Россия
19:37, 5 июля 2013

Образцово-показательное унижение Как «Оккупай-Педофиляй» борется с «извращенцами» на Урале

Даниил Туровский (Каменск-Уральский ― Нижний Тагил)
Алексей Булыгин и Максим Марцинкевич
Фото: страница «Оккупай-Педофиляй» «ВКонтакте»

«Борцы с педофилами» из филиала группировки «Оккупай-Педофиляй» в Каменске-Уральском (Свердловская область) в начале этого лета объявили о том, что один из разоблаченных ими «извращенцев», 19-летний Алексей Булыгин, покончил с собой. Местное отделение основанного неофашистом Максимом Марцинкевичем движения считается одним из самых жестоких в стране. «Лента.ру» отправилась на Урал, чтобы понять, как устроена эта группировка, и заодно выяснила, что Булыгин на самом деле жив.

«Гомосексуалистов мы тоже не любим»

«Была бы моя воля — убивал бы их, но государство не позволяет», — отвечает лидер группировки «Оккупай-Педофиляй Каменск-Уральский» Лев Вычуров на мой вопрос о том, на что «оккупайцы» готовы в своей борьбе против гомосексуалов. Мы встречаемся с ним и еще двумя активными участниками его группировки в центре Каменска-Уральского.

Каменск-Уральский, расположенный в 96 километрах к югу от Екатеринбурга, ― город, каких тысячи. В нем нет ничего неожиданного: кирпичные пятиэтажки, на центральной улице ― памятник павшим в Великой Отечественной войне, на главной площади ― здание городской администрации с огромной мозаикой, изображающей Ленина, ведущего толпу вперед. На окраинах — Уральский алюминиевый завод и Каменск-уральский завод обработки цветных металлов. В городе о деятельности «Оккупая», добровольческого отряда по «борьбе с педофилами», знают почти все. Десять случайных прохожих, встретившихся мне, все как один выразили им поддержку. «Нужно действовать жестче, а то сколько этих-то развелось», — сказал мне мужчина с заметным пивным животом, имея в виду, что «эти» — гомосексуалы, а не педофилы.

Группировка называет себя «отделением организации» «Оккупай-Педофиляй», созданной известным московским скинхедом Максимом «Тесаком» Марцинкевичем. Бывший лидер неофашистской организации «Формат-18» в декабре 2010 года вышел из колонии, где отбывал трехлетний срок за разжигание межнациональной розни. На протяжении двух лет Марцинкевич колесит по стране и снимает ролики про поимку «педофилов» «на живца». Переписываясь в социальных сетях под видом несовершеннолетних, его сторонники заманивают «педофилов» на встречу, а затем издеваются над ними и фиксируют все это на камеру. Записи выкладывают в интернет и якобы отсылают родственникам и друзьям «педофилов». Региональных ячеек «Оккупай-Педофиляя» насчитывается несколько десятков; движение вышло за пределы России, его филиалы появились в Караганде (Казахстан) и Ялте (Украина). Каменск-уральская ячейка действует намного жестче прочих филиалов — во время ее съемок камера часто выключается, а на последующих кадрах «герой» съемки уже хватается за живот или грудь.

Разговаривая со мной, «оккупайцы» из Каменска-Уральского ухмыляются, переглядываются, подмигивают друг другу; складывается впечатление, что они многое не договаривают. «Некоторых почитаешь — получается, гомики у нас чуть ли не святые в стране, ― говорит Михаил Краснов, один из активистов местного «Оккупай-Педофиляя». ― Мы вообще против педофилов, но гомосексуалистов мы тоже не любим. Я не знаю, почему гомосексуалисты защищают педофилов. Они говорят, что 16-летний мальчик уже является взрослым, что его нельзя растлить». От разговора о том, что по действующему законодательству так и есть (статьи 134 и 135 УК РФ говорят о том, что 16 лет — «возраст согласия»), он отмахивается.

Краснов, Лев Вычуров и Даниил Андреевич — костяк местного «Оккупай-Педофиляя». Вычурову чуть больше 20-ти, он худощав, носит черную рубашку-поло и спортивные штаны; собирается поступать в юридический вуз, занимается контактными единоборствами. Краснов — крепкий, бритый, весь в черном, ему под 30. Утверждает, что тоже занимается единоборствами, но с оружием, двуручной булавой и кистенем. Краснов рассчитывает получить экономическое образование, а сейчас подрабатывает коллектором. Андреевич такой же молодой, как Вычуров, тоже носит поло, на плече татуировка — нечто среднее между солнцем и свастикой. Защитил в конце июня 2013-го диплом по менеджменту, увлекается философией — все больше Ницше и Шопенгауэром. Про свою татуировку он говорит: «Черное солнце распространено в оккультизме, для меня этот символ означает стремление к мудрости, стремление к саморазвитию, потому что в последнее время мы видим упадок нравственности — вокруг одни педерасты».

Из окна кафе, где я беру интервью у «оккупайцев», видно стену дома, на которой выведено: «АД РЕАЛЕН».

— Ко мне домой недавно приходили представители гомосексуалистов, — рассказывает Краснов. — Говорили, что мы над людьми издеваемся. Спрашивали, почему мы их ненавидим. Говорили, что чувствуют себя притесненными. Так получилось, что они оба почему-то запрыгнули в мусорные баки.
— Они местные? — спрашивает Вычуров. — Было бы интересно еще этих ушлепков встретить.
— Говорят, я фашист, — продолжает Краснов. — Получается, все, кто не любит педиков и уважает своих предков, ― фашисты. Я пожил и понял русский менталитет. Хорошо станет, когда будет железный занавес, чтобы всякое говно из Европы не лезло. Режим должен быть либо национал-социалистический, либо жесткой формой коммунизма. Хрен с ним, что у меня будут одинаковые штаны, зато я буду уверен, что моему сыну таджик не продаст возле школы травы, а по пути домой его не встретит гомосек в кустах. Хотя можно просто всех либералов ликвидировать и изолировать. Тоже хорошее дело.
— Если вы увидите двух молодых людей, идущих по улице и держащихся за руки, что будете делать? ― спрашиваю я.
— Допросим. А потом все зависит от них.

В конце июня 2013 года Вычуров, Краснов и Андреевич в своей группе «ВКонтакте» «Оккупай-Каменск» (там они указаны как «идеолог», «штатный уринотерапевт» и «оператор») устроили один подобный «допрос»: недалеко от центра города они поймали 21-летнего, как они считали, гея, посадили в автомобиль и отвезли его на кладбище. Разговор со своей жертвой они вели с топором и битой в руках. «Он попался нам вечером у торгового центра, — вспоминает Краснов. — Девушки были с нами, поэтому он чувствовал себя безнаказанным. А вот не было бы девушек с нами — не было бы видео (Вычуров и Андреевич смеются). Я бы просто прибил бы этого гомосека — и все».

35-минутный ролик издевательств под названием «Допрос гомосека» висел в паблике группы, но после интервью членов группировки с «Лентой.ру» был удален.

— У тебя топор, а у тебя бита в руках. И я в положении, что просто хуже быть не может, ― говорит двоим «оккупайцам» парень в футболке без рукавов и джинсовых шортах; его ярко освещают фары «Уазика», лица почти не видно.
— Поверь, может быть хуже гораздо.
Все смеются.
— У нас есть лопата. А здесь много места для могилок. Давай рассказывай, как в жопу давал за пять тысяч. Ты проститутка?
— Нет.
— Будешь кричать — Булыгин восстанет из могилы. Знаешь, кто такой Леша Булыгин?
— Не знаю.
— Он тут к мальчику приехал и хотел его в попу взять. После общения с нами он повесился. Хочешь повторить его судьбу или нет?

Леша, о котором говорят «оккупайцы», ― это 19-летний Алексей Булыгин. В начале апреля 2013-го он приехал на электричке в Каменск-Уральский из города Шадринск Курганской области — после переписки с очередным «живцом», представлявшимся в чате «ВКонтакте» 16-летним подростком. На видео «оккупайцев» Булыгин признается в бисексуальности, но делает оговорку: «Вообще, у меня никогда не было ни с кем». Его поймали, отвели на стройку, где «допросили», а потом заставили выпить мочу, которую «оккупайцы» называют «волшебным эликсиром».

История с Булыгиным запомнилась «оккупайцам» еще и потому, что позволила продемонстрировать мощь местного отделения перед Марцинкевичем, который навещал тогда своих единомышленников в Екатеринбурге. «Мы и поймали с ним одного, хотя собирались троих», ― рассказывает Вычуров. «А двое сорвались, — встревает Краснов. — Потому что у нас одно лицо нетрадиционной ориентации работает на радио, и оно накануне объявило, что Марцинкевич приезжает в Каменск. Все местные представители этой фауны — и педофилы, и гомосеки — пропали на несколько дней. Приехал только один курганский. Он написал мальчику нашему, предлагал интим, но мы ему обломали кайф».

3 июня на личной странице «ВКонтакте» Алексея Булыгина появилась фотография гроба, который опускают в могилу. На картинке была подпись: «День, когда тебя все любят». «Оккупайцы» решили, что Булыгин покончил с собой, и сделали все, чтобы эта история разошлась среди их сторонников как «образцовая».

Охотник на охотников

Активность «оккупайцев» из Каменска-Уральского оценили не только их идейные единомышленники. Внимание на группировку обратил 40-летний Валентин Дегтерев из Нижнего Тагила, инструктор по неотложной помощи в одном из ЧОПов, до этого 11 лет отработавший на «скорой» и еще пять лет врачом в военной части. Случайно, еще в апреле 2013-го, он увидел по телевизору сюжет про деятельность «Оккупай-Педофиляя»: сначала ввязался в дискуссию с ними во «ВКонтакте», а затем решил уведомить о деятельности группировки все властные инстанции.

Перед встречей со мной Дегтерев просит прислать отсканированные копии паспорта и пресс-карты. «Я должен быть уверен в своей безопасности, — объясняет он. — Не считаю такие требования излишней предосторожностью, учитывая интерес адептов Тесака ко мне».

«Мое знакомство со всем этим началось, когда я увидел 4 апреля по телевизору репортаж (сюжеты про «Оккупай-Педофиляй Каменск-Уральский» выходят в программе Иннокентия Шеремета на областном екатеринбургском телеканале ОТВ ― прим. «Ленты.ру»), посвященный задержанию Алексея Булыгина. Я вообще ко всему этому раньше дела не имел, я абсолютно гетеросексуальный. Ведущий там тогда сказал, что они задержали педофила-девственника. Парня на улице задержали, куда-то затащили, начали его там бить, мочой поить», ― рассказывает Дегтерев, пригласив меня в свою квартиру в старом панельном доме в районе «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле.

Дегтерева эта история разозлила: он написал письмо губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой разобраться, почему по уральскому телевидению показывают экстремистов. Ответа он не получил. «Губернатор Куйвашев думает о судьбе нашей телебашни (в Екатеринбурге сейчас идет конкурс на проект новой телебашни — прим. «Ленты.ру»), он не замечает, что у него в области действует преступное сообщество, пропагандирующее национал-социализм», ― разводит руками Дегтерев. Пресс-секретарь губернатора Мария Картуз в разговоре с «Лентой.ру» заявила, что о таком обращении не слышала: «Так, о каком движении вы говорите? Как называется? "Покупай-Увеселяй"?» Она попросила время на уточнение, но на момент публикации материала так и не ответила.

О своей инициативе Дегтерев написал на «стене» группы «оккупайцев» «ВКонтакте» ― в ответ те засыпали его угрозами. Обращение Дегтерева в полицию осталось без ответа: «Если тебя убьют — тогда начнем дело». Он рассказывает, что «оккупайцы» Вычуров и Краснов уже два раза приезжали к нему домой, один раз ломились в квартиру, в другой раз пытались затащить в автомобиль. Якобы угрожали его перенесшей инсульт матери: «Сейчас приедем, сожжем тебя». Мои собеседники в Каменске-Уральском отрицают, что ездили к Дегтереву, но Краснов говорит, что часто общается с Валентином в социальных сетях: «Я ему потом предлагал, как нас всех посадить. Сказал: возьми себя, позови своих всех голубых друзей и соверши групповой акт самоубийства, и не забудь оставить записку, что я это во всем виноват».

Дегтерев сидит за компьютером, перебирает свои обращения (их около 30-ти — в СК России, ГУВД по Свердловской области, МВД России) и однотипные ответы от них: «Материал отправлен для проверки», «Принято решение о передаче вашего заявления». Ответ по существу есть только один, от свердловского Центра по борьбе с экстремизмом — о том, что на странице группировки «ВКонтакте» не найдено никаких противоправных материалов.

«Я считаю, что самосуд даже против подозреваемых недопустим. Надо изначально проверить степень виновности. Обязательно должны быть сотрудники полиции, — продолжает Дегтерев. — Удивляет, что Тесак, человек с крайне радикальными взглядами, не попадает под УК. Меня это потрясает. Его сознательно кто-то уводит из-под уголовной ответственности. А его адепты видят, что с их лидером все в порядке, поэтому они чувствуют полную безнаказанность». Наказать Дегтерев предлагает не только за физические нападения, но и за фашистские призывы: в группе «Оккупай-Педофиляй Каменск-Уральский» выкладываются свастики, а в начале июня две недели провисел ролик, опубликованный администраторами группы, с призывом убивать гастарбайтеров. «А самое страшное, что эти люди — Вычуров, Краснов — пошли в школу», ― добавляет Дегтерев и включает ролик. Он назван «Оккупай-Педофиляй в гостях у детишек». На записи Вычуров расспрашивает детей восьми-десяти лет из каменск-уральской школы №10.

— Кто во «ВКонтакте» сидит?
Почти все поднимают руки.
— Кто знает, кто такой Тесак?
Все молчат.
— Никто не знает, кто такой Тесак? «Оккупай-Педофиляй» — знаете организацию?
— Не-е-ет! — хором отвечают дети.

«Оккупай-Пидарофиляй»

Для того чтобы история Алексея Булыгина разошлась по Сети, Дегтерев сделал не меньше, чем добровольные «ловцы педофилов». «Они его отпустили, но продолжили травить, — рассказывает Валентин. — Выяснили, где он учится, связались с его группой в институте, начали искать сообщников, которые помогли бы его травить на месте. Я начал в полицию писать обращения, что парню угрожают. А 6 июня они написали у себя в группе "Оккупай-Педофиляй Каменск-Уральский", что он со второй попытки совершил самоубийство. И они начали на этом пиариться. Начали публиковать информацию о его смерти, о том, что якобы посетили его могилу».

Личные страницы «оккупайцев» «ВКонтакте» пестрят сообщениями вроде «Булыгин, мы помним тебя». Михаил Краснов под фотографией с возложением цветов на неопознанную могилу оставил комментарий (орфография оригинала ― прим. «Ленты.ру»): «почтим память пидорка леши, он был хорошим россиянцем, любил несовершеннолетних мальчиков, и собственноручно избавил наш мир от своего присутствия». На митинг в поддержку закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений», который прошел 1 июля в городе Богданович рядом с Каменском-Уральским, «оккупайцы» привезли плакаты «50% геев — педофилы» и гроб. Ролик с митинга они назвали «Похороны Булыгина».

«Я считаю, фактически все гомосексуалисты — педофилы, — объясняет Краснов. — У них ведь однажды расстроены нравственные устои. Переступил один раз — переступит и в другой. Сегодня ему мальчики нравятся, потом дети понравятся, они непригодны для жизни в обществе». В социальных сетях Краснов не так сдержан, там он предлагает создать новую группировку, «Оккупай-Пидарофиляй» — и иллюстрирует сообщение gif-анимацией, на которой эсэсовец стреляет в голову заключенному в концлагере.

Потенциальные «герои» пока еще воображаемого проекта уже не чувствуют себя в безопасности в Каменске-Уральском. Немногочисленное гей-сообщество этого промышленного города запугано. По словам одного из его представителей, разговаривавшего со мной на условиях строжайшей анонимности, «оккупайцы» «охотятся, когда становится меньше людей на улице», бьют, допрашивают, требуют от гомосексуалов не появляться на улице.

«В городе Каменск-Уральский четверо гомофобов избили моего друга, — написала на своей стене во «ВКонтакте» 14 июня екатеринбурженка Стефания-Марьяна Гурская. — Засняли все это на камеру. Он отнес заяву. Их допросили и отпустили. Теперь ему угрожают. Он не один такой, но это произошло с ним. А значит, это произошло со мной и произошло с каждым из нас! Потому что мы все — одно общество, а стояли люди, которые смеялись. Никто не заступился! А избивали человека! И здесь уже неважно, какой он ориентации». Это сообщение процитировали администраторы группы «Оккупай-Каменск», добавив комментарий: «ахаха)) жаль, что не убили..)». Играющая в КВН за команду «Уральские пельмени» Гурская отказалась обсуждать это нападение со мной: «Мой друг попросил не распространять этот случай в СМИ».

«Дальше будет хуже, следующий шаг — убийство, — не сомневается Дегтерев. — И после этого будет скандал, снимут верхушку ГУВД».

* * *

«Лента.ру» нашла подтверждение, что Алексей Булыгин жив. Его знакомая Юлия, которая учится с ним в одном вузе в Шадринске, рассказала мне: «Сегодня собираюсь с ним и еще парой одногруппников погулять по городу. Могу сказать, что после этого видео на Алексея началась травля, на него нападали студенты института. Город у нас маленький, похабные новости разлетаются как горячие пирожки на ярмарке. На него косились на улицах, тыкали пальцем». По ее словам, первое время Булыгину было очень тяжело, но нашлись несколько человек, которые его поддерживали, много и долго с ним разговаривали, чтобы тот не ушел в себя и не сделал что-нибудь с собой. У нее не получилось уговорить Булыгина написать заявление на «оккупайцев», потому что он предполагает, что «все станет хуже». «Я думаю, он пошел на встречу, потому хотел с кем-то пообщаться на интимные темы, ― говорит Юлия. ― Уверена, он бы не стал ни с кем спать. У него разум ребенка лет 12-ти, он человек-наивность, не приспособлен к грубому обществу». Сам Булыгин общаться с «Лентой.ру» не захотел.

< Назад в рубрику