Бывший СССР
15:51, 23 июля 2013

Гибрид картошки и мандарина Лукашенко ставит на Китай как на спасителя Белоруссии

Петр Бологов
Дети с флагами Китая и Белоруссии во время визита Александра Лукашенко в Китай
Фото: Wang Zhao / AFP

Свой первый визит в Китай президент Белоруссии Александр Лукашенко нанес 18 лет назад, однако переломной в отношениях двух стран стала поездка белорусского лидера в Пекин восьмилетней давности. Тогда, в конце 2005 года, было впервые объявлено о «стратегическом партнерстве» двух стран, а Лукашенко заявил, что Белоруссия, расположенная фактически в самом центре Европы, готова стать форпостом китайских интересов в этом регионе. И хоть это громкое заявление по сути так и осталось на бумаге, в самой Белоруссии Китай, похоже, закрепился прочно. В первую очередь, с помощью кредитов — в прошлом году сообщалось, что объем открытых Китаем для Белоруссии кредитных линий превысил 16 миллиардов долларов при товарообороте в три миллиарда долларов. В белорусском обществе китайская экспансия вызывает более чем неоднозначную реакцию.

На прошлой неделе Лукашенко вновь, уже в седьмой раз, съездил в Поднебесную, откуда вернулся с целым ворохом контрактов. Понять Батьку можно: не так уж много стран, с учетом санкций, наложенных на официальный Минск со стороны США и ЕС, горят желанием вкладывать деньги в республику. К тому же не так давно скончался «друг Уго», который исправно поддерживал реноме Белоруссии как активного игрока на международном рынке. Поэтому Лукашенко поступил бы опрометчиво, если бы стал отказываться от китайских предложений.

По итогам визита белорусского президента в Пекин было подписано 36 документов о сотрудничестве на общую сумму 1,5 миллиарда долларов — совсем не стратегическую, надо заметить, когда речь идет о Китае. При этом самым крупным контрактом стало соглашение о полумиллиардных инвестициях в белорусско-китайское предприятие по производству автомобилей Geely. Также было заключено соглашение о поставке в Китай десяти карьерных самосвалов «БелАЗ» стоимостью 9 миллионов долларов и запчастей к ним на сумму 3 миллиона долларов, о поставке техники и комплектующих с предприятий «Гомсельмаш» и МТЗ на сумму 40 миллионов долларов и еще один 17-миллионный контракт на поставку тракторокомплектов.

Помимо этого китайцы предоставили Белоруссии кредит в 80 миллионов долларов на электрификацию участка железной дороги Гомель-Жлобин. При этом, согласно достигнутым договоренностям, белорусы должны закупить в Китае 18 грузовых односекционных электровозов переменного тока на сумму 117 миллионов долларов. А Экспортно-импортный банк Китая в 2013-2018 годах выделит белорусам льготный покупательский кредит в размере 323,8 миллиона долларов сроком на 15 лет — деньги пойдут на строительство АЭС в республике.

Отдельным «пунктиком» Лукашенко является создание китайско-белорусского индустриального парка — пожалуй, самого грандиозного начинания на линии Минск-Пекин. В ходе визита в Китай Батька подстегнул своих подчиненных, чтобы они ускорили работы в Смолевичском районе Минской области, где и должен появиться упомянутый парк. По словам премьер-министра Белоруссии, в текущем году планируется завершить проектирование основных инженерных коммуникаций — газо- и электроснабжения первой площадки под застройку предприятиями.

В парке, который получил статус свободной экономической зоны, расположатся высокотехнологичные и экспортно-ориентированные производства. Срок реализации проекта — 30 лет, стоимость — 30 миллиардов долларов, а численность занятых на производствах после ввода всех мощностей должна составить более полумиллиона человек. Хозяйничать в парке будет совместное белорусско-китайское предприятие, в котором доля Белоруссии составит 40 процентов, а Китая, соответственно, — 60. Предполагаемый объем прямых инвестиций в этот проект в прошлом году оценивался в два миллиарда долларов, хотя, по прогнозам посольства КНР в Белоруссии, эта цифра может быть увеличена до пяти с половиной миллиардов.

Будущее парка Лукашенко рисует в самых радужных тонах. «С момента реализации этого проекта в полном объеме страна в год будет получать дополнительно до 50 миллиардов долларов экспорта (сейчас объем белорусского экспорта составляет в целом 45 миллиардов долларов в год — прим. «Ленты.ру»). Это увеличит нашу финансовую стабильность. Это самый больной вопрос на сегодняшний день для нашей страны. Этот проект снимает эту проблему», — убежден белорусский президент. Он особо отмечает, что стройка под Минском не обернется сооружением «парка отверток», — по мнению президента, в Смолевичском районе действительно разместятся высокотехнологичные производства «завтрашнего дня».

По сути указанный парк, как пишут белорусские СМИ, должен стать той лакмусовой бумажкой, которая позволит оценить всю серьезность китайских намерений. До сегодняшнего дня «стратегическое партнерство» реализовывалось исключительно на словах — в прошлом году прямые китайские инвестиции в Белоруссию составили лишь 9 миллионов долларов.

Вообще фиксация Лукашенко на китайском направлении у многих специалистов вызывает серьезный скепсис. Как говорится в отчете Белорусского института стратегических исследований (БИСС), в Минске склонны преувеличивать потенциал экономических выгод от своей уступчивости Китаю в политических вопросах.

«Несмотря на то, что белорусская правящая элита заявляет о «стратегическом партнерстве» между странами, китайская сторона придерживается более скромной формулировки уровня отношений. В то же время настоящее стратегическое партнерство у Китая складывается с Россией, Польшей и Украиной. Официальный Минск безосновательно рассчитывает на роль «плацдарма» для выхода Китая на европейский рынок. В своих внешнеполитической и внешнеэкономической стратегиях Китай не выделяет какую-либо отдельную страну для основы распространения своего присутствия в европейском регионе. Более того, для роли Беларуси в качестве китайского «плацдарма» отсутствуют объективные экономические предпосылки и за этот фантомный термин усиленно конкурируют Украина и Польша», — резюмируют эксперты БИСС.

Опасения вызывает и постепенное сползание Белоруссии в китайскую долговую яму. «Беларусь взяла у Китая деньги для Китая» — такими заголовками пестрят местные СМИ, критически настроенные по отношению к белорусской власти. По мнению экономиста, научного сотрудника Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра «Берос» Марии Акуловой, в предложенной китайцами схеме сотрудничества белорусская только территория, все остальное: деньги, технологии, даже рабочая сила, — все китайское. В такой ситуации Минск может получить лишь краткосрочную выгоду, обеспечив себя на ближайшее время деньгами из Поднебесной, в дальнейшем же купоны будет стричь исключительно Пекин.

В то же время руководитель Аналитического центра «Стратегия», экономист Леонид Заико видит подвох не только в бесконечных кредитах, которые в конечном итоге могут превратить Белоруссию в одну из китайских провинций, но и в том, что Китай переигрывает Белоруссию в торговле. Газета «Салідарнасць» приводит такие данные: если в 2010 году, когда во время визита Лукашенко в КНР было объявлено о совместных проектах на 3,5 миллиарда долларов, экспорт Белоруссии в Китай составлял 475,8 миллиона долларов, то в 2012 году он упал до 433,6 миллиона. Китайский же, соответственно, вырос с 1,6 миллиарда до 2,3 миллиарда. И отрицательное внешнеторговое сальдо Белоруссии продолжит расти, полагают эксперты.

Самого Лукашенко в его стремлении изыскать средства на «существование своего режима и на продолжение безбедного существования семьи», как утверждает портал UDF.BY, все вышеприведенные подсчеты не смущают. Говоря о выработке плана совместных белорусско-китайских мероприятий, президент подчеркнул, что в Пекине фактически утвержден «настоящий план действий, очень важное для нас предложение китайской стороны, очень серьезный новый шаг со стороны Китайской Народной Республики в поддержке Белоруссии». По словам Лукашенко, китайцы просто мечтают вкладывать деньги в республику и только ждут конкретных предложений. Многие полагают, что белорусский президент оттого стал так тороплив, что 2015 год — год выборов главы государства — не за горами, а подходить к нему без соответствующих золотовалютных резервов чревато для нынешней власти беспорядками. Вот китайцы-то и должны выручить — на тот случай, если Россия откажется. Лучше ведь доить сразу двух коров, а не одну.

< Назад в рубрику