На этой неделе сразу две страны оказались в центре скандалов, связанных с торговыми преференциями, предоставляемыми США иностранным государствам. Бангладеш выразила недовольство тем, что американцы решили отменить для южноазиатской страны импортные льготы в связи с пожаром и обрушением фабрики в Дакке. Эквадор, напротив, самостоятельно отказался от преференций в знак протеста против уголовного преследования Эдварда Сноудена. Латиноамериканцы, которые собираются предоставить Сноудену убежище, решили, что Вашингтон будет использовать льготы как инструмент давления, а «торговать принципами» — унизительно. Между тем обе страны являются лишь скромными по объемам торговли участниками системы преференций, которые распространяются американцами на большую часть стран мира. «Лента.ру» попыталась разобраться в этой системе, чтобы понять, зачем американцам нужно спонсировать рост производства в других экономиках.
Порядок предоставления тем или иным странам выгодных условий торговли, исходя из экономических или политических причин, в Соединенных Штатах существовал с давних пор. США с начала XX века были сильны внутренним рынком, который даже местные производители насыщали с трудом, тогда как экспорт и, соответственно, защита отечественного производителя за рубежом, свойственные европейским государствам, играли в крупнейшей экономике мира второстепенную роль.
К примеру, после Второй мировой войны американцы открыли рынок для некоторых побежденных, освобожденных, союзных или зависимых государств. Речь шла не о полной отмене тарифов, но по крайней мере о существенном их снижении. Во многом доступность огромного рынка США, на котором хватало места всем, стала одной из важных предпосылок к немецкому, японскому, корейскому, тайваньскому и, наконец, китайскому «экономическим чудесам» — экспортоориентированные экономики находили в Америке крупнейший рынок сбыта.
Многие из этих государств впоследствии стали восприниматься в стране как конкуренты, и США начали защищать местный рынок. Иначе обстояло дело со странами «третьего мира», чьи слаборазвитые промышленность и сельское хозяйство не представляли для американцев никакой угрозы — хотя бы в силу крайне скромного объема взаимной торговли. В то же время предоставление для них торговых привилегий позволяло Вашингтону укрепить свое политическое влияние, а также получить дешевые материалы для своих собственных производителей.
В результате в 1974 году в США приняли Торговый акт, который с 1976 года начал действовать под названием Всеобщая система преференций (ВСП). Со временем все больше и больше стран стало попадать в орбиту этой системы, равно как расширялась и номенклатура изделий, предназначенных для беспошлинной торговли. В первую очередь привилегии получали слаборазвитые государства, хотя и стран со средним достатком в существующем ныне списке тоже достаточно. В общей сложности сейчас под систему подпадает около 5 тысяч наименований товаров самого разного назначения.
На первом месте по объему импорта в рамках ВСП находятся ферросплавы, их США ввозят без пошлин на миллиард долларов. Детали для автомобилестроения ввозятся на 939 миллионов долларов, шины — на 883 миллиона долларов, ювелирные изделия — на 738 миллионов. В списке наиболее бойко продающихся в США беспошлинных товаров в рамках ВСП также есть сырая нефть, алюминиевый лист, трубы и оптоволокно.
Общий объем импорта таких товаров в США в 2012 году составлял 19 миллиардов долларов, а объем недополученных бюджетом пошлин — около 800 миллионов долларов. Много это или мало? В масштабах США, где общий объем импорта превышает 2 триллиона долларов в год, это фактически копейки. В то же время многие из стран, попавших под привилегии со стороны США, за счет огромного американского рынка получили мощный толчок к развитию той или иной индустрии.
Главными бенефициарами программы в минувшем году стали вполне большие экономики: Индия (ее беспошлинный экспорт в США составил 4,5 миллиарда долларов), Таиланд (3,7 миллиарда) и Бразилия (2,3 миллиарда). При этом в списке также находятся такие государства, как Боливия (128 миллионов долларов) и Демократическая республика Конго (94 миллиона). Беднейшие страны вроде них рады возможности экспортировать товары в США без таможенных тарифов как одному из немногих способов продать свою продукцию на внешних рынках и получить столь необходимую валюту.
Интересно, что в списке фигурирует и Россия, она была внесена туда в 1990-е. По итогам 2012 года РФ располагается в своеобразном рейтинге лидеров по беспошлинной торговле на девятом месте. Российские компании смогли продать в США, пользуясь торговыми преференциями, товаров на сумму в 544 миллиона долларов. Хотя это составляет лишь доли процента от общего объема внешней торговли, Россия сумела опередить в рейтинге, например, Аргентину. Впрочем, последняя была лишена всех преференций после ряда мер правительства Кристины Киршнер, существенно ограничивших свободу торговли.
ВСП — лишь одна из нескольких программ по предоставлению торговых привилегий. В последнее время в США создано несколько аналогичных систем регионального уровня. Так, Акт по развитию и предоставлению возможностей Африке (AGOA) начал работать в США с 2001 года. Общий объем импорта из африканских стран, подпадающих под эту систему, составляет 70 миллиардов долларов. Действие программы должно было истечь к 2008 году, но сейчас оно продлено до 2016-го. На схожих принципах построены Андский пакт торговых преференций и Инициатива Карибского бассейна, предоставляющие льготы для стран Южной Америки и островов Карибского моря.
Разумеется, США являются не единственной страной, предоставляющей некоторым своим партнерам специальные привилегии вне рамок ВТО (кстати, в самой организации время от времени поднимается вопрос о законности таких особых отношений). Тем не менее именно американцы применяют эту систему в наибольших масштабах. В основном с выгодой для себя, ведь покупаются в основном товары, которые в самих США производятся мало. Кроме того, активный импорт создает для американцев дополнительные рабочие места — речь идет даже не о тысячах, а о десятках тысяч вакансий.
С государствами, которые создают конкурентную для американских производителей продукцию, разговор ведется совсем по-другому. Достаточно вспомнить кампанию «Покупай американское», развернутую в разгар финансового кризиса в 2009 году, или бесконечные торговые войны с Китаем по поводу десятков наименований товаров — когда это необходимо, США готовы активно защищать собственных производителей.