В мае 2013 года стало известно, что значительное количество российских водителей были ошибочно занесены ГИБДД в категорию неплательщиков. Причиной стал сбой в системе взаимодействия между принимающими оплату банками и госорганами. С момента обсуждения неполадок на уровне правительства РФ прошло почти два месяца, но проблема так и не решена окончательно, а банки и ГИБДД начали обвинять в ее появлении друг друга.
Создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предусмотрено федеральным законом, подписанным еще в июне 2011 года. По этому закону, те банки и кредитные организации, которые принимают от клиентов платежи в бюджет (в том числе и штрафы), обязаны незамедлительно отправлять информацию о таких перечислениях в ГИС ГМП. Принцип учета платежей было поручено установить Федеральному казначейству по согласованию с Центробанком. В штатном режиме система заработала с 1 января 2013 года.
Водители отреагировали на введение новой системы (а точнее, на связанные с ней трудности) не сразу — ГИБДД отметила, что массовый поток жалоб начался с апреля. Количество поступавших от автомобилистов сообщений о том, что их несправедливо записали в неплательщики, в мае достигало 11 тысяч штук в неделю. Всего в апреле-мае в ГИБДД поступило 30 тысяч таких жалоб — в 20 раз больше, чем за первые три месяца после запуска ГИС ГМП.
В середине мая на совещании в правительстве РФ собрали представителей Федерального казначейства, Минфина, Минкомсвязи и банков, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Тогда выяснилось, что из почти 900 российских банков к ГИС ГМП подключились лишь 500, реально работают с системой чуть более 200 организаций, а в полной мере выполняют требования федерального закона только 100 из них. Установить причину сбоя в работе системы передачи информации о штрафах было поручено до 24 мая. Водителям же предложили временное решение проблемы: на сайте ГИБДД автомобилисты могут «прикрепить» к штрафу, который числится неоплаченным, квитанцию из банка, после чего ее проверят сотрудники ведомства.
Но и через полтора месяца после совещания в правительстве представители Госавтоинспекции продолжали настаивать, что именно кредитные организации несвоевременно и не в полном объеме передают информацию о штрафах. Такое объяснение, означающее, по сути, что от ГИБДД (структуры, выписывающей штрафы и направляющей документы судебным приставам в случае просрочки) в решении проблемы ничего не зависит, не устроило не только водителей. Исполняющий обязанности мэра Москвы (а именно столица является основным «поставщиком» штрафов в силу обилия в городе автоматических комплексов фотовидеофиксации — 600 стационарных комплексов из 2,3 тысячи по стране в целом) Сергей Собянин потребовал от главы столичной Госавтоинспекции разобраться с вопросом информирования автомобилистов об оплаченных ими штрафах. В противном случае Собянин пообещал опубликовать номера личных телефонов полицейского руководства.
Никаких телефонов Собянин так и не опубликовал, зато департамент транспорта и управление ГИБДД по Москве вывесили в интернете список тех московских банков, через которые оплачивать штрафы не рекомендуется. В перечне фигурировали такие крупные организации, как Альфа-банк, Ситибанк, Райффайзенбанк, Юникредит. Списки сопровождались напоминаниями о том, что ведомства прилагают «все усилия для скорейшего разрешения проблемы, возникшей из-за неисполнения федерального закона коммерческими банками». На публикацию списка банки отреагировали по-разному. Альфа-банк пообещал к августу добавить отображение статуса штрафов ГИБДД в своих сервисах. Райффайзенбанк сообщил, что и не собирался принимать оплату штрафов, поэтому к ГИС ГМП не подключен в принципе. Банк «Интеркоммерц», тоже оказавшийся в перечне, заявил, что не понимает, о каких нарушениях идет речь, добавив, что именно Госавтоинспекция предоставила им программный модуль для оплаты штрафов, который установлен в платежных терминалах.
Неразбериха усилилась после того, как к дискуссии о причинах сбоя в работе ГИС ГМП подключилось Федеральное казначейство. Хотя данное ведомство и было заявлено в качестве автора «черного списка» банков, неназванный представитель казначейства в интервью «Коммерсанту» не только рассказал, что о списке в его ведомстве ничего не знают, но и напомнил, что казначейство изначально просило не публиковать сведения о «плохих» банках, чтобы не провоцировать «волну недоверия к кредитной системе». В довесок собеседник издания в казначействе, впервые после начала общественного обсуждения проблем с оплатой штрафов, предложил подробную версию причин неполадок — и она указывает на недоработки со стороны ГИБДД. Как выяснилось, сопоставить поступившие от водителей-нарушителей деньги с постановлениями о штрафах не получается из-за отсутствия в сообщениях от банков уникального идентификатора начисления (УИН). ГИБДД заполняет поле УИН только в тех случаях, когда оцифровывает выписанные постановления со своей стороны, а водителю на руки выдает копию с реквизитами оплаты без этого кода.
Федеральное казначейство уже поручило Госавтоинспекции исправить это положение дел, но не исключено, что и это не позволит решить проблему с неучтенными штрафами. Дело в том, что генерировать УИН инспекторы ГИБДД должны будут для каждого постановления. Но если в случае с «письмами счастья» (они формируются информационной системой) и постановлениями по итогам разбора в отделениях (где тоже теоретически есть доступ к ГИС ГМП) получить такой код нетрудно, то как быть со штрафами, которые выписываются на дорогах? Планшетные компьютеры инспекторам только начали выдавать в качестве эксперимента, а о полном переводе системы административных постановлений в электронную форму речь еще вообще не идет. Пока в качестве очередной временной меры генерировать заветный код предложено банкам по особому алгоритму для работы с ГИБДД. Именно это, видимо, уже успешно делают те из них, что не попали в «черный список».
Заочный обмен репликами между ГИБДД, Федеральным казначейством и банками явно дает понять, что если причины проблемы «ложных неплательщиков» за прошедшие полтора месяца установить удалось, то сроки ее решения остаются неизвестными. Ситуация со штрафами за нарушение ПДД (которые составляют значимую часть платежей в бюджет если не по суммам, то по количеству) показала, что за полтора года с момента подписания федерального закона система ГИС ГМП отлажена не была, а отдельные ее пользователи начали подключаться только после ее выхода в рабочий режим. В проигрыше, как это часто бывает, остались те, кому внедрение ГИС ГМП должно было упростить жизнь. Водителей, в частности, хотели избавить от необходимости предоставлять подтверждение оплаты в ГИБДД — на деле же им снова приходится «заносить» квитанции, пусть и в электронном виде. И единственной верной альтернативой этому остается безналичная оплата через сайт ГИБДД или портал госуслуг.