Культура
09:19, 29 июня 2013

Железная корова Почему Роберт Дауни-младший зарабатывает все деньги мира

Кирилл Шамсутдинов
Роберт Дауни мл.
Фото: Rex Features / FOTODOM.RU

Американский актер Роберт Дауни-младший еще в мае 2013 года подтвердил, что на роли «железного человека» Тони Старка в фильме «Мстители» 2012 года он заработал 50 миллионов долларов. А в июне — вскоре после выхода фильма «Железный человек 3», который возглавил прокат практически везде, где его показывали, — актер согласился сняться в двух сиквелах «Мстителей» (части 2 и 3), то есть сыграть гения, миллиардера, плейбоя и филантропа в пятый и шестой раз. А если считать недолгое появление персонажа в «Невероятном Халке» и короткометражке «Консультант», то в седьмой и восьмой.

Скорее всего, гонорарная ставка этого актера снижаться не будет, а денег, которые он заработает до 2020 года, хватит и на Дауни-самого-младшего. За двадцать лет гарантированные гонорары актера выросли тысячекратно.

Роберт Дауни-младший, актер, хулиган, кумир миллионов и, в вероятном будущем, миллиардер, начал свою карьеру в 1987 году со съемок в картине «Меньше ноля». Через пять лет он был номинирован на «Оскар» за роль Чарли Чаплина в одноименной картине Ричарда Аттенборо — его тогда обошел Аль Пачино с ролью подполковника Фрэнка Слэйда в «Запахе женщины». Сам Дауни в тот момент нюхал другое — как еще один герой Аль Пачино, Тони Монтана из «Лица со шрамом». В результате уже к 1996 году с Дауни не хотела работать ни одна студия, а самому актеру дали полтора года тюрьмы. Эти факты биографии Дауни-младшего известны широко, куда меньше осведомленных о том, что за роль того периода — лорда Риверса в фильме «Ричард III» — Дауни получил всего 50 тысяч долларов.

Покинув тюрьму, Дауни еще долго не выходил на уровень, который можно было бы назвать успешным — по крайней мере, с финансовой точки зрения и в сравнении с нынешним положением дел. Ни «Поцелуй навылет» (2005, бюджет — 15 миллионов долларов), ни «Доброй ночи и удачи» (2005, 7 миллионов), ни анимационное «Помутнение» (2007, 8,7 миллиона) прорывами считаться не могут.

Успех же пришел к нему в 2008 году, когда режиссер Джон Фавро с благословения студии Marvel позвал Дауни на роль Тони Старка. Для Marvel это был первый полностью самостоятельный кинопроект, а за время существования у студии сложилась репутация фирмы, которая любит держать копеечку к копеечке и на ветер деньги не бросает, несмотря на размер бюджета (в данном случае — 140 миллионов долларов). Выбор полузабытого Дауни мог быть для студии существенным риском. Однако тогда не то продюсер картины Кевин Файги, не то Фавро приняли судьбоносное решение: на съемках актерам разрешили свободно менять свои реплики. Тут-то хулиганское обаяние актера и сработало. (Сейчас это смешно представить, но тогда кандидатами на роль изобретателя железного спецкостюма были в числе прочих Том Круз и Николас Кейдж.)

Для Роберта Дауни-младшего и Marvel начался роман ценою в десятки миллионов долларов. Сборы первого «Железного человека» составили почти 600 миллионов. В том же 2008 году было принято решение о съемках сиквела. С успехом прокатился немного дурацкий, но смешной фильм Бена Стиллера «Солдаты неудачи» (бюджет — 92 миллиона, сборы — 188 миллионов), где Дауни-младший играл чернокожего. Гай Ричи позвал актера играть экстравагантного социопата по имени Шерлок Холмс (2009, бюджет 90 миллионов, сборы — 525 миллионов), что тоже стало началом долгой и продолжительной дружбы: английского сыщика Дауни сыграет еще дважды.

С 2009 года он только однажды снялся в полнометражном фильме, который не был частью какой бы то ни было франшизы — в картине «Впритык» (2010), ее создателям актер обошелся почти в 1/5 бюджета. К этому времени ежегодный заработок Дауни оценивался Vanity Fair в 31,4 миллиона долларов, а сам он стал четвертым в списке самых высокооплачиваемых актеров Голливуда.

Когда в 2013 году стало известно, что за роль в «Мстителях» актер получил 50 миллионов долларов, даже у журналистов не выдержали нервы. На вопрос корреспондента GQ, считает ли он сам это правильным, Роберт Дауни-младший ответил буквально следующее: «Не правда ли, это безумие? Они все стояли как оплеванные — но я для них [для Marvel] являюсь, что называется, стратегической издержкой».

И правда, Marvel и Disney особенно некуда деваться. Недаром Джосс Уидон, режиссер первых «Мстителей» (2012) и будущих сиквелов, сравнил актера с Шоном Коннери в роли Бонда. Если не Дауни, то кто? Николас Кейдж?

Именно с Дауни первые «Мстители» стали лидерами кинопроката, заработав 1,2 миллиарда долларов США в течение 2012 года. С ним же третий «Железный человек» уже набрал миллиард, а из проката еще не ушел. Два этих фильма занимают третье и пятое места соответственно в списке самых кассовых стартов. Понятное дело — комиксы, спецэффекты, но тот, кто скажет, что Дауни не помогает делать эту кассу, погрешит против правды. Нет, воистину, такая корова нужна самому.

Осознавая это, Дауни и разговаривает с продюсерами с позиции силы. Он с относительной легкостью выторговывает себе колоссальные гонорары, заявляя с обаятельной наглостью: «Железный человек — это я». Более того, он доказывает это на практике — одна из граней роли Старка, филантропическая, отрабатывается Дауни в жизни. В том же мае 2013 года, когда сумма гонорара по «Железному человеку 3» оценивалась в 35 миллионов долларов, актер заявил, что не будет играть в новых «Мстителях», если его партнерам по съемочной площадке не поднимут зарплату.

Действительно, когда Дауни заработал свои 50 миллионов, некоторые другие актеры, снявшиеся в картине, получили лишь по 200 тысяч. После этого Скарлетт Йоханссон, Сэмюэл Л. Джексон, Крис Хемсворт, Марк Руффало и Джереми Реннер потребовали у Marvel гонорары от 5 миллионов долларов единовременно плюс роялти. Marvel в ответ пригрозила набрать актеров подешевле и посговорчивее. Однако вряд ли эта угроза осуществится, если учесть, что сам-то заступник Дауни уже точно примет участие в новых фильмах. А ведь еще в начале 2013 года на вопрос, будет ли еще Старк в его исполнении, он, кокетничая, отвечал, что не уверен, хочет ли этого.

Источник журнала Deadline в Голливуде отозвался о Дауни так: «Это единственный человек, который в этой ситуации обладает какой-то властью. И железными яйцами. А как еще описать человека, который пишет письмо, сообщая, что не намерен работать на предприятие, которое обращается с его коллегами как с дерьмом».

Marvel, Роберт Дауни-младший и зрители вступили в порочный финансовый круг. Студия не получит без Дауни своих денег, как Дауни без Marvel — своих. И актер будет зарабатывать на франшизе, а франшиза — на нем до тех пор, пока зритель будет получать эстетическое удовольствие от Старка в исполнении Дауни. Хочешь Бонда — покупай и Коннери. Впрочем, и Коннери рано или поздно заменят на Лэзенби или Мура.

< Назад в рубрику