Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Это — ряд наблюдений

София Коппола сняла свой лучший фильм за десять лет

Кадр из фильма «Элитное общество»

Осенью 2008 года группа калифорнийских подростков (что характерно, преимущественно из обеспеченных семей) занялась противозаконным промыслом. Старшеклассники начали забираться в дома знаменитостей, которые в Голливуде на каждом углу, и выносить оттуда драгоценности, одежду и наличность. В 2009 году юных преступников задержали и приговорили к тюремным срокам. В 2013 году София Коппола сняла фильм «Элитное общество» о том, как действовали голливудские грабители.

В фильме внимание сосредоточено на пяти участниках ограблений (на самом деле компания была больше), а имена их изменены. Марк (Израэль Бруссар) недавно перешел в новую школу, где чувствует себя изгоем. Однако у него довольно быстро завязываются отношения с Ребеккой (Кэти Чанг). Она предлагает Марку для начала обшарить оставленные на обочинах улиц машины, затем наведаться «в гости» к уехавшему из города соседу, а после и вовсе навестить дом Пэрис Хилтон. Со временем к паре присоединяются еще три девушки — их играют Клер Жюльен, Таисса Фармига и Эмма Уотсон (последняя — фактически единственная известная актриса, снявшаяся в «Элитном обществе», не считая Кирстен Данст и Пэрис Хилтон в эпизодических ролях самих себя).

Примечательно, что грабители действовали не столько дерзко, сколько бестолково. Выяснив в интернете, кто из звезд в отпуске или на съемках, они забирались в пустые дома (в некоторых случаях срабатывало классическое «ключ под ковриком»), даже не особо прячась от камер слежения. Более того, увешав себя краденными сумками Birkin, подростки еще и делали фотографии, которые тут же отправлялись на общедоступные страницы в Facebook. Разумеется, полиция с легкостью разыскала преступников (другое дело, что поиски начались далеко не сразу — Хилтон, например, долго не замечала, что из ее дома что-то постоянно пропадает).

По сравнению с другими фильмами Копполы, «Элитное общество» буквально нашпиговано событиями. Тут и преступление, и наказание, и торговля крадеными «Ролексами», и вечеринка у Хилтон, и суд (последний, правда, показан лаконично: двери зала закрываются, раздается удар молотка судьи, двери открываются). При этом Коппола наблюдает за происходящим отстраненно — она не дает никаких оценок. Режиссер не обвиняет и не оправдывает подростков-воров — такое ощущение, что она просто проходила мимо, ее взгляд скользнул по людям и на некоторых из них остановился. Заинтересованность возникла, но крайне сдержанная.

Эта отстраненность особенно заметна в одной сцене. Марк и Ребекка забираются в особняк очередной знаменитости, который представляет собой что-то вроде сложно устроенного аквариума: прозрачные стены с внутренними перегородками и лестницами. Зритель наблюдает за грабителями снаружи, причем камера держится в нескольких десятках метров от дома. Вся сцена снята одним планом.

Коппола при этом не только не навязывает зрителю свою оценку персонажей, но еще и выводы предлагает делать самостоятельно. Что заставило старшеклассников забираться в чужие дома? Видимо, даже не жажда наживы, а патологический интерес к образу жизни звезд. Сами звезды в последние годы стали гораздо доступней благодаря интернету — за считанные секунды можно узнать, чем именно сейчас занимается и где находится та или иная знаменитость. Но Коппола не осуждает ни Сеть, ни Facebook, ни многочисленные блоги, посвященные селебрити — она просто наблюдает.

А объект для наблюдения она на этот раз выбрала идеально. В «Марии Антуанетте» 2005 года режиссер так же отстраненно смотрела на королеву Франции — но там дистанцию определяли еще и прошедшие века; в результате фильм получился безжизненным. В «Где-то» 2010 года Коппола смотрела на голливудского актера в исполнении Стивена Дорффа практически в упор — очевидно, оттого, что подобные персонажи, по всей видимости, и составляют ее круг общения. Кино вышло невозможно скучным (что не помешало ему взять главный приз на кинофестивале в Венеции).

Теперь же Коппола сняла ленту о людях, которые постоянно крутятся поблизости (в конце концов, она тоже вполне себе селебрити), но с которыми ее пути никогда не пересекаются. Режиссер испытывает к ним любопытство — возможно, не без примеси брезгливости, но это пусть сам зритель решает. Кроме того, Коппола в «Элитном обществе» демонстрирует и чувство юмора — в основном оно проявляется в сценах, где героиня Эммы Уотсон пытается оправдать свое поведение при помощи избитых фраз о благотворительной деятельности и духовном развитии, будто бы позаимствованных из интервью тех самых звезд, чьи шмотки она недавно экспроприировала. В результате «Элитное общество» получилось, пожалуй, самой удачной режиссерской работой Копполы за десять лет.

Культура00:0521 октября

Непростые движения

Крамп, би-боинг и пластичность змеи: что происходит с уличными танцами в России и мире