На днях во Франции по запросу российских властей задержали Алексея Кузнецова — бывшего министра финансов и заместителя главы правительства Подмосковья. При себе у экс-чиновника, которого в России обвиняют в мошенничестве, обнаружили несколько фальшивых паспортов. Скандал вокруг Кузнецова, которого подозревают в крупных хищениях, впервые разразился еще в 2008 году, однако с тех пор полной ясности относительно содеянного им так и не появилось.
Министерский портфель в правительстве Подмосковья финансист Кузнецов, который до этого успел поработать в Инкомбанке и других коммерческих компаниях, получил в 2000 году. Спустя четыре года его назначили первым вице-премьером, ответственным за имущество области, а еще через три года на его деятельность обратил внимание подмосковный ОБЭП. Оказалось, что министр при всякой возможности помогал компании «РИГрупп» («Русская инвестиционная группа»), которая принадлежала его супруге Жанне Баллок и активно работала на рынке недвижимости. Баллок (в СМИ встречаются варианты «Буллок» и даже «Булах») — гражданка США, и проверка Следственного комитета — тогда еще при прокуратуре — показала, что американский паспорт вопреки закону имеется и у самого министра.
До привлечения чиновника к ответственности дело тогда не дошло. Узнав о подозрениях в адрес подчиненного, губернатор Борис Громов вызвал его на ковер и настоятельно порекомендовал написать заявление «по собственному желанию». Кузнецов рекомендацию беспрекословно выполнил, а потом немедленно вместе с супругой Жанной улетел в Америку. Уже после этого СКП возбудил уголовное дело о превышении бывшим министром должностных полномочий, однако суть и размах совершенных Кузнецовым правонарушений не оглашались и стали обрастать домыслами и предположениями.
В числе возможных преступлений подмосковного вице-премьера называли даже шпионаж: якобы гражданин США Кузнецов мог следить за оборонными объектами в области. Ущерб же, который незаконные действия министра нанесли региону, поначалу оценивался в запредельные 20 миллиардов долларов. Потом сумма уменьшилась до 27 миллиардов рублей, а сейчас она составляет три с половиной миллиарда. Можно сказать, «всего» три с половиной миллиарда, потому что прежде считалось, что махинации Кузнецова фактически поставили Подмосковье на грань банкротства.
Интересный момент тут заключается в том, что Громов, в команде которого Кузнецов проработал много лет, фактически предупредил подчиненного о грядущем уголовном преследовании и тем самым дал ему возможность скрыться. Более того, предполагаемый масштаб злоупотреблений, безусловно, бросает тень и на бывшего главу области. И весьма непросто понять, как в 2011 году Громов мог утверждать, что Кузнецов «не своровал из бюджета Московской области ни одной копейки».
Количество, содержание и судьба уголовных дел, которые возбуждали против Кузнецова, вызывают немало вопросов. В материалах дела о злоупотреблении полномочиями, заведенного в 2008 году, речь шла, если верить СМИ, о передаче под застройку компании «РИГрупп» плодородных подмосковных земель. Именно общая стоимость этих участков оценивалась в двадцать миллиардов долларов. Позднее, в конце 2009 года, появились сообщения о том, что на Кузнецова заведены дела о мошенничестве и отмывании денег.
Между тем Следственный комитет сообщает, что постановление о привлечении Кузнецова к уголовной ответственности ведомство вынесло в июне 2010 года. Бывшего министра обвинили в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК), и отмывании денег группой лиц по предварительном сговору с использованием служебного положения (часть 3 статьи 174.1 УК), после чего заочно арестовали.
Какое развитие получило дело о передаче земель компании Жанны Баллок, неясно. Что касается дел о мошенничестве и легализации средств, то из сообщений СМИ и государственных пресс-релизов вырисовывается следующая преступная схема. Якобы вместе с помощниками Кузнецов в период с 2005 по 2008 год выкупил у шестнадцати предприятий ЖКХ долги муниципальных образований в разных районах Подмосковья, а потом выделил на погашение этих задолженностей средства из регионального бюджета. Предположительно, объем этих средств как раз и составляет примерно 3,5 миллиарда рублей, хищение которых сейчас вменяют в вину экс-министру.
Впрочем, в октябре 2010 года сообщалось, что в общей сложности Кузнецов и его сообщники причинили государству ущерб примерно на тридцать миллиардов рублей, однако основная часть этой суммы — свыше 25 миллиардов — оказалась возвращена властям. В частности, в государственную собственность вернулись различные объекты недвижимости, в том числе земельные участки, квартиры, торгово-развлекательные центры и кинотеатры в Подмосковье.
В настоящее время в числе предполагаемых сообщников Кузнецова СК называет бывшего заместителя министра финансов Подмосковья Валерия Носова, бывшего гендиректора учрежденной подмосковными властями «Московской областной инвестиционной трастовой компании» (МОИТК) Владислава Телепнева и экономиста компании «НЭС-Финанс» Елену Кузнецову, которая приходится главному фигуранту сестрой. Ранее в сообщениях о деле упоминались бывший гендиректор «РИГрупп» Дмитрий Котляренко, бывший директор инвестиционно-финансовой компании «РИГрупп-Финанс» Людмила Бездель, начальник отдела финансирования госпрограмм МОИТК Светлана Шаталина, а также Жанна Баллок.
Внятных подробностей преступной деятельности, которую развернули в Подмосковье все эти люди, нет. Ясно лишь, что они, по данным следствия, создавали подставные структуры, позволившие им перекачать бюджетные миллиарды в свой карман. Двое фигурантов, Котляренко и Бездель, даже были осуждены. В 2011 году первого приговорили к трем годам колонии и 500 тысячам рублей штрафа, а вторую — к условному сроку в шесть лет. Преследование Шаталиной тогда же было прекращено. Бывший зам Кузнецова Носов между тем был привлечен к ответственности по другому делу — о вымогательстве 80 миллионов рублей у акционера фирмы «Энергоконсалтинг» Владимира Бородкина — и в ноябре 2012 года приговорен к четырем годам лишения свободы.
Пока в России продолжалось все это полное неясностей разбирательство, Кузнецов жил за границей на широкую ногу. После отъезда он вовсе не залег на дно, а давал интервью и отдыхал у всех на виду в Куршевеле. В 2009 году он утверждал, что встречался на этом курорте с управделами президента РФ Владимиром Кожиным и директором Федеральной службы охраны Евгением Муровым. По утверждению подмосковного экс-министра, он обсуждал с влиятельными собеседниками возможность урегулирования претензий в свой адрес, но добиться желаемого так и не сумел, поскольку некие заинтересованные лица захотели получить с него миллиард долларов.
В Следственном комитете заявляют, что в конце 2012 — начале 2013 года российские власти предприняли ряд шагов, чтобы активизировать усилия для поиска и задержания Кузнецова и других скрывшихся за рубеж фигурантов уголовных дел. Глава СК Александр Бастрыкин, в частности, встречался с генсеком Интерпола Робертом Ноблом и шефом национальной полиции Франции Клодом Баланом. Якобы именно эти встречи в конечном счете и способствовали задержанию Кузнецова. По версии того же СК, Кузнецова объявили в федеральный, а затем и в международный розыск в октябре 2010 года — вскоре после обвинения его в мошенничестве и отмывании денег. Российский МИД, впрочем, при этом сообщает, что в международном розыске по линии Интерпола экс-министр находился лишь с 2012 года. Между тем оппозиционный политик Алексей Навальный еще в январе 2013 года заявил, что на самом деле Кузнецова в базу Интерпола внести «забыли». По мнению Навального, именно его разоблачение этой «забывчивости» в конечном счете привело к появлению Кузнецова в базе разыскиваемых преступников.
Сейчас СК обещает в кратчайшие сроки завершить расследование в отношении Кузнецова, как только его доставят в Россию. В отношении трех других фигурантов — Носова, Телепнева и Кузнецовой — следственные действия уже завершились, причем, судя по всему, довольно давно, и сейчас они знакомятся с материалами дела. Осужденного за вымогательство Носова в июне 2013 года перевели из колонии под арест, чтобы он не смог как-нибудь воспрепятствовать расследованию дела Кузнецова. Где находятся Телепнев и Кузнецова, неизвестно, но резонно предположить, что они арестованы. Также неизвестно, какой статус в деле имеет Баллок и собираются ли ее привлекать к ответственности в России.