в полтора доллара за каждый поставленный в страну баррель нефти, причем скидка стала действовать задним числом с конца 2011 года. Впрочем, в самой «Роснефти» это соглашение сочли очень выгодным, так как китайцы требовали скидку чуть ли не в 13 долларов. Кроме того, тогда же в госкомпании отмечали, что китайское направление остается для «Роснефти» выгоднее европейского, даже несмотря на скидки.
Эта выгода формировалась для компании не только из-за контракта с Китаем, но и из-за того, что с 2009 года в России были отменены экспортные пошлины на нефть с месторождений в Восточной Сибири (с помощью таких пошлин, наряду с налогом на добычу полезных ископаемых, осуществляется нефтегазовое наполнение федерального бюджета). Позднее пошлины были частично введены обратно, но все равно сейчас «Роснефть» на своих месторождениях в Восточной Сибири экономит на выплатах в бюджет.
Увеличение поставок нефти в Китай ставит перед «Роснефтью» две задачи, выполнение которых может так или иначе сказаться на жизни всех россиян. Первая задача заключается в том, чтобы найти деньги на увеличение пропускной способности ВСТО, вторая – в том, чтобы обеспечить наполнение нефтепровода.
И ту, и другую задачи придется решать в самое ближайшее время, ведь увеличение поставок, как сообщалось ранее, должно начаться уже с 1 июля. Сперва, правда, объемы поставок увеличатся всего на 800 тысяч тонн в год к тем 15 миллионам, которые поставляются сейчас, но к 2018 году «Роснефть» должна нарастить экспорт в два раза.
«Роснефть» считает, что увеличивать пропускную способность трубопроводов должна «Транснефть», но в «Транснефти» уверяют, что не могут сделать этого либо без инвестиций со стороны «Роснефти», либо без увеличения общего тарифа для всех компаний. Последнее означает, что расширение ВСТО будет оплачено за счет средств других нефтяников, в том числе и тех, кто с Китаем никак не связан. В правительстве уже выразили опасение относительно такого варианта, и пока вопрос о повышении тарифа не решен. Поставить точку в этом споре, по всей видимости, предстоит президенту, а Игорь Сечин известен тем, что умеет убеждать Владимира Путина в своей правоте.
Если тариф на прокачку будет увеличен, а «Транснефть» заставят инвестировать полученные средства в расширение ВСТО, то вполне возможно, что нефтяники, чтобы покрыть издержки, поднимут цены на бензин. В этом случае экспорт в Китай будут оплачивать уже все россияне.
Не исключено, что гражданам страны придется раскошелиться ради экспортного контракта с Пекином даже раньше. В начале июня в «Газпром нефти» заявили, что «Роснефть» перестала выполнять контракт на поставки сырья на Омский НПЗ (там выпускается бензин для российских АЗС) и вместо этого отправила нефть на экспорт. Контракт, о котором идет речь, заключался руководством ТНК-ВР — компании, которая в 2013 году перешла под контроль «Роснефти».
В госкомпании тогда ситуацию не прокомментировали, но уже через несколько дней «Ведомости» со ссылкой на экспертов рынка написали, что в России зафиксирован дефицит нефти, из-за которого в ближайшее время может подорожать бензин. По данным издания, он возник потому, что все та же ТНК-ВР снизила поставки на внутренний рынок. Аналитики, опрошенные «Ведомостями», связали этот факт с тем, что «Роснефти» необходимо выполнять экспортные обязательства перед китайцами.
В самой «Роснефти» все слухи о возможном влиянии обязательств перед Китаем на внутренний рынок опровергают. В госкомпании отмечают, что все параметры восточного контракта согласовывались с правительством. «На рынке не зафиксировано заполнения экспортных потоков за счет перераспределения потоков с внутреннего рынка. Компания обладает достаточным автономным ресурсом для полноценного экспортирования зафиксированных в соглашении объемов нефти», — заявили «Ленте.ру» в компании. Кроме того, в «Роснефти» добавили, что их действия на рынке не затронули цены на бензин в России и подчеркнули, что находятся в постоянном диалоге с другими нефтяными компаниями и не получали от них сигналов о каких бы то ни было сложностях в рамках работы с ВСТО.
Сразу после подписания договора с CNPC в «Роснефти» уверяли, что увеличение поставок в Китай не приведет к невыполнению обязательств по контрактам с европейскими партнерами: мол, «Роснефть» не меняет Запад на Восток, а хочет развиваться и там, и там. Хорошо бы, чтобы за этим развитием не забыли и тех, кто находится между двумя экспортными каналами, и цены на бензин в России от увеличения экспорта не увеличивались бы.