Американский трейдер Марк Рич, одна из наиболее легендарных и противоречивых фигур в новейшей истории Уолл-Стрит, скончался от сердечного приступа утром 26 июня в больнице недалеко от своего дома в Швейцарии. Рич стал знаменитым благодаря созданию спотового рынка нефти, основанию крупнейшей нефтетрейдинговой компании в мире, а также махинациям, из-за которых его два десятилетия разыскивали американские власти.
Настоящее имя Марка Рича звучит как Марсель Давид Райх — американизация имен была вполне традиционной практикой для иммигрантов в США большую часть прошлого века. Он родился в Антверпене в семье бельгийских евреев в 1934 году. Уже после оккупации Бельгии нацистской Германией его семья сумела сбежать из страны и переехала за океан.
В США Рич с самого начала избрал карьеру в финансовой отрасли: в Манхэттенском университете он проучился всего один семестр, после чего бросил образование и стал работать в компании Philipp Brothers (PhiBro), занимавшейся биржевой и внебиржевой товарной торговлей.
В 1974 году Рич вместе со своим знакомым Пинкусом Грином решил открыть собственное дело и основал трейдинговую компанию Marc Rich & Co. Конкуренция на финансовых рынках тогда была острой, особенно с учетом того, что Америка переживала стагфляцию 1970-х и размер «общего пирога» для трейдеров существенно сократился. Чтобы зарабатывать деньги, новичкам часто приходилось брать на вооружение революционные, а иногда и крайне сомнительные с точки зрения закона методы. Рич и Грин решили сделать ставку на бесперспективную, с точки зрения трейдинга на тот момент, нефть.
Вплоть до 1970-х годов рынка нефти в мире как такового не существовало. Практически все поставки осуществлялись по долгосрочным контрактам, которые нефтяные компании заключали с клиентами сами или при помощи аффилированных структур. Лазейкой, позволившей обойти эту систему, стало арабское нефтяное эмбарго, введенное против США в 1973 году. Некоторые арабские нефтяные государства или представители их монарших семейств начали искать способы обойти введенный ими самими же запрет спустя считанные месяцы после обнародования решения.
Рич предоставил им такую возможность, лично организовав торговлю нефтью, поступающей с Ближнего Востока. Его компания сама договаривалась с партнерами, сама фрахтовала танкеры и сама продавала купленную нефть в Америке. С учетом того, что углеводороды в Персидском заливе по-прежнему можно было приобрести по цене чуть выше их себестоимости, а в США цены зашкаливали, бизнес пошел в гору стремительно.
Достаточно быстро у Rich & Co появились подражатели, в том числе и вполне успешные, так что удержать монопольную позицию на рынке оказалось нереально. Тогда знаменитый трейдер пошел еще дальше. В 1970-е ему удалось завязать хорошие связи с Ираном. Они сохранились даже после того, как в стране произошла Исламская революция, а Америка была объявлена Большим Сатаной. На Рича и его компанию нелюбовь персов не распространялась — с американцем как торговали раньше, так и продолжали торговать.
Однако теперь эмбарго на торговлю углеводородами было введено уже с другой стороны. После захвата мусульманскими фанатиками американского посольства в Тегеране США наложили санкции на торговлю с Ираном — соответственно, ведение любых дел с этим государством могло стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. Но Рича это не смутило. Напротив, он оценил возможность для получения сверхприбыли, ведь Иран, не только попавший в международную изоляцию, но и ставший жертвой агрессии иракского режима Саддама Хусейна, был готов продавать свою нефть за бесценок.
И все же играть в такие игры с американским государством оказалось чревато неприятностями, тем более что контрабанда нефти из Ирана была лишь одним из пунктов в длинном списке прегрешений Марка Рича перед Дядей Сэмом. Генеральный прокурор США и будущий мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани выписал ордер на арест Рича в сентябре 1983 года. Нефтетрейдеру инкриминировались участие в финансовых аферах, рэкет, незаконная торговля и наконец рекордное на тот момент по объему уклонение от налогов — на 48 миллионов долларов.
Рич и его партнер Грин, очевидно, имели неплохие связи не только на Ближнем Востоке, но и в правоохранительных органах США. Иначе трудно объяснить тот факт, что они вылетели в Европу буквально за несколько часов до того, как к каждому из них домой нагрянули полицейские. Беглецы укрылись в Швейцарии, где получили гражданство, соответственно, Испании и Боливии. Так трейдер начал новый этап своей карьеры — в изгнании.
На состоянии дел в Rich & Co смена Ричем места жительства, впрочем, сказалась несильно. Как и раньше, компания продолжала проворачивать крупные сделки, от многих из которых члены американского правительства исходили желчью. Например, фирма быстро наладила связи в Советском Союзе и стала поставлять туда продукты из США, также в обход введенных президентом Рональдом Рейганом санкций; не свернули в Rich & Co и иранское направление бизнеса.
Интересно, что контакты с Россией усилились в 1990-е годы, когда Rich & Co (после выкупа акций менеджментом) получила свое современное название — Glencore. Компания воспользовалась неразберихой, наступившей после краха СССР, и скупила в этот период немало сырья по крайне низким ценам. О подноготной этих сделок, вероятно, еще будет написано не одно журналистское расследование.
Карьерный успех Рича оказался возможным не только благодаря его талантам и напористости, но и не в последнюю очередь из-за весьма удачного брака. В 1966 году он женился на Дениз Айзенберг, дочери и наследнице крупного производителя обуви из Массачусетса. Хотя спустя 30 лет они развелись, бывшая супруга продолжила помогать Ричу в делах, что вызвало еще один крупный скандал.
20 января 2001 года президент США Билл Клинтон подписал распоряжение о помиловании Рича. Одним росчерком пера все обвинения в адрес опального трейдера были сняты. Пикантность ситуации состояла в том, что бумага была подписана за считанные часы до того, как Клинтон должен был покинуть Белый дом, уступив место его новому хозяину, Джорджу Бушу-младшему.
Считается, что на решение Клинтона повлияла именно Дениз Айзенберг-Рич. В частности, она пожертвовала около 700 тысяч долларов на Библиотеку Клинтона, а также почти два миллиона — на избирательные кампании Демократической партии. Эти деньги помогли Хиллари Клинтон избраться в Сенат США.
26 июня 2013 года Марк Рич скончался в швейцарской больнице. Личное состояние этого человека с неоднозначной репутацией, которого многие считали великим «беловоротничковым» преступником и аферистом, оценивалось в 2,5 миллиарда долларов. Что характерно, старый трейдер под конец жизни сам стал жертвой махинаций. Речь идет о фонде Бернарда Мейдоффа, в который Рич в свое время вложился и на котором потерял, по разным оценкам, 10-15 миллионов долларов.