2 июля 2013 года Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект, который, с одной стороны, вводит понятие погрешности алкотестеров, используемых при освидетельствовании на состояние опьянения, а с другой — значительно ужесточает ответственность за различные нарушения ПДД. Наравне с многократным увеличением штрафов, законопроект вводит новые правила возвращения водительских удостоверений. «Лента.ру» разобралась в нововведениях, которые ждут автомобилистов с 1 сентября 2013 года, когда закон вступит в силу.
Законопроект, который теперь принято называть «возвращающим промилле», на самом деле является наиболее значимым обновлением КоАП, затрагивающим водителей, за последние шесть лет — в 2007 году штрафы в абсолютном выражении пришли на смену денежным санкциям, размер которых был привязан к минимальному размеру оплаты труда. Одобренный 2 июля депутатами документ вносит различные изменения в 30 из 37 статей 12 главы КоАП, посвященной нарушениям в области дорожного движения. За время рассмотрения в Думе, куда законопроект был направлен в феврале 2013 года депутатом и защитником прав автомобилистов Вячеславом Лысаковым, текст документа претерпел значительные изменения.
Изначально документ, который парламентарии поддержали в первом чтении 19 апреля, предполагал исключительно меры по усилению ответственности за нарушения ПДД. Сам Лысаков продвигал свой законопроект как инициативу по введению штрафных баллов для водителей, а уточнять определение состояния алкогольного опьянения предлагал в качестве соавтора другого внесенного на рассмотрение Думы в феврале проекта закона.
Обстановка вокруг законопроекта начала меняться в июне 2013 года, когда в преддверии второго чтения стали обсуждать различные поправки к документу. 13 июня сокрушительный удар по основной идее закона — штрафным баллам — нанесла ГИБДД. Полицейские заявили, что реализовать «накопительную» систему нарушений в настоящее время не представляется возможным, потому что комплексы фотовидеофиксации не видят разницы между нарушителем и собственником автомобиля — владельцу машины, таким образом, стали бы начислять баллы за всех, кому он дал на ней покататься. Законопроект в результате не потерял содержательного наполнения, но пропала одна из самых революционных его идей.
Впрочем, оставался еще вопрос «нулевого промилле». После того как в 2010 году по инициативе занимавшего тогда пост президента Дмитрия Медведева определение состояния алкогольного опьянения было исключено из КоАП, водителей стали лишать прав за любое отличное от нуля содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. На фоне статистики, которая показала, что после отмены «промилле» количество ДТП по вине нетрезвых водителей стало только расти, развернулась кампания с требованием вернуть законодательную норму. В качестве примера приводились факты повышения содержания алкоголя в крови от лекарств, фруктов, кефира и бородинского хлеба.
Лысаков еще весной 2013 года публично обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой навести порядок с погрешностью алкотестеров. Путин, в свою очередь, поручил ответственным ведомствам разобраться, какой на самом деле является погрешность измерений при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения. Ответ в итоге пришел из Минпромторга, который установил, что приборную погрешность алкотестеров надо умножать на три, чтобы учитывать реальные условия измерений концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе.
Такую норму уже 25 июня было решено закрепить в законопроекте на заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. Ко второму чтению документ подошел с новым примечанием к статье 12.8 КоАП (управление автомобилем в нетрезвом виде либо передача управления нетрезвому водителю). В нем сказано, что ответственность за нарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, наступает, только если у водителя при исследовании обнаружено более 0,16 миллиграмма этанола в литре выдыхаемого воздуха. В переводе на понятные водителю промилле (граммы на литр крови) это значение составляет 0,35.
Обозначенная погрешность измерений при этом стала даже либеральнее как предложений Лысакова в рамках другого законопроекта (0,2 промилле), так и определения состояния алкогольного опьянения (0,3 промилле), которое было впервые добавлено в КоАП в 2007 году. Лысаков при этом призывал не обсуждать законопроект в категориях «возврата промилле», чтобы не провоцировать водителей на эксперименты с тем, сколько можно выпить за рулем.
Другим заметным новшеством в законопроекте, после определения состояния алкогольного опьянения, стало увеличение размеров штрафов. Как рассказывал сам Вячеслав Лысаков, минимальная ставка штрафа была повышена до 500 рублей, чтобы быть не ниже стоимости его взыскания судебными приставами (400-500 рублей). Многотысячные штрафы, в свою очередь, были введены для правонарушений с высокой степенью общественной вредности, как назвал их Лысаков на заседании Думы 2 июля. Для таких нарушений, связанных прежде всего с нетрезвой ездой, также пересмотрели принцип лишения прав. Если раньше водителя могли либо лишить прав, либо оштрафовать, то теперь эти санкции можно будет применять вместе.
С 1 сентября 2013 года, если законопроект будет окончательно одобрен, за управление автомобилем в состоянии опьянения, передачу управления нетрезвому водителю, употребление алкоголя после ДТП либо отказ от освидетельствования последует наказание в виде 30 тысяч рублей штрафа вместе с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Такой же штраф, либо арест, либо обязательные работы полагаются за управление автомобилем после лишения прав.
Даже без системы штрафных баллов законопроект предполагает дополнительную ответственность для нарушителей-рецидивистов. Более строгие санкции предусмотрены в документе за следующие повторные нарушения: управление незарегистрированным автомобилем (штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев), управление автомобилем в состоянии опьянения или передача управления нетрезвому водителю (штраф 50 тысяч рублей и лишение прав на 3 года), проезд на красный свет (штраф 5 тысяч рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев).
Особое место в законопроекте отведено нарушениям скоростного режима. За превышение установленной скорости на 20-40 километров в час штраф повышен до 500 рублей. Вводится также новая дифференциация наказания — за превышение от 60 до 80 километров в час наказание составит 2-2,5 тысячи рублей штрафа или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, а за превышение более 80 километров в час нарушителя ждет штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на полгода. Дополнительно установлен штраф в размере 2-2,5 тысячи рублей за повторное превышение скорости от 40 до 60 километров в час и лишение прав на год (либо штраф 5 тысяч рублей при автоматической фиксации нарушения) за повторное превышение свыше 60 километров в час.
Претерпела изменения и сама процедура изъятия и возвращения водительского удостоверения. Законопроектом отменяется временное удостоверение, которое инспектор выдает водителю на то время, пока суд не примет решение о лишении прав. Эта мера была обусловлена тем, что «времянки» выдавались сроком лишь на два месяца, после чего их необходимо было продлевать до вступления в силу постановления о правонарушении.
Однако самой спорной нормой законопроекта, скорее всего, станет процедура возвращения водительских прав. В статью 32.6 КоАП вводится пункт 4.1, согласно которому водитель сможет получить свои права обратно только «после проверки знания им Правил дорожного движения». Более того, если прав автомобилиста лишили после правонарушения, которое он совершил, будучи пьяным, то перед возвращением за руль его также обяжут пройти освидетельствование «на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством».
Ранее в интервью «Ленте.ру» Вячеслав Лысаков рассказал о том, что такая мера будет предусматривать не только прохождение обычного медосмотра у набора врачей-специалистов, как это требуется перед получением водительского удостоверения. Исследования, по его словам, будут выявлять особенности поведения человека на дороге. «Проверим при помощи научных тестов, может ли человек управлять сложным механизмом в условиях современных рисков, стрессов и так далее», — рассказал Лысаков.
Нет никаких сомнений в том, что одобренный Госдумой законопроект пройдет третье чтение, назначенное на 3 июля, и все дальнейшие инстанции и вступит в силу осенью 2013 года. И если в истории с «нулевым промилле» поставлена точка, то относительно того, как будут реализованы другие положения документа, возникают вопросы. Например, в настоящее время наказание за повторное нарушение может быть наложено, только если речь идет о вождении в нетрезвом виде, выезде на «встречку» и на закрытый железнодорожный переезд. Справится ли ГИБДД с контролем всех случаев рецидива за проезд на красный и превышение скорости, если балльную систему учета нарушений ведомство реализовать не решилось? Кто и каким образом будет проводить оценку адекватности водителя перед возвращением прав? Не выльется ли это в очередную систему платных справок после поверхностного осмотра?
Но даже если сугубо технические аспекты воплощения закона в жизнь удастся уладить, то все равно удивляет та поспешность, с которой в него было добавлено «ненулевое промилле», а потом в последние дни перед депутатскими каникулами обеспечено прохождение второго (важнейшего для законопроектов) чтения. Создается впечатление, что давно назревшее наведение порядка с освидетельствованием на состояние опьянения было использовано в качестве ширмы для прикрытия куда более суровых новшеств (прежде всего многократно повышенных штрафов), на которые в противном случае общественность обязательно обратила бы значительно больше внимания.