Россия
16:56, 1 июля 2013

Мегавольт против академика Нижегородский бизнесмен подал в суд на ученого из комиссии по лженауке

Полина Никольская
«Арка поцелуев» в Нижнем Новгороде
Фото: Redox

К ученым из комиссии по борьбе с лженаукой РАН снова подан иск — второй в истории после иска изобретателя Виктора Петрика. Защитить честь, достоинство и деловую репутацию от академиков на этот раз требует нижегородский бизнесмен Станислав Бугров. Его фирма «Редокс» продает массажные кольца на пальцы, колючие коврики для ног, валик-массажер для лица. Академики РАН обратили внимание не на саму продукцию «Редокс», а на ее «недобросовестную рекламу». В компании утверждают, что их массажные изделия вырабатывают «электрические витамины» — «токи кожно-гальванического происхождения». Как указано на сайте, эти токи «стимулируют саногенетический механизм вытяжения позвоночника», а недостаток «электрических витаминов» может привести к ожирению, остеохондрозу и гипертонии. Нижегородский член-корреспондент РАН Владимир Кочаровский в ежемесячном бюллетене комиссии по лженауке РАН написал, что владельцы «Редокса» «вводят покупателей в заблуждение, характеризуя товары фразами, создающими иллюзию научности и полезности». Владелец «Редокса» Станислав Бугров потребовал суд взыскать с Владимира Кочаровского и с комиссии по лженауке РАН по миллиону рублей компенсации.

Станислав Бугров занимается этим бизнесом уже 23 года. По его словам, изделия компании «Редокс» продаются не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве, а еще за границей — в Германии и Корее. Тем не менее Бугров говорит, что у него «малое предприятие».

53-летний предприниматель рассказал, что окончил Горьковский политехнический институт (сейчас — Нижегородский государственный политехнический университет) по специальности «электрохимик». По словам Бугрова, после учебы он работал в военном институте министерства электронной промышленности. Во время «перестройки» научную работу пришлось бросить, Бугров открыл фирму «Редокс». «Вообще, удалось открыть свой бизнес из-за нормальной политики Михаила Сергеевича Горбачева. Первый кредит мне дали под проект, а не под квартиру или машину. На данные деньги я купил оборудование и смог реализовать производство первой продукции», — рассказал Бугров. Товары «Редокса» — изобретения самого Бугрова, на которые он получил в девяностые патент. Несколько лет назад на своем сайте предприниматель написал, что продукцию испытывал на себе на протяжении 13 лет: «Могу сказать, что эксперимент получился: в 45 лет я не полысел, не поседел, не потолстел и не сморщился». Согласно отчету компании, опубликованному на сайте, за 2010 год «Редокс» продал товаров на 18,9 миллиона рублей.

«Наша идея очень простая: чем больше полезных привычек, тем меньше вредных. Поэтому мы выводим на рынок привычки — деликатные раздражители, которые позволяют заменить психологическую зависимость от вредных привычек», — описал концепцию своего бизнеса Бугров. Например, «биотренажер Доктора Редокса» представляет собой кольцо из пружинки: «Изготовлен из нержавеющей стали с алмазной обработкой и имплантацией серебра, обладает бриллиантовым блеском и бактерицидными свойствами». На сайте советуют перекатывать кольцо по пальцу, когда хочется курить или есть. Цена «биотренажера» — 150 рублей. От двух до пяти тысяч рублей стоит «лежак Доктора Редокс» — колючий коврик с «шипами» из стали или «кристаллитов серебра», как указано на сайте. Покупателю советуют стоять на нем, когда чистишь зубы: это «улучшает периферическое кровообращение, избавляет от боли в спине, купирует головные боли, повышает уровень бодрствования». Сообщается также, что эффект будет, если сделать чистку зубов на коврике «привычкой». Еще одно изобретение Бугрова — массажер для лица против морщин почти за шесть тысяч рублей. Представляет собой валик на ручке с цинковой вставкой. Сам валик посеребренный, им надо водить по лицу, тогда кровообращение будет улучшаться.

«Вы видите, что это не непосредственно медицинская техника, а просто вспомогательные товары массажного назначения, — пояснил ученый института физики РАН, доктор физико-математических наук Владимир Кочаровский, выступивший против «Редокса» в бюллетене комиссии РАН по борьбе со лженаукой. — К этой простой продукции никаких претензий у меня, конечно, нет. Если кто-то по утрам плохо просыпается, то никто не мешает ему встать на колючий коврик, и это поможет ему проснуться. Но неправда утверждать, что эти коврики могут избавить от боли в спине и купировать боли в голове: исследования в должном объеме по этим товарам не проводились». Сам Бугров сердится, когда его товары называют «просто массажными». Согласно описанию на сайте, все они могут вырабатывать «электрические витамины», что и является ноу-хау компании. Именно «электрические витамины» и помогают против старения, остеохондроза, ожирения, боли и так далее, согласно концепции «Редокса».

«Это электрическая энергия в микротоке, которую человек может вырабатывать при взаимодействии с металлом, — пояснил мне сам предприниматель. — Если вы прогуляетесь просто так по земле босиком или по кромке моря, то вы тоже будете получать микротоки, которые оказывают положительное влияние на ваш организм». Например, по его словам, в валике против морщин электрические витамины образуются таким способом: рукой человек дотрагивается до цинковой вставки, а посеребренным валиком — до лица, замыкает цепь и получает микроток «такой величины, которой используют в сеансе микротоковой терапии в косметических салонах». Именно «электрическими витаминами» объясняются на сайте полезные свойства «колючего коврика Редокса»: «Электрические витамины, повышая чувствительность к гипоксии, стимулируют рефлекс потягивания — саногенетический механизм вытяжения позвоночника, противостоящий закону всемирного тяготения. Чем больше человек вырабатывает эти токи, названные учеными "электрическими витаминами", тем чаще он потягивается, вытягивая позвоночник, защищая его и весь организм от старения». «Электрические витамины возникают за счет окислительно-восстановительных процессов гальванического и физиологического происхождения», «электрические витамины восстанавливают кожу и растворяют с годами цинковый сплав вставки», «причина остеохондроза у людей до 45 лет — недостаток электрических витаминов», — такие утверждения можно прочесть на сайте компании.

Кочаровский в бюллетене комиссии по борьбе со лженаукой написал, что все эти фразы — только набор околонаучных слов, смысла в которых нет. Бугров пытается оспорить это в суде. Словосочетание «электрические витамины» в начале двухтысячных он, кстати, запатентовал как торговую марку. «Это прецедент мировой: нигде против торговых марок не позволяют себе грубо высказываться», — возмутился предприниматель.

В 2012 году бизнесмен уже выиграл суд против журналистки газеты «Нижегородский рабочий» Ирины Славиной, которая написала материал про продукцию «Редокса» под заголовком «Большой обман за ваши деньги». Кочаровский выступал в статье журналистки как эксперт: ученый живет в Нижнем Новгороде и сам на протяжении нескольких лет слышал по радио рекламу «электрических витаминов» от «Редокса». Больше всего его возмущало, что в ней используется имя физика и нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга, с которым Кочаровский был знаком лично. «В своей рекламе "Редокс" утверждал, что "электрические витамины" одобрил сам Гинзбург. Но такого никак не могло быть, меня замучила совесть, и я понял, что нельзя все это так оставлять», — рассказал Кочаровский.

Компания в своей рекламе и на сайте действительно упоминает, что премии имени Гинзбурга была удостоена «Сказка доктора Редокс». Впрочем, что собой представляет эта «Сказка», в рекламных текстах не поясняется. В 2005 году основанный Гинзбургом фонд «Успехи физиков» проводил конкурс на лучшие научно-популярные публикации о физике. Жюри оценило и статью Бугрова о двух молодых физиках, которые рассуждают об энергии, вырабатываемой человеком. Один раз на двух страничках статьи мелькает словосочетание «электрические витамины». Статью бизнесмена вместе с текстами других победителей конкурса опубликовали в альманахе фонда. Сейчас эта статья выложена на сайте «Редокса» в изначальном и в дополненном варианте.

О том, что имя Гинзбурга используют в рекламе в Нижнем Новгороде, благодаря суду стало известно и в Москве. Кочаровскому даже звонила вдова ученого, чтобы выяснить подробности этого дела, а в газете «Троицкий вариант» начался сбор подписей в поддержку журналистки. Наконец комиссия по лженауке РАН, основанная Гинзбургом, опубликовала статью Кочаровского «Наукообразные медицинские сказки приносят доход». В ней нижегородский профессор назвал рекламу «электрических витаминов» «беззастенчивой», ссылку на имя Гинзбурга — некорректной, а также упомянул, что методики действия «электрических витаминов» не обоснованы никакими клиническими исследованиями. «К счастью, полезность простых массажных устройств в наше время очевидна без научных доказательств, подобные товары безопасны, и многие люди, не особенно заботящиеся о соотношении цена/качество, вполне довольны покупками с эмблемой Redox. Владельцы "Редокс" рассчитывают именно на таких покупателей и вводят их в заблуждение, приписывая товарам качества, которыми те не обладают, или характеризуя товары малосодержательными фразами, создающими иллюзию научности и полезности», — подытожил Кочаровский и призвал предпринимателей не использовать в рекламе псевдонаучные термины.

В мае 2013-го в Нижегородский суд поступил иск от Бугрова к Кочаровскому. К тому моменту бизнесмен уже выиграл тяжбу с журналисткой.

Как пояснил Бугров, суд встал на «сторону закона, что предстоит и нашей академии наук». «Против нас восстали ученые, которые получают деньги из бюджета. Я налогоплательщик — и фактически вот эти деньги против меня и подняли. Я делаю свое дело за свои деньги и никому не мешаю. Все решили, что им сойдет с рук дискредитация нашей национальной идеи. А я решил, что не сойдет!» — пояснил предприниматель.

«Национальная идея» бизнесмена Бугрова — популяризация законов физики. На набережной в Нижнем Новгороде «Редокс» установил памятник «Арка электрических витаминов». В колонны арки встроены небольшие батарейки, спрятанные за металлическими пластинами, — так объяснил загадочное действие арки Кочаровский; если двое людей прикоснутся к разным колоннам арки, а потом друг к другу — руками или губами, то почувствуют ток.

Арка наряду с мостом с замочками стала одним из излюбленных мест фотосессий молодоженов; сейчас все ее называют «Аркой поцелуев». Городская прокуратура хотела снести арку, но не нашла причины: земля под ней, как писала местная пресса, никому не принадлежит, а явных признаков рекламы в арке не обнаружили. В прайс-листе компании «Редокс» значится услуга «Арка поцелуев + свадебное шоу» стоимостью 250 тысяч рублей. Из чего состоит шоу — не поясняется.

Еще «Редокс» проводит уроки среди школьников с седьмого по 11-й класс. В класс заходят два-три человека — сверстники школьников (как пояснил Бугров, это дети знакомых и волонтеры) — и рассказывают классу о законах физики, проводят опыты, а заканчивают урок рассказом про «электрические витамины», источником которых является «мембранный потенциал клетки». «Стоимость работы аттестованных стипендиатов доктора redox (группа 2-3 человека) — 500-2000 рублей в час в зависимости от классификации аудитории», — сказано на сайте компании. Но мне Бугров заявил, что для школ уроки проводятся бесплатно, а детям, ведущим урок, компания платит из своего кармана и потом «помогает поступать в вузы». Как именно — не уточнил.

Для врачей у «Редокса» есть «деловое предложение». На сайте предлагается распространять «колючий коврик Редокс» в медицинских учреждениях. «Включая в свою медицинскую практику новые полезные привычки, при минимуме затрат времени Вы получаете: 800 р. с каждого лежака, приобретенного у Вас, 400 р. с каждого лежака, приобретенного в магазине Редокс по Вашей рекомендации, 5% с каждого биотренажера, приобретенного Вашим медучреждением, 5 % стоимости акупунктурных игл Редокс», — резюмируется на сайте. Кроме того, компания проводит конкурс (как поясняет Бугров, предоставляет гранты и «вкладывается в науку») на статьи научно-популярного характера. Среди номинаций: «Лучшая статья, содержащая в своем названии два слова: "привычка" и "redox"» и «Лучшая статья с описанием влияния электрических витаминов на течение заболевания». Сумма грантов — пять и 10 тысяч долларов. По словам Кочаровского, оба «деловых предложения» вызывают у него вопросы, но о них в своей статье он даже не упомянул.

На запрос Кочаровского, который готовится к судебной тяжбе с «Редоксом», ответили заведующие кафедр акустики и биофизики МГУ. Они признали, что в рекламе продукции компании присутствуют псевдонаучные понятия, научного термина «электрические витамины» не существует, витамины никак нельзя передать через энергию. Московский областной научно-исследовательский институт имени Владимирского написал, что понятие «кожно-гальваническое происхождение» весьма расплывчато, а медикам неизвестны научные труды, «связывающие понятие "прогулок босиком"», во время которых вырабатываются «энергетические витамины», «с появлением ожирения или иммунодефицита».

Бугров полагает, что академики мыслят прямолинейно и, видя бренд «электрические витамины», ждут, что им сейчас покажут таблетки. «Это торговая марка, частная собственность, а тут кто-то решил, что такого не существует, — заявил бизнесмен. — Никто ж не говорит, что если вы продадите шоколад "Аленка", то, значит, там должна быть сама Аленка. Наука сейчас никакого отношения к коммерции не имеет в России и позволяет себе то, что, в общем-то, непозволительно».

Глава комиссии по борьбе с лженаукой РАН академик Евгений Александров признал, что боится «втянуть РАН в новую судебную тяжбу». «Два суда с Петриком обошлись академии в миллионы рублей, которых у академии нет! Если суд придет к заключению, что надо привлекать нашу комиссию и академию, то тогда будем как-то включаться. Что касается моего мнения, то оно сводится к убеждению, что фирма "Редокс" обманывает обывателей, привлекая для этого авторитет науки и, в частности, авторитет покойного академика Гинзбурга», — пояснил он. Александров, в том числе и против которого Петрик несколько лет назад подавал в суд, проконсультировался с юристами по вопросу иска «Редокс». По их словам, иск может быть оспорен, потому что комиссия по борьбе со лженаукой РАН — не юридическое лицо. Впрочем, в каком статусе находится комиссия, неясно. Никакой законодательной силы ее мнение не имеет. Бюллетень, который выпускают в РАН раз в месяц, — это фактически сборник научно-популярных статей, и, по словам Александрова, он может повлиять только на «информационный климат».

Если Бугров считает публикации против себя «нападением на бизнес в России», которому мешают развиваться, то Александров убежден, что «голос научного сообщества в России пытаются заткнуть с помощью судебного преследования». «Я не знаю, чем можно объяснить успех фирмы в предыдущем суде против местной газеты. Могу только подозревать. Похоже, что решение суда находится в общем русле государственной тенденции на зажим любой критики. Сегодня газета критикует богатую фирму, а завтра будет критиковать правительство! В целом речь идет об отвратительной тенденции наступления на свободу слова», — заявил академик Александров.

У товаров Бугрова нет медицинской лицензии, поэтому суду не надо выяснять, насколько они полезны для здоровья. Гражданское производство интересует, носили ли высказывания Кочаровского оскорбительный характер или нет. Филологическую экспертизу по назначению суда делает профессор Нижегородского государственного университета. Процесс бизнесмена Бугрова против РАН и Кочаровского продолжится, когда эта экспертиза будет готова.

< Назад в рубрику