Лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили — один из долгожителей на местной политической сцене. С 1995 года, когда была основана партия, грузинские лейбористы практически постоянно находились в оппозиции — и к Эдуарду Шеварднадзе, и к Михаилу Саакашвили, и сегодня — к коалиции «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили. При этом если ранее Нателашвили был активным сторонником сближения с Россией (в 2007 году грузинская прокуратура обвинила политика в шпионаже в пользу России и заговоре с целью свержения власти), то сегодня лидер лейбористов пересмотрел свои взгляды. О том, почему это произошло и каковы его дальнейшие планы, в том числе на президентские выборы, Нателашвили рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Что, на ваш взгляд, изменилось в стране после победы на выборах в парламент «Грузинской мечты»?
Шалва Нателашвили: Изменились лица, участвующие в политспектакле на грузинской сцене. Вернее, это не спектакль, это трагедия, которую мы наблюдаем последние 20 лет. Участники меняются, внешняя и внутренняя политика остаются такими же — бездушными, бесчеловечными.
В принципе, и лица не очень меняются. Те, кто был в верхних эшелонах власти при Шеварднадзе, перешли к Саакашвили, а после Саакашвили переместятся на корабль Иванишвили. Так что суть и даже участники практически не меняются. Ничего не изменилось к лучшему. Ни одно из предвыборных обещаний не выполнено. В выигрыше остался премьер Иванишвили. А вся остальная Грузия проиграла.
У партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» есть будущее?
«Нацдвижение» завершает свой земной путь и переходит в состав «Грузинской мечты».
Что вы имеете в виду?
Массовый переход в состав новой правящей партии активистов «Нацдвижения» из нижнего и среднего звена.
А лидеры?
Они также перейдут в состав «Грузинской мечты». Помните партию Шеварднадзе «Союз граждан»? Куда перешли многие лидеры? Правильно, в «Нацдвижение» Саакашвили. Это как переселение душ.
А сам Саакашвили?
Саакашвили устроит свою жизнь. Иванишвили дал возможность этому господину провести парламентские выборы и передать власть мирным путем. В то время как мы убеждали Иванишвили начать массовые протестные акции и вынудить президента Саакашвили отстраниться от власти еще до выборов. У Саакашвили теперь пропуск в западный мир, он демократический лидер, который не допустил осложнения [ситуации] в стране и мирно передал власть. Так что Саакашвили никогда не будет арестован.
Недавно премьер Бидзина Иванишвили сказал, что он не хочет ареста Саакашвили, но и не исключает этого.
Он может также сказать, что желает ареста Саакашвили, но этого никогда не произойдет. У Саакашвили после этих выборов (в парламент 1 октября 2012 года — прим. «Ленты.ру») абсолютная неприкасаемость со стороны Запада. Большего преступника, чем Шеварднадзе, в грузинской политике не было. Он все потерял. Потерял страну. Но из-за того, что оценили его заслуги по развалу Советского Союза, он остается неприкасаемым до сих пор. Несмотря на то, что Саакашвили очень хотел его арестовать. Арестовал его зятя, которого потом освободили. Так же будет и с Саакашвили. Его не тронут.
Ваша партия поддерживает политику сближения с НАТО?
Вообще-то, я не сторонник участия Грузии в любых военно-политических блоках. Это мне диктует мой внутренний голос. Но есть и реальность. Близкие отношения с НАТО — это единственная защита от Российской Федерации. Кремль желает [видеть] Грузию разваленную, слабую, под своим влиянием — естественно, мы этого не хотим. Наша партия стремилась к дружбе с российской политэлитой. В течение почти 20 лет, с 1995 года, мы были единственными защитниками русской культуры и языка в Грузии, русских школ, русскоязычного населения. Мы были единственными противниками расширения НАТО на восток.
Мы были единственной политической силой, которая вскрывала намерения Сороса по поводу цветных революций. И наша пропаганда во многом воздействовала на автора этих проектов, чтобы он остановил их, в том числе и в Москве, чтобы вы знали. Мы были единственными, кто вскрывал реальные намерения президента Буша в отношении России. Мы были единственной партией, которая во время визита Буша в Тбилиси в 2005 году перекрыла проспект Руставели, устроила 10-тысячный митинг. Мы делали это для нашей страны и для нашей дружбы с Россией. Но, к сожалению, получили неблагодарность, а это огромный библейский грех, и им болеет российская политическая элита во главе с президентом Владимиром Путиным.
Я хочу, чтобы вы написали об этом. Потому что российский читатель должен знать, как теряются бескорыстные друзья с помощью их руководства. Российское руководство всячески поддерживало на президентских выборах Джумбера Патиашвили (в 1995 году был независимым кандидатом на выборах президента Грузии — прим. «Ленты.ру»), поддерживало и Аслана Абашидзе, и «Союз граждан Грузии» Шеварднадзе, и приход к власти Саакашвили — даже на уровне министра иностранных дел Игоря Иванова, который появился в Тбилиси на митинге, как утренняя звезда. И в финансовом смысле поддерживала Саакашвили, и прикрепляла к нему российских спонсоров, таких как Каха Бендукидзе, и других. А потом откопали господина Иванишвили. Это тоже российский проект. И он начал свою политическую деятельность с борьбы не против Саакашвили, а против Нателашвили.
Раньше отношения между нашими странами и культурами строили великие деятели, а сейчас все эти вопросы решаются в ресторане «Генацвале» на Арбате. К сожалению, с участием Хубутии (Михаил Хубутия, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, глава Союза грузин России — прим. «Ленты.ру»), Эбралидзе (Александр Эбралидзе, президент «Всемирного конгресса народов Грузии» — прим. «Ленты.ру»), какого-то Хомерики (Владимир Хомерики, президент Фонда единства русского и грузинского народов — прим. «Ленты.ру») и других. Вот с такими людьми Кремль строит отношения с Грузией, поэтому они в плачевном состоянии.
Россия неуклонно теряет друзей в ближнем зарубежье. Мы, лейбористы, уже никогда не будем пропагандировать ту политику, которую проводили раньше, на меня как на «российского агента» даже объявляли розыск. Прошу извинения у российского народа, который уважаю, но те, кто управляет страной, не думают о российском народе и его бескорыстных друзьях, они думают, наверное, о своих нефтедолларах.
На какие уступки Грузия могла бы пойти в отношениях с Россией?
С нашей стороны невозможны никакие уступки, и в первую очередь — по временно потерянным территориям, и Россия сама ни на какие уступки не пойдет. А продажа петрушки и вина, а также визовый вопрос — это бытовые темы, и позор, что вопросы национальные подменяют подобными. Поэтому, исходя из того, что Кремль ведет борьбу против своих потенциальных друзей в Грузии, каких-либо перспектив в наших отношениях я не вижу. Хубутия сегодня сидит в кабинете Путина, а назавтра приезжает в Тбилиси и телеэфире выступает против Нателашвили. И говорит, что ни в коем случае нельзя голосовать за клоуна Нателашвили, за его клоунаду.
Вы первым заявили о своем участии в выборах президента Грузии в октябре этого года. Как вы оцениваете свои шансы на успех?
Михаил Саакашвили и его партия находятся в такой стадии, что реанимация уже не поможет, а Бидзина Иванишвили катастрофически теряет рейтинг. Потому что люди почему-то ожидали, что станут соучастниками его многомиллиардного богатства. Естественно, из рейтинговых политиков остается ваш покорный слуга. Если опять из Кремля кого-нибудь не пришлют. А уже прислали Васадзе (Леван Васадзе, бизнесмен, работающий в России — прим. «Ленты.ру»). Он был в Фонде развития демократии в Грузии Шеварднадзе, теперь официально принимает участие в кампании Георгия Маргвелашвили, фаворита премьера Иванишвили на пост президента страны.
И все-таки каков ваш прогноз, кто наберет большинство голосов?
Мы увидим это по результатам выборов. Не могу сам себя хвалить или хоронить кого-то другого.
А что произошло внутри вашей партии? Этой весной часть ваших соратников ушла, хлопнув дверью, и основала свой «Левый альянс».
Объяснение простое: Иванишвили прислал им 27 миллионов евро, еще с лета прошлого года. И в итоге они оставили партию. Это очень хорошо, мы избавились от вируса, который мешал нашему развитию. В плане рейтинга у них не очень хорошие перспективы. Иванишвили запланировал развал нашей партии, потому что мы говорили ему правду, резко критиковали его. Нас не смогли купить. Прежде с нами боролись Шеварднадзе, Абашидзе, Саакашвили — у них тоже были планы нашего развала.
Каков рейтинг вашей партии? Впечатление такое, что сторонников у вас осталось мало.
Впервые в моей политической карьере 1 октября (выборы в парламент 1 октября 2012 года — прим. «Ленты.ру») мы действительно проиграли. Наш электорат массово хлынул к Иванишвили. Но после огромных надежд у людей началась огромная же депрессия. И естественно, электорат вернулся обратно. По данным нашего еженедельного опроса, рейтинг нашей партии составляет 17 процентов, а кандидата в президенты, то есть мой, — 25 процентов. Называю эти цифры впервые. Надеюсь, что рейтинг повысится и на выборах будут результаты.