Подготовка к реформированию «Почты России» идет полным ходом: к сентябрю предприятие совместно с правительством должно утвердить стратегию развития ФГУПа, которая, как надеются чиновники, позволит изменить репутацию «Почты» и наконец-то превратит ее в современную компанию. В рамках этой подготовки почтовики смотрят на опыт других стран, в которых, впрочем, с почтовыми службами дело тоже не всегда обстоит лучшим образом.
Спешная верстка стратегии приводит к тому, что часть черновиков «утекает» в прессу. Так, в середине июля стало известно, что «Почта России», похоже, окончательно отказалась от планов создать отдельный почтовый банк и решила сама оказывать финансовые услуги населению. Для этого ФГУП собирается получить банковскую лицензию. Предприятие планирует занять лидирующие позиции на рынке денежных переводов, а также микрокредитования.
У «Почты России» есть возможность основать неплохой банк, учитывая количество точек продаж ФГУП — около 40 тысяч (для сравнения, в Сбербанке в два раза меньше). Правда, само ФГУП получить банковскую лицензию не сможет, так как закон не разрешает кредитной организации заниматься торговлей. Но, во-первых, закон можно изменить (недаром реформа обсуждается с правительством), а во-вторых, «Почта» может получить лицензию на свою «дочку».
Другие подробности банковской деятельности «Почты» пока неизвестны: сообщается лишь, что окончательное решение по поводу лицензии будет принято в конце сентября, а само разрешение служба рассчитывает получить не позднее чем через два года. Сколько банк будет зарабатывать для «Почты», неясно, но очевидно, что банковская лицензия станет хорошим подспорьем в деле увеличения прибыли, которая в 2012 году составила 813 миллионов рублей. Для сравнения, ФГУП ежегодно получает от государства субсидии в 5-6 миллиардов рублей.
Сами по себе финансовые услуги не способны изменить репутацию «Почты» — весь вопрос в том, как они будут оказываться. В этом российскому предприятию есть чему поучиться у крупнейших почтовых служб мира. «Лента.ру» обратилась к международному опыту в поисках рецепта успеха для российского ФГУПа.
Американская почтовая служба (USPS) — независимое агентство федерального правительства — находится в незавидном положении. С одной стороны, Конгресс указывает ей на необходимость покрывать убытки, в частности, за счет продажи марок и других товаров. С другой стороны, тот же Конгресс управляет почтой так, как считает нужным.
В результате получается «ни нашим, ни вашим»: продажи USPS за последние десять лет упали на 25 процентов, причем сегмент премиум-услуг сократился еще больше — на 35 процентов. В предстоящие четыре года компания прогнозирует спад еще на 20 процентов в связи с «подрывным» влиянием новых технологий (в первую очередь, интернета). В таких условиях компания не может не то что приносить прибыль, но и хотя бы просто оставаться безубыточной. Например, по итогам 2011-2012 финансового года служба потратила почти на 16 миллиардов долларов больше, чем заработала.
В Почтовой службе США работают более 530 тысяч человек. Для сравнения, штат «Почты России» составляет 330 тысяч сотрудников, но USPS в год доставляет около 160 миллиардов писем и посылок, а «Почта России»— около полутора миллиардов писем и бандеролей и 52 миллиона посылок. Иными словами, на каждого заокеанского сотрудника приходится в десятки раз больше отправлений, но при этом о хаосе или почтовых завалах в США ничего не слышно.
Deutsche Post принадлежит государству лишь на 21,4 процента (акциями владеет госбанк KfW). Остальные ценные бумаги с 2000 года, когда почта была приватизирована, находятся в свободном обращении. Именно выход на биржу дал Deutsche Post толчок к развитию и в конечном итоге сделал ее одним из самых больших мировых логистических операторов.
Еще за два года до приватизации Deutsche Post приобрела небольшой пакет акций DHL, а через четыре года довела долю до контрольной. Покупка сервиса доставки оказалась одним из самых удачных поглощений немецкой почты, позволив ей стать крупнейшей службой доставки корреспонденции и посылок в мире. До 2008 года почта оказывала также финансовые услуги — ей принадлежал контрольный пакет акций Postbank, однако к началу 2012 года Deutsche Post вышла из банковского бизнеса.
По итогам 2012 года прибыль компании выросла на 42,6 процента до 1,66 миллиарда евро при выручке в 55,5 миллиарда евро. Для сравнения, продажи «Почты России» в том же году составили 129 миллиардов рублей (три миллиарда евро по текущему курсу). И это при том, что в Германии живет меньше людей, чем в России (80 миллионов против 140), то есть рынок в России больше, чем в ФРГ.
Французская La Poste, подконтрольная государству, в 2012 году заработала 479 миллионов евро, но компания получает субсидии в размере около 600 миллионов евро ежегодно. La Poste занимает второе место на европейском рынке почтовых услуг после немецкого конкурента.
Французская служба, в отличие от Deutsche Post, не отказалась от предоставления финансовых услуг. La Poste начала заниматься денежными переводами еще в начале XIX века. Сейчас компания владеет почтовым банком, прибыль которого составляет около четверти дохода всей группы. La Poste — иллюстрация того, как почтовый бизнес может удачно сочетаться с финансовым.
Еще один пример увлечения почты финансами — Япония. Как и во Франции, почта там принадлежит государству и представляет собой одного из крупнейших игроков на финансовом рынке страны. Банковское подразделение Japan Post держит на своих счетах 176 триллионов иен (1,76 триллиона долларов), что составляет около 20 процентов от всех депозитов и наличных средств в стране. Кроме того, почта занимает существенную долю страхового рынка.
Финансовый бизнес позволяет Japan Post оставаться прибыльной. В 2011-2012 фискальном году почта заработала 469 миллиардов иен. При этом непосредственно почтовое подразделение потеряло за отчетный период 4,5 миллиарда иен.
Приватизацию Japan Post запланировали еще в 2007 году, однако до настоящего времени компания не выходила из-под контроля государства. В 2012 году правительство страны снова объявило о намерении приватизировать службу. По планам властей, Japan Post должна выйти на биржу в последующие три года.
Причины, по которым доставка писем и посылок не приносит почтовым службам прибыли, во всех странах одинаковые — рост электронного документооборота и сокращение количества личных писем в связи с тем, что люди стали больше общаться через социальные сети, Skype и другие онлайн-сервисы. Принадлежащие государству службы прозевали стремительное развитие интернета и сейчас уже не успевают оперативно сокращать лишнюю рабочую силу, а также избавляться от ненужных активов.
Тем не менее интернет приносит не только неудобства: бум интернет-торговли уже привел к резкому росту оборота посылок по всему миру. «Почта России» тоже может заработать на доставке товаров из онлайн-магазинов, но пока предприятие не справляется с объемами. В результате, от интернет-торговли репутация предприятия только ухудшается, а в критических случаях последствия интернет-активности приводят к большим скандалам и даже разгону руководства ФГУПа. Так, например, случилось весной 2013 года, когда из-за почтовых завалов на таможне был уволен предыдущий начальник почты Александр Киселев.
ФГУП объясняет свою медлительность социальными обязательствами (в первую очередь, доставкой писем в сельской местности), а также щеголяет низкими ценами. Действительно, доставка писем по России сейчас в среднем в два раза дешевле, чем в Европе. Это на самом деле преимущество, но рост цен в РФ опережает увеличение тарифов в ЕС, и при отсутствии изменений показатели скоро сравняются.
«Почте России» нужно срочно меняться, но для этого надо определиться с приоритетами: идти ли ФГУПу в финансовую отрасль и постепенно уступить рынок доставки товаров частникам, или, наоборот, направить все усилия на модернизацию каналов доставки и получать прибыль с самого востребованного почтового сегмента. Как видно из мирового опыта, и тот, и другой варианты могут быть реализованы, вопрос лишь в том, что от «Почты» хочет ее собственное руководство.